Презентация по русскому языку на тему Лексика. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова


Русский язык 5 класс
Тема урока: Лексика. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные словаЦель урока:1.выявить признаки однозначных и многозначных слов.2.развить творческое мышление, активность, творческие способности учащихся 3.привить любовь к разделу « Лексика», повысить интерес к русскому языку.Оборудование: доска, карточки – задания для 5 кл., презентация
Тип урока: изучение нового материалаФорма: традиционнаяХод урокаI.Организация класса на работу.
II.Сообщение темы и постановка целей урока
1.Чтение учащимися статьи из учебника.- Отгадайте загадку: « Не мед, а ко всему липнут?» ( слова)- Из чего состоят предложения (из связанных между собой слов)- Что могут обозначать слова? (предметы, явления, действия, признаки, понятия)- Как называется раздел науки о языке, изучающий словарный состав русского языка( лексика)- Что вы можете рассказать о происхождении слова лексика? (от греч. ЛЕКСИС – слово, оборот, выражение)- Какие 2 значения имеет слово? (1- лексическое зн-ие изучает раздел языкознания лексика, 2 зн-ие – грамматическое , изучает морфология)- Какие слова изучаются в разделе Лексика? (однозначные и многозначные, синонимы, антонимы)На уроке мы должны вспомнить, какие слова живут в разделе « Лексика», выявить их отличительные свойства.III. Изучение нового материала.
15271755715Лексика
00Лексика

2478405-127000

600075124460это совокупность всех слов языка. Основной значимой единицей языка является слово. Каждое слово имеет лексическое значение.
00это совокупность всех слов языка. Основной значимой единицей языка является слово. Каждое слово имеет лексическое значение.

То, что обозначает отдельное самостоятельное слово, является его лексическим значением.
Лексическое значение слова стол: «предмет мебели в виде широкой горизонтальной пластины на опорах, ножках.»Лексическое значение слов разъясняется в толковых словарях русского языка. Кроме лексического, слово имеет и грамматическое значения. Например у существительных можно определить род, падеж, число; у глаголов – время, лицо и число.
Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными.
1530985321310Слова
00Слова
Слова, имеющие несколько лексических значений, называются многозначными.
2898775795655многозначные
00многозначные
261429544386500146558044386500
143510-1905Однозначные
00Однозначные


Таблица
Слова в русском языке бывают
Однозначные Многозначные
Тополь
Берёза
Телевизор
Компьютер Ключ
Линейка
Корень
Иголка
IV. Первичное закрепление материалаИгра « Узнай слова»( ученики записывают в тетрадь угаданные слова)
Большая тарелка; вкусная еда (блюдо);
шкаф для одежды; вся одежда человека (гардероб);
боковая пристройка здания; орган для полета у птиц (крыло);
небольшая костистая рыба; щетка для мытья посуды (ерш);
дробленое зерно; снег в виде мелких зерен ( крупа). - Какие слова мы записали? Как они называются ? Почему?
V. Закрепление темы.1. Упр. 93 Работа по тексту.
А)чтение учащимися текста
Б)ответить на вопросы:
-Для чего Осень взяла яркие краски?
-Какую работу проделала Осень?
-Почему поля и луга опустели?
в)словарная работа:
разрумянилась – қызартып жіберді
душистые копна сена – хош іисті шөмеле шөп
смела – собрала
потянулись – шұбап келе жатыр
г)спишите текст.2. Задание 2. Найдите однозначные слова и многозначные слова, дайте толкование многозначных слов. Ключ, колокольчик, карандаш,ручка.Ключ – 1. То, что служит для разгадки, понимания чего-нибудь, овладения чем-нибудь2. Вытекающий из земли источник, родник3. Знак в начале нотной строки,определяющий высоту нот 4. Металлическийстержень с особой комбинацией вырезов для отпирания и запирания замка5. Приспособление для отвинчивания или завинчивания, откупоривания, приведения в действие механизмаКолокольчик – 1.Звонок в форме небольшого колокола (1).
2.Звук, производимом таким звонком.. То, что формой напоминает маленький колокол.
3.Травянистое растение с лиловыми или темно-голубыми цветками, похожими на маленькие колокола.
Карандаш-однозначное словоРучка - 1.Уменьш. кHYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/%7e%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C%20%D1%83%D1%88%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%B0/"рука в 1 знач. Детские ручки.2.Часть предмета, за к-рую его держат или берут рукой. Р. чайника.3. Письменная принадлежность, палочка, в к-рую вставляется перо.3.Задание 2.Разноуровневое задание.
Первый уровень. Спишите, разделите однозначные и многозначные слова.
Лес, яблоко, волосы, море, трактор, автобус, телевизор, краска.
Второй уровень. Письмо по памяти.Я от солнца, от огня,Яркий луч несет меня.Но бывает смысл иной:Весь огромный шар земной ( свет)
- Какое слово по значению? Докажите.( свет огня, свет солнца, объехать весь свет)
Третий уровень.Составить и записать предложения со словами: тюль, расцвести, огонек.Мама купила новый тюль.Во дворе расцвела вишня. В Киевской Руси расцветали искусства и ремесла. Лицо сестренки расцвело улыбкой.В лесу показался огонек костра. Витя работал увлеченно, с огоньком.4.Работа по карточке.

Карточки для индивидуальной работы----------------------------------------------------------------------------------------------------------------Карточка 1.Укажите различные значения выделенных существительных.Мореплаватель увидел землю. В наших краях земля плодородная. На участке около озера обрабатывали новые земли. Земля вращается вокруг Солнца.----------------------------------------------------------------------------------------------------
Карточка 2.Укажите различные значения выделенных существительных.Последний луч солнца погас. Луч прожектора осветил реку. В душе вспыхнул луч надежды.----------------------------------------------------------------------------------------------------
Карточка 3Составьте словосочетания, доказывающие многозначность выделенных слов.Образец: лист железа, лист березы, лист бумаги.Варить сталь, кисть винограда, накопить опыт, звезда экрана.----------------------------------------------------------------------------------------------------
Карточка 4.Составьте словосочетания, доказывающие многозначность выделенных слов.Образец: лист железа, лист березы, лист бумаги.Птичья клетка, тяжелый камень, иглы сосны, нос лодки.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
VI. Итог урока.
Тест.
1.Лексика – это …..
А)словарный состав языка
В)раздел науки, изучающий части речи
С)раздел науки, изучающий звуки
2.Однозначные слова – это слова ….
А)имеющие одно лексическое значение
В)имеющие несколько лексических значений
С)имеющие противоположные значения
3.Многозначные слова – это слова ….
А)имеющие одно лексическое значение
В)имеющие несколько лексических значений
С)имеющие противоположные значения
4.Укажите однозначное слово.
А)ключ В)компьютер С)кнопка
5.Укажите многозначное слово.
А)мотоцикл В)бумага С)линейка
VII.Домашнее задание:
1.Вып. упр. 97 стр. 412.Комменттирование оценок.