Авторская разработка КТД с элементами психолого-педагогического мониторинга в рамках системно-деятельностного и личностно-ориентированного подхода в обучении
Департамент образования города Москвы Частное Учреждение Образовательная Организация Школа «Выбор» г. Москвы
Авторская разработка коллективного творческого дела с элементами психолого-педагогического мониторинга в рамках системно-деятельностного и личностно-ориентированного подхода в обучении
(на примере учащихся 5 класса ЧУОО Школы «Выбор»)
Работу выполнила:
Суровцева Наталья Александровна
учитель географии
ЧУОО Школы «Выбор» г. Москвы
Москва 2017 г.
Пояснительная записка
Происходящие в обществе изменения предъявляют новые требования к содержанию образования и деятельности образовательных учреждений. Согласно Стратегии модернизации содержания общего образования: «Приоритетность отечественного образования и система требований государства в отношении образования обусловлены его целями, а именно консолидацией личности, общества и государства, основанной на выявлении и согласовании индивидуальных, общественных и государственных потребностей». В качестве главного результата в рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и благополучие общества.
Важные цели образования:
развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры (знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства);
готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;
толерантность, терпимость к чужому мнению;
умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
В стратегические задачи новых стандартов образования входит смена ценностных установок образования: от освоения предметов к развитию личности. В процессе обучения у школьников должны быть сформированы универсальные учебные действия, которые позволят им с уверенностью войти во взрослую жизнь. Таким образом, развитие личности ребенка как цели и смысла образования предъявляет требования к профессиональной компетентности педагога. Психолого-педагогическая компетентность – это умение строить свою профессиональную деятельность, соответствующую требованиям ориентировочной, структурной и функциональной полноты, мотивационной и коммуникативной адекватности (Захарова Л.Н.). ППК позволяет грамотно сформулировать функциональные задачи учителя, которые могут конкретизироваться по ступеням общего образования в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, типом и видом учебного заведения, особенностями педагогической теории, лежащей в основе организации образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении.
Работа всего коллектива ЧУОО Школы «Выбор» в данном направлении привела к необходимости создания школьной службы психолого-педагогического мониторинга, которая обеспечивает условия для гармоничного развития личности обучающихся и ППК педагога.
С целью анализа результативности работы педагогического и ученического коллективов, в целом результативности работы школы в течение учебного года осуществляется психолого-педагогический мониторинг по разным направлениям. Отслеживается уровень обученности и качество знаний по предметам, триместрам, по годам; определяется успешность работы учителя в конкретном классе, выявляется резерв качества. Данные анализа отражаются в Карте мониторинга ЧУОО Школы «Выбор».
Общие положения:
Качество результата и качество условий
При разработке Карты мониторинга качества образования в ЧУОО Школе «Выбор» мы исходили из следующего понимания понятия «качество образования»:
2901315314960
Качество образования – это
А. уровень достижения комплекса образовательных результатов,
включая:
учебные результаты,
социализацию выпускников, включая овладение навыками
ориентации и функционирования в современном обществе.
Б. при условии:
соблюдения нормативных требований к условиям обучения,
освоения образовательного стандарта,
соответствия ожиданиям потребителя.
Образовательные результаты учащихся
Предметные ЗУНыПри разработке Карты мониторинга качества образования в ЧУОО Школе «Выбор» мы исходили из следующего понимания понятия «образовательные результаты учащихся в соответствии с ФГОС»:
Ключевые компетентности учащегося как субъекта деятельности
Социализация (умение применять полученные знания)
В карту мониторинга не включены образовательные результаты в части предметных компетентностей, вошедших во ФГОС и реализуемых школой безусловно, и включены те, которые относятся к реализации целей Программы развития школы и определяют ее специфику в части реализации ожиданий конкретных потребителей.
В качестве примера здесь представлены лишь некоторые позиции из Карты мониторинга ЧУОО Школы «Выбор».
Надпредметные компетентности в рамках целей Программы развития:
Формирование субъектной позиции ученика (в соответствии с целями Программы развития):
Умение ставить цель (целеполагание).
Способность выбора адекватных средств достижения цели, самостоятельность.
Рефлексия, анализ собственной деятельности (самооценка, самоконтроль результата достижения поставленной цели и использованных средств).
Мотивация (учебно-познавательная).
Познание и умение учиться.
Способность к работе с информацией.
Социальная компетентность учащихся.
Развитие психолого-педагогической компетентности учителя в рамках целей Программы развития:
Освоение и применение современных образовательных технологий на основе деятельностно-компетентностного подхода, ИКТ-технологий.
Формирование системы психолого-педагогических компетенций в части обучающей деятельности учителя на уроке (по критериям анализа урока).
Формирование системы психолого-педагогических компетенций в части внеурочной деятельности учителя (по критериям анализа КТД).
Развитие образовательной среды в рамках целей Программы развития:
Направленность образовательной среды на развитие субъектности обучающихся, детско-взрослой со-бытийной общности:
Преимущественное использование технологий на основе работы с мотивацией и целеполаганием учащихся на уроке.
Преимущественное использование технологий на основе работы с мотивацией и целеполаганием учащихся во внеурочной деятельности.
Оценка и мониторинг удовлетворенности участников образовательного процесса (обучающиеся, родители, педагоги).
Таким образом, практика мониторинга позволяет рассмотреть все явления школьной жизни через призму психолого-педагогического анализа, через постоянный процесс соотнесения результатов с поставленными задачами, корректировку всех видов управленческой деятельности и, самое главное, выявление путей и условий повышения эффективности и качества образования.
Коллективное творческое дело как личностно-ориентированная педагогическая технология
В качестве примера хотелось бы рассмотреть широко распространенную в современной педагогической практике методику коллективного творческого дела (КТД).
Историю КТД можно отсчитывать с первой половины прошлого столетия, с момента педагогической деятельности А. С. Макаренко, который разрабатывал технологию сознания детского коллектива и развил уникальные средства воспитания личности через коллективную деятельность. Впоследствии И. П. Ивановым коллективная творческая деятельность рассматривается уже как форма с четкой структурой: коллективное целеполагание – коллективное планирование – коллективная подготовка – проведение дела – коллективный анализ по итогам (рефлексия) – коррекция.
В современном мире возросла ценность личности, а значит, необходимым становится использование личностно-ориентированных подходов как в обучении, так и в воспитании детей. Это важный приоритет для педагогов, в направлении которого следует развивать и КТД.
Отличия личностно-ориентированного КТД от классического КТД заключаются в смещении акцента в совместной деятельности с задач, представляющих в основном коллективный интерес, на задачи личностного развития.
Этап КТД по модели И. П. Иванова Личностно-ориентированное КТД
Коллективное целеполагание Реализация общественно-значимых задач при выборе дела Дело как реализация задач личностного развития
Коллективное планирование Акцент на групповое авторство идей Акцент на индивидуальное авторство идей, умение представлять их в группе
Коллективная подготовка Акцент на групповой работе Акцент на принятия решений на добровольной основе и развитие творческих стратегий каждого
Коллективное проведение дела Только командное участие Согласованность индивидуальной деятельности с групповой
Коллективный анализ по итогам Оценка группового участия в организации дела Оценка личностного участия, развития своего потенциала
При этом нужно заметить, что меняются именно акценты, так как важность работы в коллективе и с коллективом сохраняет значение.
КТД – форма работы, которая направлена на:
Развитие творческих способностей.
Развитие интеллектуальных способностей.
Реализацию коммуникационных потребностей.
Обучение правилам и формам совместной работы.
Создание мотивации ребенка для участия в КТД.
Ребенок, также как и взрослый, может что-либо делать только в том случае если захочет это сделать. Если у него возникла мотивация к этому. В различных жизненных ситуациях могут возникать самые разнообразные мотивы, но грубо их можно разделить на две глобальные части: положительные мотивы и отрицательные мотивы. Безусловно, быстрее и качественнее ребенок сделает то, на что он замотивирован положительно (то есть если он захотел что-то сделать, следуя своим внутренним желаниям и позывам).
Мотивы ребенка:
Страх наказания.
Потребность в коммуникации.
Выполнение данного КТД, для того что бы принимать участие в других делах.Желание выиграть (дух соревнования).
Интерес в реализации своих способностей (творческих, интеллектуальных, управленческих, организационных).
Осознание развивающей роли КТД.
Осознание социальной роли КТД (необходимости данного КТД для других).
Основной упор при работе следует делать на интерес в реализации своих способностей – так как это наиболее простой в достижении мотив, не основанный на отрицательных эмоциях.
Алгоритм организации КТД:
1. Определение педагогической цели КТД (понять, какие способности должно развивать это КТД, как должны измениться ребята и что они должны осознать в результате проведения. Цель отвечает на вопрос – что необходимо достичь).2. Определение контекста данного дела (какие дела проходили до дела, какие будут проходить после).
3. Определение содержания дела (если дело большое (состоящие из нескольких мероприятий), то его содержанием являются эти мероприятия. Если дело маленькое, то его содержание это та деятельность, которая будет происходить в течении КТД. Содержание отвечает на вопрос – что будет происходить).4. Определение возраста и количества участников и согласование с ними факта проведения КТД.
5. Определение типа и формы дела (форма определяет, как будет проходить это дело).
6. Решение организационных проблем (какие необходимы материалы, в какие сроки будет проходить дело и т. д.).
7. Проведение КТД.
8. Подведение итогов (анализ) КТД.
Особенно важно отметить, что в значительной степени меняется механизм анализа КТД, который содержит вопросы для рефлексии собственной деятельности обучающегося.
Последовательность анализа КТД:
участник КТД:
Уровни развития субъектной позиции ученика:
Я хочу сам (потребность самостоятельного действия).
Я могу сам.
Я действую сам.
Я понимаю, зачем я действую.
Я реализую себя в деятельности других.
участники группы;
анализ педагогов.
Коллективное творческое дело
учащихся 5 класса ЧУОО Школы «Выбор»:
«Школа изящных манер «Этикет»
Цель: усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми, овладеть навыками культурного поведения.
Задачи:
Познакомить:
с такими понятиями как: этикет, деликатность, хорошие манеры, такт;
с историей возникновения и этапами развития этикета;
с видами этикета.
Воспитывать вежливость, доброту, внимание к окружающим людям.
Развивать коммуникативные навыки, умение анализировать и синтезировать материал.
Планирование и подготовка КТД:
Инициативная группа учащихся 5 класса совместно с классным руководителем готовит материал для проведения тематического КТД в форме классного часа в:
своем классе для всех учеников класса;
в 6 классе;
в начальной школе.
Проведение КТД:
Классный час «Школа изящных манер «Этикет» для 5 класса (с использованием презентации).
Ведущий 1: Добрый день! Мы очень рады видеть вас всех! «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» – эти слова принадлежат великому русскому писателю А. П. Чехову. Они взяты нами неслучайно, т. к. речь сегодня будет идти о том, как нужно себя вести, как говорить, общаться, одеваться, как совершать те или иные поступки, какими качествами должен обладать человек. Все перечисленное объединяется в понятие: ЭТИКЕТ. Что же оно обозначает?
Ведущий 2: Этикет – свод правил поведения, обхождения, принятых в обществе.
Деликатность – мягкость в обращении, вежливость.
Хорошие манеры – внешние формы поведения, определенный образ действий.
Такт – чувство меры в поведении.
Ведущий 3: Этикет – слово французского происхождения, которое означает манеру поведения. Под этим словом понимают некоторые правила учтивости и вежливости, принятые в обществе. Элементарные правила поведения существовали с незапамятных времен. А само понятие «этикет» возникло относительно недавно – в конце XVII века. Его ввели в обиход при дворе французского короля Людовика XIV. На королевских приемах гостям вручали карточки (этикетки) с правилами поведения.
Ведущий 4: Однако первые правила этикета придумывали еще пещерные люди! Представьте себе: встречаются два охотника из разных племен. Драться между собой им страшно, разбежаться – еще страшней. Тогда тот, кто постарше и посильней на вид, протягивает младшему руку, чтобы видно было, что нет в этой руке дубины. А уж как пожали друг другу руки, можно и подружиться.
Ведущий 1: Понятие этикета существовало как в западных, так и в восточных цивилизациях. Например, древнекитайский этикет насчитывал более тридцати тысяч церемоний. В «Кодексе приличий на Востоке (Адаб-уль-Салихын) сказано так: «Человек, незнакомый с правилами вежливости, не соблюдающий приличия, приносит вред не одному себе, но и другим; позор падает на главы его родителей и всех лиц, имеющих к нему какое-либо отношение».
Ведущий 2: В Европе самой старинной книгой считается сборник Педро Альфонса «Дисциплина клерикалис», написанная в Испании в 1204 году. В этом трактате много внимания уделяется ритуалу ведения бесед, приема гостей, поведения за столом.
Ведущий 3: На Руси уже в X веке был создан свод правил поведения «Домострой», а в дальнейшем появилось еще множество различных трудов по этикету. В крестьянской России правила поведения также были строгими: за столом нельзя было стучать или скрести ложкой о посуду, бросать остатки пищи на пол, громко разговаривать, смеяться. С глубоким почтением всегда относились в России не только к самой пище, но и к помещению, где проходила трапеза, а также ко всему, что ее окружало – мебели, посуде, скатерти и т.д.
Ведущий 4: Этикет ограничивается не только правилами поведения за столом. Общие правила поведения определяют формы общения людей в самых разных житейских ситуациях:
Этикет общения (знакомства, приветствия, прощания).
Речевой этикет.
Этикет несловесных форм общения (жестов, мимики, телодвижений).
Этикет делового сотрудничества.
Этикет телефонного разговора.
Этикет в Интернете.
Этикет школьника.
Ведущий 1: Современный этикет наследует обычаи и традиции многих народов мира с древности и до наших дней. В своей основе эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями большинства народов мира. Конечно, каждая страна вносит в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные спецификой ее истории, национальных традиций и обычаев.
Ведущий 2: Правила этикета со временем могут меняться, упрощаться, ведь этикет – не раз и навсегда установленная догма. Мы изложим принятые в современном мире правила поведения.
Ведущие озвучивают нормы и правила поведения людей, изложенные в презентации (с презентацией можно ознакомиться на личном сайте учителя в проекте Инфоурок).
Ведущий 3: И в заключении, мы хотим предложить вам выполнить небольшое задание «Формулы вежливости».
На слайдах презентации вы видите картинки, которые показывают правила поведения дома, в гостях, в театре и в транспорте. Выберите среди них верные.Ведущий 4: Итак, этикет – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой!
В наше время снова возвращается «мода» на хорошие манеры. Это, безусловно, пойдет на пользу обществу и всем нам.
Классный час «Школа изящных манер «Этикет» для 6 класса.
Ученики 5 класса проводят по уже отработанному сценарию тематический классный час в 6 классе. Но для подведения итогов используют форму брейн-ринга. Вопросы к брейн-рингу оформлены в презентацию «Этикет и мы» (с презентацией можно ознакомиться на личном сайте учителя в проекте Инфоурок). Ученики 6 класса делятся на 2 команды, которые на скорость отвечают на вопросы брейн-ринга. В качестве экспертного совета выступают ученики 5 класса.
Классный час в начальной школе «Этикет для малышей: Вежливые слова. Хорошие манеры» (для 1 – 2 класса, для 3 – 4 класса).
Ученики 5 класса проводят по созданному сценарию тематический классный час в начальной школе. Для подведения итогов используют презентацию «Этикет для малышей: Вежливые слова. Хорошие манеры» (с презентацией можно ознакомиться на личном сайте учителя в проекте Инфоурок). Ученики начальной школы делятся на 4 разновозрастные смешанные команды, которые на скорость отвечают на вопросы. Членами жюри являются ученики 5 класса.
Рефлексия по итогам КТД:
Рефлексия способствует повышению ответственности за принятое решение, развитию самостоятельности в организации мероприятия и участию в процессе оценивания качества результатов. Суть рефлексии сводится к размышлениям над собственными мыслями, чувствами, действиями, результатами деятельности, их причинно-следственными проявлениями. Рефлексия помогает ученику и учителю определить степень достижения поставленной цели, причины их достижения или наоборот, действенность тех или иных методов и способов, примененных для достижения цели, а также провести самооценку.
В ЧУОО Школе «Выбор» анализ внеурочного мероприятий проводится по единой форме (Карта мониторинга КТД), разработанной психолого-педагогической службой школы. Заполняется карта мониторинга совместно учителем с учениками.
Карта мониторинга Коллективного Творческого Дела
ЧУОО школы «Выбор»*
Мероприятие:
Дата проведения:
Место проведения:
Цель КТД:
№ п/пЭтапы КТД Ответственные за этапы КТД Участники КТД Уровень
(по отношению к СДД) Примечание
Выдвижение идеи. Коллективное планирование. Коллективная подготовка. Коллективное
проведение дела. Коллективная рефлексия по итогам КТД. Уровни развития субъектной позиции ученика в КТД:
Я хочу сам (потребность самостоятельного действия).
Я могу сам.
Я действую сам.
Я понимаю, зачем я действую.
Я реализую себя в деятельности других.
*является интеллектуальной собственностью ОУ
Таким образом, совместная рефлексивная деятельность позволяет ребенку осознать свою значимость, повысить самооценку, увидеть собственную уникальность и предназначение, которые определяются из анализа личностной деятельности и ее продуктов. Личностная самооценка посредством рефлексии способствует внутреннему качественному изменению потребности в деятельности и активности, обеспечивает приобретение способности планирования своего профессионального пути и успешного продвижения в реализации намеченного плана, выработке системы жизненных целей и смыслов как основы качества профессионального и жизненного самоопределения.
Для осознания учителем реальной картины проведенного мероприятия, так сказать взгляда со стороны, педагоги школы активно подключают психологов и систему психолого-педагогических опросников, анкет, тестов и тренингов (см. Приложение 1).
Заключение
Важную роль в решении поставленных задач в сфере образования имеет личность и профессионализм учителя. В настоящее время ориентация педагогов на реализацию идей деятельностно-компетентностного подхода в профессионально-педагогической практике является крайне актуальной. Благодаря этому:
педагог овладевает необходимым объемом информации в профессиональной деятельности и в сфере психологической компетентности;
педагог овладевает компетенциями, необходимыми для формирования личности учащегося и развития его способностей;
педагог развивает способы деятельности по формированию психологической компетентности учащихся в практике обучения и воспитания.
Психолого-педагогическая компетентность учителей, их готовность и способность выполнять профессиональные функции на современном уровне – важное условие формирования психологической компетентности учащихся.
Приложение 1.
Психологические тренинги
Зачастую люди склонны к недооценке того, что ими достигнуто. Они воспринимают успехи и просто свои умения как нечто должное. Важно реально оценивать свои достижения. Ведь осознание своих результатов и успехов позволяет ставить адекватные цели и задачи.
Упражнение: «Что я приобрел?»
Задача: оценить результат своей работы в группе, соотнести его с поставленной целью.
Инструкция: Чтобы оценить результат своей работы в группе, я предлагаю сейчас сосредоточиться на том, что вы здесь приобрели. Для этого закройте глаза и не открывайте их до тех пор, пока не найдете ответ на этот вопрос, соотнесите результат с поставленной целью.
Ход упражнения.
Рефлексия: Хотелось бы, чтобы каждый сейчас поделился с тем, что он осознал.
Итоги: Процесс достижения цели всегда требует усилий. В зависимости от этих усилий спектр приобретенного опыта у каждого разный.
Упражнение: «Вы не поверите!»
Задача: презентовать себя и других, слушать и слышать собеседника. Инструкция: Сейчас мы объединимся в пары. Дается время на то, чтобы вы рассказали друг другу о себе как можно подробнее – ведь вам предстоит представлять своего партнера группе. Постарайтесь получить как можно больше разносторонней информации о своем партнере. При презентации группе друг друга подчеркнуть в собеседнике самое увлекательное, показать его незаурядной, уникальной личностью. Рассказ строить по принципу «Вы не поверите …». Презентации будут происходить следующим образом: один из членов пары сидит на стуле, второй встает за его спиной, положив первому руки на плечи. Стоящий будет говорить от лица сидящего, называя себя именем своею партнера. После этого любой член группы имеет право задать выступающему любые вопросы, на которые тот должен отвечать также от лица сидящего. Тот, кого презентуют, не может вмешиваться и вынужден будет все время молчать.
Ход упражнения.
Рефлексия: - Насколько Вам удалось рассказать о своих достижениях? - Довольно ли Вы своей презентацией? - Насколько презентация Вас совпала с Вашим рассказом о себе? - Как вы себя чувствовали, когда Ваш партнер представлял Вас?
Итоги: Самопрезентация – умение человека подать себя с лучшей стороны.
Упражнение-визуализация «Вернисаж достижений»
Задача: систематизировать собственные умения и достижения.
Инструкция: Попрошу Вас закрыть глаза и представить себе, что Вы пришли на выставку, где собраны очень ценные вещи, фотографии, картины. Она организована в прекрасном месте и занимает несколько залов. Вы поднимаетесь по парадной лестнице и у входа замечаете свою фотографию. Надпись под фотографией означает, что это выставка Ваших достижений. Вас встречают как самого долгожданного гостя, Вас окружают родные, близкие Вам люди, друзья и те, с кем Вам довелось встречаться в самых разных местах. Кого-то Вы сразу узнаете, кого-то – нет. Эти люди организовали выставку в честь Вас, и Вы становитесь первым ее посетителем. Все экспонаты выставки подписаны, и можно без труда узнать, о каком Вашем достижении идет речь. Может что-то Вам покажется малозначительным и недостойным внимания, может что-то Вас удивит, а что-то порадует. И вот, Вы проходите в первый зал. Он называется «Моя семья». Осмотрите, что выставлено в этом зале? О чем рассказывают надписи под экспонатами? Какой экспонат кажется Вам наиболее значимым? Вы идете дальше и приходите в зал «Моя работа». Картины, предметы, фотографии. Может быть, здесь есть письма и подарки от тех людей, с кем пересекались Ваши профессиональные пути, тех, кто с благодарностью вспоминает Вас как специалиста. Вы идете дальше и приходите в зал «Мои умения». Вы и не догадывались, как много, оказывается, Вы умеете! От скромного рукоделия до умений, которые сложно представить в материальном воплощении: умение дружить, любить, хранить верность, веселиться и искренне сочувствовать. Это тоже достижения – достижения Вашей души. Представьте их в виде экспонатов на выставке. Есть еще другие залы, и у Вас есть время походить по ним... Какой экспонат Вам показался самым важным на выставке? В этой экскурсии Вас сопровождают люди – те, кому Вы дороги и кем любимы и уважаемы. Это тоже Ваше достижение – достижение взаимоотношений... Вы возвращаетесь назад, еще раз осматривая экспозицию, поблагодарите своих друзей за этот сюрприз.
Рефлексия: В парах рассказать о том: - что было увидено и прочувствовано; - что больше всего запомнилось и показалось важным.
Итоги: Что Вам удалось осознать – это самые замечательные достижения Вашей жизни.