РАЗРАБОТКА КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ
Огурцова Светлана Владимировна,
методист,
ГБПОУ Самарской области «ГК г.Сызрани»
РАЗРАБОТКА КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ
Аннотация: в статье рассматривается алгоритм создания фонда оценочных средств, которые используются при организации процедуры промежуточной и итоговой оценки образовательных результатов.
Ключевые слова: ОПОП, вид профессиональной деятельности, междисциплинарный курс, профессиональный модуль, контрольно-измерительные материалы, контрольно-оценочные материалы, фонд оценочных средств.
С внедрением ФГОС СПО нового поколения осуществлен переход от государственной регламентации минимума содержания образования, как основы стандартов профессионального образования второго поколения, к установлению минимума результатов образования в форме профессиональных и общих компетенций специалистов.
Введение компетентностного подхода затрагивает все компоненты процесса обучения и требует существенного пересмотра содержания образования, методов обучения и традиционных контрольно-оценочных процедур. Соответственно возникает необходимость в создании адекватной компетентностному подходу системы контроля и оценки качества подготовки будущих педагогов.
Оценка качества подготовки выпускников должна происходить в процессе аттестации, которая будет отражать требования ФГОС в содержании оценочных средств. Поэтому в ходе промежуточной и итоговой аттестации необходимо оценивать знания, умения, сформированность у студентов общих и профессиональных компетенций.
Компетенции не являются набором предметных знаний и умений, а значит, образовательные учреждения не могут ограничиваться традиционными контрольно-оценочными процедурами в форме привычных тестовых заданий по отдельным предметам с выбором ответов. Необходимы оценочные средства, построенные на основе современных достижений теории и проявляющиеся только в соответствующих видах практической деятельности обучающихся.
Для реализации компетентностного подхода нашему образовательному учреждению пришлось перестроить свою систему контроля, внедрив в учебный процесс серию компетентностно - ориентированных заданий.
Во ФГОС нового поколения реализуется принцип раздельного функционирования государственного стандарта образования и основной профессиональной образовательной программы, которая представляет собой комплекс нормативно – методической документации, регламентирующий содержание, организацию и оценку качества подготовки обучающихся по конкретной профессии или специальности.
Соответственно требования ФГОС структурированы по разделам:
- требования к результатам освоения ОПОП;
- требования к структуре ОПОП;
- требования к условиям реализации ОПОП;
- требования к оцениванию качества освоения ОПОП.
Принципиальное отличие нового стандарта в том, что в его основу заложены ценностные ориентиры, а не предметные как было ранее. Структурным элементом старых образовательных стандартов был предмет или дисциплина. Структурным элементом образовательных стандартов третьего поколения, основанных на компетенциях, становится образовательная область, представленная в виде профессиональных модулей, предназначенных для освоения конкретных видов профессиональной деятельности (далее ВПД). ВПД представляют собой обобщенные трудовые функции, каждая из которых обладает относительной автономностью и определяется работодателем как необходимый компонент содержания образования. В свою очередь структурными элементами профессиональных модулей становятся профессиональные и общие компетенции, совокупность которых в каком-либо виде профессиональной деятельности рассматривается как интегральный показатель качества ее освоения.
Профессиональный модуль (ПК) – это часть ОПОП, которая имеет определенную логическую завершенность по отношению к результатам образования, заданным ФГОС, предназначенная для освоения профессиональных компетенций в рамках каждого ВПД. В процессе изучения профессионального модуля студенты в комплексе овладевают теоретическими знаниями и практическими действиями в рамках ВПД. Знания больше не рассматриваются в качестве конечной цели ОПОП, а имеют статус средства ее достижения или промежуточной цели.
Каждый профессиональный модуль состоит из одного или нескольких междисциплинарных курсов (МДК). МДК – это часть профессионального модуля, которая ориентирована на формирование системы знаний и умений, необходимых для формирования опыта практической деятельности и освоения профессионального модуля в целом.
Также в состав профессионального модуля входят соответствующие данному ВПД части учебной и производственной практики. Они могут следовать в профессиональном модуле как рассредоточено, так и концентрированно. Выделение разделов в составе модуля остается на усмотрение образовательного учреждения.
Например, в профессиональном модуле 01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития специальности СПО Дошкольное образование состоит из 3 междисциплинарных курсов: МДК 01.01 Медико-биологические и социальные основы здоровья; МДК 01.02 Теоретические и методические основы организации физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста; МДК 01.03 Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков. В каждом из МДК осваиваются профессиональные компетенции. Студенты II курса, на протяжении учебного года изучают профессиональный модуль, в котором гармонично сочетаются МДК. В первом семестре второго года обучения выделяется время на учебную практику, в количестве 36 часов, а во втором семестре на производственную практику – 72 часа. Учебная и производственная практика организуется концентрированно, т.е. студенты полностью погружаются в практическую деятельность. По завершению практики оформляется отчетная документация.
Результаты образования – это планируемые и измеряемые индивидуальные достижения студентов, которые выражаются через знания, умения, опыт практической деятельности, профессиональные и общие компетенции и показатели оценки результатов, которые описывают, что должен продемонстрировать студент при завершении всей или части образовательной программы.
В рамках ФГОС СПО образовательными результатами выступают следующие новообразования студентов: знания, умения, опыт практической деятельности, профессиональные компетенции, общие компетенции.
Знания как образовательный результат – это информация о свойствах объектов, закономерностях процессов и явлений, правилах использования этой информации для принятия решений и позволяющая выполнять над ней мыслительные операции.
Опыт практической деятельности впервые представлен как образовательный результат и дидактическая единица в компетентностно-ориентированном образовании.
Например, при освоении ПМ 01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития специальности СПО Дошкольное образование, деятельностная модель подготовки специалиста достигалась с помощью трансформации видов деятельности. На первом этапе моделировались педагогические ситуации, которые требовали от студентов решения данной проблемы, и в том числе теоретического обоснования. После этого студенты осваивали опыт квазипрофессиональной деятельности, что предполагало создания в учебном процессе условий реального производства, отношений занятых в нем людей, в том числе с использованием тренажеров, а также таких образовательных технологий, как деловые игры, работа в группах, выполнение творческих заданий.
В нашем колледже использование подобных технологий возможно, т.к. имеется специализированный кабинет Теории и методики физического воспитания, в котором предметно-развивающая среда создана в соответствии с физкультурным залом дошкольной образовательной организации.
Поэтому в условиях грамотно организованной производственной практики будущий специалист погружается в реальную профессиональную ситуацию, включен в настоящие профессионально-трудовые отношения.
Таким образом, опыт практической деятельности приобретает статус образовательного результата, если студент выступает полноценным субъектом деятельности, т.е. формулирует цель деятельности, планирует ее, организует самостоятельно, учитывая процедуру самоконтроля и самокоррекции. Кроме всего перечисленного, студент должен уметь провести рефлексию собственной деятельности. Но опыт организации подобного рода практической деятельности показывает, что студенты не предоставляют глубокого анализа собственной деятельности т.к. еще не имеют реального практического опыта на базах практики. В помощь студентам преподавателями разрабатываются подробные методические рекомендации для анализа различных видов деятельности.
У преподавателя профессиональной школы имеется довольно широкий арсенал способов контроля, который выполняет важную задачу проверки соответствия требований стандарта к подготовке выпускников.
Оценочные средства, сопровождающие реализацию каждой ОПОП СПО, должны быть разработаны для проверки качества формирования компетенций и являться действенным средством не только оценки, но и обучения. Они должны стимулировать у студентов стремление к систематической самостоятельной работе по изучению учебной дисциплины или профессионального модуля.
Так какие же оценочные средства следует понимать под теми средствами, которые позволят диагностировать знания, умения и освоенные компетенции? Прежде всего, это такие контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений обучающихся основным показателям результатов подготовки. Кроме того существуют способы оценки профессиональных компетенций:
- оценивается продукт деятельности (план физкультурно-оздоровительной работы, конспект утренней гимнастики, физкультурного занятия, сценарий физкультурного праздника);
- оценивается процесс деятельности, при этом процесс деятельности может происходить в реальных производственных условиях (во время зачетного занятия на практике) или модельных условиях, приближенных к реальным;
- оценивается продукт и процесс деятельности.
Следовательно, контроль получаемых знаний в компетентностной модели подготовки специалиста уже имеет многоуровневую структуру. В соответствии с законом «Об образовании» каждый выпускник программ профессионального образования должен подтвердить свой образовательный уровень и/или квалификацию, поэтому можно говорить о разделении этих двух оценок (по формату, требованиям и процедурам), а поэтому и фонд оценочных средств направлен на измерение (КИМ) и оценивание (КОМ). КИМы (ключевое слово «измерительные») используют во всех дисциплинах, включая общеобразовательные, а также в МДК - поскольку результатом освоения их являются знания и умения, которые оцениваются количественно. Контрольно-оценочные материалы оценивают уровень квалификации качественно, оценка о соответствии предъявляемых компетенций квалификационным требованиям выносится квалифицированными экспертами. То, что оценивается качественно - готовность к виду деятельности или сформированность компетенций - проверяется при помощи КОСов. Они представляют собой комплексные оценочные средства, состоящие из двух частей КИМы и специфическая часть по оценке сформированности компетенций, которые оценивают качественно. Они используются на экзамене (квалификационном) в ПМ. Можно сформулировать требования к оценочным средствам:
- должны быть ориентированы на применение умений и знаний в ситуациях, приближенных к профессиональной деятельности;
- должны носить интегративный междисциплинарный характер, обеспечивающий взаимосвязь теории и практики;
- текст задания должен содержать требования профессиональной ситуации, которые актуализируют необходимую информацию, умения, профессионально значимые личностные качества, что обеспечит интегральность оценивания.
В процессе выполнения задания готовность переходит в реальное действие, в котором проявится понимание (знание), способы деятельности
(умения и опыт), мотивация к осуществлению деятельности (компетенции).
В настоящее время преподаватели нашего образовательного учреждения разработали фонды оценочных средств по всем дисциплинам, МДК, контрольно-оценочные средства к кавлификационным экзаменам по ПМ.
Также сформировался опыт организации кавлификационных экзаменов: в группу экспертов, которые оценивают компетентностные образовательные результаты не входят создатели КОС, приглашается эксперт из числа работодателей.
До начала обучения происходит ознакомление студентов с принципами и правилами оценки. Сам факт ознакомления с требованиями образовательного учреждения и работодателей создает дополнительный мотив и формирует ориентировочную основу действий при освоении профессиональных компетенций. Студентам на электронных носителях передается подробное описание системы оценивания и делается отметка в журнале о получении.
Очевидно, что проектирование системы комплексных оценочных средств для контроля уровня освоения компетенций обучающихся и выпускников образовательных программ СПО в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения, является достаточно сложной, многокомпонентной задачей. В настоящее время в нашем образовательном учреждении имеется достаточный опыт по разработке диагностических средств оценивания обучающихся, однако, его использование для контроля качества компетенции требует определенной коррекции.