Выступление на педагогическом совете по теме «Реализация системно – деятельностного подхода в обучении географии в 5 классе в рамках ФГОС»
Выступление на педагогическом совете учителя географии
I квалификационной категории
Богдановой Марины Владимировны по теме:
«Реализация системно – деятельностного подхода в обучении географии в 5 классе в рамках ФГОС»
Свое выступление я хотела бы начать с китайской мудрости: « Увидеть лучше, чем услышать, познать лучше, чем увидеть, сделать лучше, чем познать»
Эти слова как нельзя лучше передают смысл системно - деятельностного подхода, опытом применения которого на уроках географии и во внеурочной деятельности я хочу с вами поделиться. Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется тогда, когда он воспринимает знания не в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».
Технология деятельностного метода предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных заданий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.
Реализация системно-деятельностного подхода предполагает смену позиции учителя и ученика.
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).Уроки, построенные в соответствии с технологией cистемно-деятельностного подхода, где на каждом этапе урока указаны виды формируемых универсальных учебных действий, учат школьников лучше рассуждать, думать, анализировать, главное - самостоятельно решать ставшие перед ними проблемы, ставить цели и их добиваться. Они учатся общаться, уважать мнение каждого и считаться друг с другом.
Современному обществу нужны люди, умеющие творчески подходить к труду, активно и самостоятельно решать задачи, выдвигаемые жизнью или конкретными ситуациями. В этих условиях проблема повышения эффективности обучения школьников, подготовки их в жизни, к практической деятельности, к продолжению образования приобретает особо важное значение.
Успех учебно-воспитательного процесса в значительной степени зависит от умственной активности учащихся. Роль интереса, как стимулятора педагогического процесса чрезвычайно велика, это одно из ведущих условий, при котором активизируется деятельность и работа на уроке учащихся.
Работа над этой проблемой помогла мне систематизировать и углубить знания по этому вопросу, побудила к поиску новых форм и приемов активизации учебно-воспитательной деятельности школьников и позволила сделать следующие выводы:
Необходимо активно применять способы интенсификации учебно-воспитательного процесса:
•Создавать свободную, творческую, максимально продуктивную психологическую атмосферу, основанную на доверии к детям;
•Совершенствовать практическую направленность урока, умение сосредотачиваться на главном;
•Внедрять новые и совершенствовать старые формы урока;
•Индивидуализировать и дифференцировать работу;
•Использовать возможности внеурочной работы для активизации познавательных интересов учащихся.
Таким образом, проблема вовлечения в активную учебно-познавательную деятельность всех без исключения детей является ведущей, и решить её может только учитель, его желание и умение творить, работать, увлекать за собой.
Интерес – это могучая сила. Учащиеся усваивают лучше то, что им интересно и важно. На уроках географии в 5 классах я использую технологию моделирования. Выполнение модели изменяет ситуацию на уроке. Активно работает весь класс, даже учащиеся с низкими способностями. Моделирование – это один из приемов самостоятельного приобретения знаний. Синхронное моделирование определяет эвристическую функцию и служит средством познания изучаемых географических открытий, объектов, дает возможность решения проблемных ситуаций и способствует формированию творчества у учащихся, что является основой познания новых знаний, « Мне это интересно, поэтому я хочу это знать»!
Во внеурочной деятельности мы с пятиклассниками используем рабочую тетрадь « Дневник географа – следопыта», которая является частью учебного комплекта по географии, включённого в систему
«Алгоритм успеха». Она содержит задания разного уровня сложности и реализует деятельностный подход к изучению предмета, что позволяет организовать дифференцированную работу пятиклассников, формировать основные физико – географические понятия, эффективно осуществлять контроль знаний.
Я предлагаю вашему вниманию результаты деятельности учащихся по следующим темам:
На занятии по теме «Слои твердой Земли» учащиеся под моим руководством осваивали метод моделирования и создавали, с помощью приобретенных на уроках теоретических знаний, модель Земли.
Материалом для выполнения работы дети использовали пластилин для создания трафаретов, которые помогли вылепить ядро, мантию и земную кору. (Демонстрация модели)
При изучении тем « Внутреннее строение Земли» и « Вулканы Земли» учащиеся создавали конструктор литосферных плит. В рабочей тетради находится цветная вклейка для выполнения этого задания. Необходимо было вырезать контуры литосферных плит и контуры материков с действующими вулканами и составить современную карту « Горизонтальное движение литосферных плит». Затем на литосферные плиты разместить материки и подписать действующие вулканы Земли. Данная тема по УМК « Просвещение» изучается в 7 классе, а по ФГОС – в 5 классе. Тема трудная для восприятия. И если остановиться только на теоретическом освоении материала, не закрепив его на практике, данный материал останется не совсем усвоенным. А данная тема является основополагающей при изучении всех последующих курсов географии.
При изучении темы « Атмосфера» ребятам предлагалось почувствовать себя метеорологами – наблюдателями. На первом занятии, в рамках изучения этой темы, учащиеся создавали барометр – прибор для измерения атмосферного давления. В работе также использовалась рабочая тетрадь, которая предлагала алгоритм выполнения данного задания. Такой тип задания предусматривает работу в группе и направлен на формирование предметных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) и личностных результатов.
Для изготовления барометра использовались подручные средства, которые ребята с удовольствием принесли из дома. ( Демонстрация барометра и рассказ о его работе).
Сранительный анализ двух УМК – « Посвещение» и « Вентана Граф» под редакцией А.А. Летягина позволяет сделать вывод о том, что реализация ФГОС в технологии системно – деятельностного подхода лучше представлена в УМК « Вентана Граф».