Разработка ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
РАБОТА НАД СОБСТВЕННЫМ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ИССЛЕДОВАНИЕМ
ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Анализ существующей практики показывает, что применяемая сегодня во многих видах спорта методика воспитания специальных скоростно-силовых качеств, требует принципиального пересмотра. Особенно это относится к скоростно-силовым видам спорта, в которых соревновательная величина преодолеваемых сопротивлений значительно ниже предельно возможной (легкоатлетические метания, прыжки, спринтерские дистанции и т. д.).
В процессе воспитания специальных скоростно-силовых качеств решаются две задачи: повышение скоростно-силового потенциала специфических мышечных групп и повышение степени его использования при выполнении основного упражнения.
Особая необходимость в развитии скоростно-силовых качеств возникает по той причине, что проявление скоростно- силовых качеств требуется при выполнение большинства двигательных действий. Наибольшие темпы развития силы наблюдаются в основном в младшем и подростковом возрасте.
Объект исследования – процесс скоростно-силовой подготовки юных легкоатлетов.
Предмет исследования – методика построения тренировки у юных легкоатлетов на этапах начальной подготовки и начальной специализации в подготовительный период, направленная на развитие скоростно-силовых качеств.
Цель работы – выявить эффективность достижения тренировочного процесса в развитии скоростно-силовых качеств юных легкоатлетов, на этапах начальной подготовки и начальной специализации.
Гипотеза. Предполагается, что исследование и разработка методики рационального распределения средств скоростно-силового характера на этапах начальной подготовки и начальной специализации позволит повысить эффективность тренировочного процесса юных легкоатлетов.
Средства и методы тренировки в занятиях с детьми
Исходя из литературных данных, все основные средства, направленные на развитие скоростно-силовых качеств у детей, можно подразделить на группы:
I группа беговые упражнения (бег с ускорением 20-60 м);
II группа скоростно-силовые упражнения (упражнения с отягощением);
III группа обще прыжковые (вертикальные и горизонтальные прыжки);
IV группа упражнения локального характера (упражнения ОФП и на тренажерах);
V группа специальные прыжковые(с короткого и полного разбега прыжки в высоту и в длину).
На этапах начальной подготовки к упражнениям общей подготовки относит средства, направленные на повышение:
общей скорости всех движений;
развитие общих координационных способностей ( освоение, перестройка, управление движениями );
комплексное развитие силы, важнейших мышечных групп за счет упражнений с использованием веса собственного тела;
освоение технических навыков в смежных дисциплинах;
развитие общей подвижности в суставах.
Основное место в прыжковой работе с ударным развитием усилия занимают специальные упражнения:
1. Прыжки через низкие барьеры, отталкиваясь двумя ногами (10 барьеров с расстоянием в 1 м).
2. Прыжки по ступенькам (13 ступенек высотой 30 см и шириной около метра), отталкиваясь одной и двумя ногами (2-3 раза вверх и вниз). При движении вверх прыжок должен быть как можно выше, при движении вниз задача заключается в быстром, с упругой амортизацией, отталкивании после приземления.
3. Прыжковые серии с препятствиями 30 и 50 см. Акцент делается на отталкивание после прыжка в глубину с высокого препятствия, остальные прыжки выполняются на оптимальных усилиях.
Такая контрастность в интенсивности усилий исключила чрезмерное закрепощение движений. С этой же целью прыжковая серия начиналась отталкиваниями умеренной интенсивности, которые, кроме того, обеспечивали настройку на мощный толчок при прыжке в глубину.
Контрольные упражнения применяемые для
оценки скоростно-силовых качеств
Для определения быстроты.
1. Бег 30 м.
2. Бег 20 м с ходу.
3. Бег 60 м.
Для определения скоростно-силовой подготовки.
1.Прыжок с места вверх с помощью рук.
2.Прыжок с места вверх без помощи рук.
3.Прыжок с места вверх на толчковой ноге с помощью и без помощи рук.
4. Прыжок в длину с места.
5. Тройной прыжок с места.
6. Тройной прыжок на толчковой ноге с места.
7. Пятерной прыжок с подбега 6-7 шагов.
8. Прыжок через барьеры с учетом времени.
9. Прыжок с 3-х, 4-х и 5-ти шагов разбега с доставанием подвешенного предмета.
10. Метание ядра 4 кг (набивного мяча) вперед снизу, назад за голову.
Анализ литературы позволил выявить наиболее распространенные контрольные упражнения, применяемые для тестирования скоростно-силовых показателей:
1. прыжок вверх с помощью рук (по Абалакову);
2. прыжок в длину с места;
3. тройной прыжок с места;
4. бег 20 м с ходу;
метание набивного мяча (2 кг ) снизу вперед.(16).
Задачи, методы и организация
исследования
Задачи исследования
1. Определить наиболее эффективные средства тренировки, направленные на развитие скоростно-силовых качеств на уроках физической культуры.
2. Исследовать построение учебного процесса различной направленности у школьников 5 классов в связи с развитием скоростно-силовых способностей.
3. Выявить оптимальное построение тренировочной работы скоростно-силового характера у школьников 5классов на уроках физической культуры.
Методы исследования
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы:
1. Педагогические наблюдения.
2. Педагогический эксперимент.
3. Педагогические контрольные испытания.
4. Математическая обработка полученных данных.
Педагогические наблюдения
Проводились перед началом эксперимента на интересующей нас группе детей начальной специализации путем накопления фактических данных в естественных условиях тренировочных занятий и дальнейшей их обработки.
Педагогический эксперимент
Производился на группе детей 10-12 лет. В эксперименте участвовало 8 юных спортсменов, а его продолжительность была 4 недели. Основу эксперимента составило решение поставленных задач исследования.
Педагогические контрольные испытания
Проводились в начале и в конце эксперимента для фиксирования результатов в следующих контрольных упражнениях:
бег 30м;
прыжок в длину с места;
тройной прыжок с места;
прыжок вверх с места (по Абалакову);
метание набивного мяча (2 кг) снизу двумя руками.
Математическая обработка полученных данных
Проводилась для определения среднегрупповых величин с использованием знаний и формул математической статистики:
1. Средняя арифметическая величина (13EMBED Equation.31415):
13EMBED Equation.31415, где 13EMBED Equation.31415– сумма полученных результатов;
13EMBED Equation.31415 – число вариантов.
2. Средне квадратичное отклонение (13EMBED Equation.31415):
13EMBED Equation.31415, где 13EMBED Equation.31415 – наибольшая величина;
13EMBED Equation.31415 – наименьшая величина;
13EMBED Equation.31415 – коэффициент из таблицы Ермолова.
3. Средняя ошибка (13EMBED Equation.31415): 13EMBED Equation.31415,
где 13EMBED Equation.31415– средне квадратичное отклонение.
13EMBED Equation.31415– число вариантов.
4. Коэффициент достоверности Стьюдента:
13EMBED Equation.31415, где 13EMBED Equation.31415 и 13EMBED Equation.31415 – средне арифметические величины сравниваемых показателей;
13EMBED Equation.31415 и 13EMBED Equation.31415 – средние ошибки сравниваемых показателей.
5. Темпы прироста результата (по Броди С.)
13EMBED Equation.31415,% , где 13EMBED Equation.31415– темпы прироста;13EMBED Equation.31415– начальный результат в контрольных упражнениях;13EMBED Equation.31415– конечный результат.
Организация исследования
Эксперимент был разделен на 2 этапа. На первом этапе, март 2015 г., проводился первичный эксперимент, который продолжался неделю, мы определили наиболее эффективные контрольные упражнения и эффективные средства тренировки . На этом этапе проводилось анкетирование нескольких учителей г.Ленинск с последующей обработкой анкетных данных и апробирование различных средств, направленных на развитие скоростно-силовых качеств, на уроках физической культуры.
Второй этап эксперимента проходил в марте-апреле 2015 г на базе МКОУ «Ленинская СОШ №2». В нем приняло участие 16 школьников 10-12 лет. На этом этапе были разработаны две тренировочные программы на 4-х недельный период, а дети были разделены на две равноценные группы: контрольную и экспериментальную. Контрольная группа занималась по принципу комплексной тренировки, без определенной направленности применения средств скоростно-силового характера, используя различные скоростно-силовые средства. Тренировочные занятия в экспериментальной группе были направлены на последовательное системное включение в учебный процесс скоростно-силовых упражнений различной направленности, включая острые тренировочные средства. Вначале и в конце этого периода проводились тестирования, результаты которых заносились в протокол и в дальнейшем обрабатывались.
Результаты исследования и их обсуждение
Определение наиболее эффективных средств тренировки,
отражающих развитие скоростно-силовых качеств.
В результате изучения научно-методической литературы и анкетного опроса учителей города Ленинск было выявлено большое количество средств, развивающих скоростно-силовые качества юных школьников. После этого, в течение одной недели, мы включали все эти средства в учебные занятия испытуемой группы, уроки проходили круговым методом. Эти упражнения прыжкового характера чередовались с силовыми локальными упражнениями. Это обеспечивает восстановление сил, благодаря активному отдыху. Было определено, что наиболее целесообразно применять прыжковые упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Особенно эффективным средством для развития “взрывных”, т.е. специфических для прыгунов качеств, становятся прыжки в глубину с последующим отскоком вверх. С учетом особенностей детского организма они выполняются с высоты 30-40 см. Также эффективно применение такого упражнения, как выпрыгивание вверх с отягощением (нами использовались гантели, резиновые крепления к полу и набивные мячи). Для развития быстроты применялись ускорения и старты из различных положений. Развивать специальные скоростно-силовые качества необходимо в основном соревновательном упражнении, т.е. в прыжках в длину со среднего и полного разбега. Это упражнение будет также способствовать усвоению техники. Все описанные средства эффективно сочетаются с использованием силовых упражнений локального характера.
В результате изучения научно-методической литературы и опроса учителей физической культуры было определено, что наиболее эффективными средствами развития скоростно -силовых качеств являются следующие упражнения:
Ускорение 20-60 м.
Прыжковые упражнения
Прыжки в глубину
Прыжки в длину
Выпрыгивание вверх с отягощением
Силовые и локальные упражнения.
Составление программы тренировочных занятий на 4-х недельный период для экспериментальной группы
II этап эксперимента начинался с составления программы тренировочных занятий на 4-х недельный период для экспериментальной группы. Эта программа представлена в приложении 2. Основной принцип программы заключался в направленном включении основных тренировочных средств в учебное занятия.
Эксперимент проходил с 12 марта по 16 апреля 2015 года. Основные тренировочные средства были выделены на I этапе эксперимента. Их 4-х недельные объемы для экспериментальной группы показаны в табл. 1.
Так I неделя специально-прыжковые упражнения;
II неделя ускорения и обще-прыжковые упражнения;
III неделя преимущественно прыжки в глубину;
IV неделя силовые упражнения локального характера.
Контрольная группа тренировалась по принципу комплексной тренировки, используя те же тренировочные средства, заменив прыжки в глубину специально-прыжковыми упражнениями. Общий объем тренировочной нагрузки остался таким же, как и для экспериментальной группы, но распределение тренировочных средств по неделям сильно отличалось. Здесь видно равномерное их распределение на весь период эксперимента
Таблица 1
Объем средств, выполненных на II этапе экспериментальной группой
Средства
Недели
Итого
1
%
2
%
3
%
4
%
%
Ускорения (20-60 м) (м)
200
14
200
14
800
57
200
14
1400
100
Прыжковые упражнения (раз)
360
44
210
26
120
15
120
15
810
100
Прыжки в глубину (раз)
90
33
150
56
30
11
0
0
270
100
Прыжки в длину (раз)
30
40
20
27
10
13
15
20
75
100
Выпрыгивания вверх с отяг. (раз)
45
14
120
38
60
22
90
29
315
100
Силовые и локальные упражнения(раз)
400
22
400
22
300
17
700
39
1800
100
Кол-во тренировок
3
3
3
3
12
13EMBED MSGraph.Chart.8 \s1415
В таблице 2 представлены результаты контрольных испытаний до и после эксперимента экспериментальной группы. Видно, что все показатели после эксперимента улучшились по сравнению с результатами до эксперимента.
Так средние результаты:
1. Бег 20 м с ходу до эксперимента 2,94 сек. после 2,81 сек.
2. Тройной прыжок с места до 562 см после 581 см.
3. Прыжок вверх с руками (по Абалакову) до 30,7 см после 34,6 см.
4. Прыжок в длину с места до 200 см после 204 см.
5. Метание набивного мяча до 767 см после 776 см
Таблица 2
Результаты контрольных испытаний до и после эксперимента экспериментальной группы
Контрольные средства
30м
до после
Тройной с/м
до после
Прыжки вверх по Абалакову
до после
Длина с/м
до после
Метание набивного мяча
до после
№
1
3,01
2,92
563
564
29
33
198
201
777
780
2
2,87
2,80
586
595
34
37
212
215
801
816
3
3,09
2,95
550
563
29
35
197
202
733
741
4
3,04
2,90
552
572
29
33
188
193
750
760
5
2,84
2,72
592
603
35
38
208
213
784
791
6
2,89
2,70
570
590
30
34
192
193
812
819
7
2,88
2,70
560
592
32
36
202
208
722
733
8
2,90
2,82
523
560
28
32
203
207
757
766
Среднее:
2,94
2,81
562
580
30,7
34,6
200
204
767
776
T-критерий
2,60
<0,05
1,20
>0,05
2,16
<0,05
0,61
>0,05
0,07
>0,05
Результаты тестирования контрольной группы представлены в табл.3. Из этой таблицы можно видеть, что все средние показатели улучшились по окончании эксперимента. Так бег 20 м с ходу от 2,90 до 2,77 сек.; тройной прыжок с места от 562м до 581 м; прыжок вверх (по Абалакову) от 30,7 до 34,1 см; прыжок в длину с места от 198 см до 203; метание набивного мяча от 763 до 776 см.
Достоверность различий результатов контрольных упражнений в контрольной группе приведена в табл.4. Достоверные различия произошли в тех контрольных упражнениях где показатель P был < 0,05 . В результате чего можно видеть, что достоверные сдвиги произошли в беге 20 м с ходу ( t критерий равен 2,2 ) , прыжке вверх ( по Абалакову ) (2,06) . Достоверность оказалась значительно ниже в тройном прыжке с места (1,20) , в прыжке в длину с места (0,9), метании набивного мяча (0,26).
Были исследованы также темпы прироста результатов в контрольных и соревновательных упражнениях за время проведения эксперимента. Самый большой прирост в экспериментальной группе и в контрольной произошел в прыжке вверх с руками (по Абалакову) (12% и 10,6 соответственно). Далее следуют: бег 20 м с ходу (4,5 и 4,6%) тройной прыжок с места (3,15 и 3,4%), прыжок в длину с места (2 и 2,4%), и метание набивного мяча (1,1 и 1,6%).
Таблица3
Результаты контрольных испытаний до и после эксперимента контрольной группы
Контрольные средства
20 м. с/х
Тройной с/м
Прыжки вверх по Абалакову
Длина с/м
Метание набивного мяча
№
до
после
до
после
до
после
до
после
до
после
1
2,91
2,78
563
570
29
33
196
199
757
766
2
3,01
2,88
586
595
34
36
210
213
728
733
3
2,88
2,75
550
562
28
32
201
203
805
819
4
2,93
2,80
552
569
32
35
200
208
784
791
5
2,87
2,74
592
602
30
34
190
195
750
760
6
2,92
2,79
570
589
35
38
206
209
733
741
7
2,79
2,66
560
593
29
33
186
190
798
816
8
2,89
2,76
523
559
29
35
195
198
779
780
Среднее:
2,90
2,77
562
581,8
30,7
34,1
198
203
763
776
P(t)
2,2
<0,05
1,20
>0,05
2,06
<0,05
0,9
>0,05
0,26
>0,05
Примечание: значение показателя P(t) находилось в таблице
Стьюдента.
Исследование эффективности тренировочных программ экспериментальной и контрольной групп показало, что большого прироста результата не произошло не в одной из групп.
13EMBED MSGraph.Chart.8 \s1415
Рис. 1. Темпы прироста контрольных результатов
Отличия в полученных результатах также были не существенные. Достоверные сдвиги были получены в одинаковых контрольных упражнениях. Те небольшие достоверные прибавки говорят о том, что и за 4 недели можно получить прирост скоростно-силовых качеств. Исследование подтвердило мнение о том, что на этапе начальной подготовки не следует применять системный подход, так как скоростно-силовые способности развиваются от любых скоростно-силовых средств.
Выводы
1. В результате изучения научно-методической литературы и опроса учителей физической культуры было определено, что наиболее эффективными средствами развития скоростно -силовых качеств являются следующие упражнения:
Ускорение 20-60 м.
Прыжковые упражнения
Прыжки в глубину
Прыжки в длину
Выпрыгивание вверх с отягощением
Силовые и локальные упражнения.
2. В результате проведенного эксперимента было выявлено, что нет особой необходимости включать большое количество средств скоростно- силового характера в урок физической культуры. Исследование подтвердило мнение о том, что на этапе начальной подготовки не следует применять системный подход, так как скоростно-силовые способности развиваются от любых скоростно-силовых средств.
13PAGE 15
13PAGE 141115
13PAGE 15
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141315
Контрольная
Root EntryEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation Native