Урок по русскому языку. «Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова».
Самарская область Красноярский район
ГБОУ СОШ п.г.т. Мирный
Сценарий открытого урока
русского языка
по программе В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого3 класс
УМК «Школа России»
«Лексическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова».
Составитель:
Паршина Наталья Юрьевна
2016 год
Цель: дать понятие однозначные и многозначные слова.
Тип урока изучение нового материала
Планируемые результаты
Предметные:
1. Смогут находить многозначные слова в тексте и определять их лексическое значение
2. Определять признаки многозначных слов.
Познавательные
1. Находить в тексте учебника, словарях информацию о многозначных словах, фразеологических оборотах и их лексических значениях, анализировать и использовать эти слова в письменной и устной речи.
2. С помощью заданий и раздаточного материала составлять из словосочетаний, в состав которых входят многозначные слова, предложения.
Регулятивные
1.В сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные цели и задачи.
2.Умение планировать свою деятельность и деятельность группы.
3. Вырабатывать способность различать способ и результат действия.
Коммуникативные
1. Слушать, слышать и понимать речь учителя и одноклассников.
2.Задавать вопросы, формулировать собственное мнение.
3. Строить монолог и диалог.
4.Умение работать в парах, в группах.
Личностные результаты
1.Умение работать в парах, в группе.
2. Уважение к личности и её достоинства к окружающим
3. Позитивная самооценка.
4 Умение вести диалог: учитель - ученик; ученик - ученик.
Оборудование
Рабочая тетрадь, раздаточный материал, чистые листы, яблоко. мультимедийный комплекс, презентация «Многозначные слова», Толковые словари.
Педагогические технологии:
-Групповые технологии
-Информационно-коммуникативные технологии
-Здоровьесберегающие технологии
Технологическая карта урока
Этапы урока Время Формы, методы, методические приемы Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД Приемы контроля
Мотивирование к учебной деятельности
Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе 2 Я рада приветствовать вас, ребята, на уроке. Надеюсь, на наше сотрудничество и предлагаю начать урок с девиза, который поможет нам идти по дороге знаний:
Не можешь – сумей,
Не знаешь – узнай,
Не бойся тропы отвесной,
Пробуй, ищи, свершай, достигай,
Чтоб жизнь твоя стала песней
СЛАЙД № 1 Приветствие учащихся. Самоопределение
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками 2. Актуализация знаний 5 Повторение изученного по теме ЛЕКСИКА
- Сначала, ребята, вспомним, о чём шла речь на прошлом уроке?
- Какие слова мы называем многозначными?
- Как вы понимаете термин «переносное значение»?
-Найдите слова, употреблённые в переносном значении.
Жар солнца – жар чувства
Тяжесть багажа - тяжесть утраты
Гибкость ума - гибкость ветки
Строить планы – строить мост
Зрелый возраст - зрелый плод.
Итак, вы правильно определили слова, употребленные в переносном значении.
А как называется раздел науки о языке, который изучает слова и их лексическое значение? Об однозначных и многозначных словах. О прямом и переносном значении слов.
Те, у которых два и более лексических значений.
Мы переносим названия с одного предмета на другой, а новые значения называем «переносными»
Принцип деятельности.
УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).
Принцип целостности.
Постановка учебной задачи
Физ. минутка 2
2 - Ребята, сегодня мы продолжаем наше путешествие по стране Русского языка, по области ЛЕКСИКИ.
Слайд №2 УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование)
Самоопределение к деятельности
Подготовка к проекту. 5
4 — Отгадайте загадку.
Живёт в норке,
Грызёт корки.
Короткие ножки,
Боится кошки. (Мышь.)
— Кто знает, в каком словаре можно посмотреть лексическое значение слова? (В толковом словаре.)
— Найдите в толковом словаре на с. 153 слово мышь.
— Какие значения имеет это слово?
— Как называются слова, которые имеют несколько лексических значений? (Многозначные.)
— А теперь найдите в толковом словаре на с. 153 значение слова таволга. Что вы можете сказать об этом слове? (Это однозначное слово.)
— Сформулируйте тему урока.
Задание
-Объясните значение слова.
-Найдите слово в толковом словаре.
-Многозначное это слово или нет? Докажите правильность своего ответа.
-Составьте предложения, употребив различные значения слова.
-Какие слова называются многозначными?
-Докажите правильность своего ответа.
-Подготовьте отчёт о работе по плану.
Слова для групп
Группа № 1 «КОРЗИНА»
Группа №2 «КОРЕНЬ»
Группа № 3 «КОЛОКОЛЬЧИК»
Группа № 4 «КОСА»
Группа № 5 «КЛЮЧ»
Группа № 6 «КИСТЬ»
Лексическое значение слова.
Многозначные слова
Задание на листочке.
Объясните значение слова.
-Найдите слово в толковом словаре.
-Многозначное это слово или нет? Докажите правильность своего ответа.
-Составьте предложения, употребив различные значения слова.
-Какие слова называются многозначными?
-Докажите правильность своего ответа.
-Подготовьте отчёт о работе по плану.
Слова для групп
Группа № 1 «КОРЗИНА»
Группа №2 «КОРЕНЬ»
Группа № 3 «КОЛОКОЛЬЧИК»
Группа № 4 «КОСА»
Группа № 5 «КЛЮЧ»
Группа № 6 «КИСТЬ»
УУД
предметные:
1. Находить многозначные слова в тексте и определять их лексическое значение
2. Определять признаки многозначных слов.
регулятивные
1.В сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные цели и задачи.
2.Умение планировать свою деятельность и деятельность группы.
3. Вырабатывать способность различать способ и результат действия.
Коммуникативные:
1. Слушать, слышать и понимать речь учителя и одноклассников.
2.Задавать вопросы, формулировать собственное мнение.
3. Строить монолог и диалог.
4.Умение работать в парах, в группах.
личностные результаты:
1.Умение работать в парах, в группе.
2. Уважение к личности и её достоинства к окружающим
3. Позитивная самооценка.
4 Умение вести диалог: учитель - ученик; ученик - ученик.
План отчёта группы на следующем уроке.
Усвоение новых знаний. 4 Посмотрите, пожалуйста, на экран. Слайд №6
( Демонстрируется запись).
- Какое значение имеет слово игла?
- Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока?
- Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Тему урока.
Ответы учащихся
Запись учащимися числа, «Классная работа», темы урока.
- Цель урока - понять, какие слова являются многозначными и однозначными.
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).Первичное закрепление знаний. 3 1. Вот слово. Для решенья
В нем отыщите два значенья:
Несется первое к реке,
Другое щелкает в замке.
Одно лепечет на поляне,
Шумит в лесу и на лугу,
Другое улеглось в кармане
И там все время ни гугу. (ключ)
Слайд №7
2. Я травянистое растение
С цветком различного цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету. (ирис)
3. Чёрно-белая полоска, раскрасочка – отличная.
Небольшая, но лошадка – очень симпатичная.
Если в городе её вам придётся встретить,
На пешеходном переходе – можно не заметить. (зебра)
Запись слов в тетради.
Регулятивные: контроль, оценка,
коррекция; познавательные:
общеучебные –умение
структурировать знания, выбор
наиболее эффективных способов
решения задания, умение
осознанно и произвольно
строить речевое высказывание,
рефлексия способов и условий
действия; коммуникативные:
управление поведением
партнёра – контроль, коррекция,
оценка действий партнёра
Работа по теме урока
Работа по учебнику
3 Упр. 64 (с. 40).
— Прочитайте текст. О чём в нём говорится? Что хотел передать автор текста?
— Согласны ли вы с его мнением?
— Выполните задания.
— Прочитайте лексическое значение выделенных слов.
— Что такое лексическое значение слова? (То, что обозначает слово.)
— По какому словарю можно определить лексическое значение слова? (По толковому.)
Списать текст Познавательные
1. Находить в тексте учебника, словарях информацию о многозначных словах, фразеологических оборотах и их лексических значениях, анализировать и использовать эти слова в письменной и устной речи.
Физ. Минутка (мультимидийная) 2 2. Работа со словом из словаря
3 — Узнайте слово по его лексическим значениям.
1. Тетрадь из плотных листов для рисунков.
2. Собрание рисунков, репродукций, чертежей в виде книги.
3. Несколько музыкальных произведений одного исполнителя, объединённых одним названием.
Ответ: альбом.
— Что можно сказать об этом слове? (Это многозначное слово.)
— Найдите это слово в орфографическом словаре.
— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
— Составьте предложение со словом альбом, запишите.
— Запомните, как пишется это слово.
Материал для учителя
По-латыни альбом означает «белый». В Древнем Риме альбомом называли доску, покрытую белым гипсом. На этой белой доске писали разные сообщения, распоряжения, имена отличившихся воинов и выставляли её для всеобщего обозрения в местах, где собиралось много народа. А для средневекового рыцаря альбом был тетрадкой обязательно из белых листков, в которой могли быть история древнего рода, рыцарские гербы, девизы и мудрые высказывания знаменитых людей.
Нынешние альбомы не всегда белые, но язык неохотно отказывается от своих первоначальных названий.
Рефлексия
(Работа в парах.)
3 — Пользуясь толковым словарём, разделите слона на две группы:
1) однозначные;
2) многозначные.
Верста, гимн, журавль, коллектив, мышь, просто к наша, заря.
— Оцените свою работу на уроке.
Слайд №10 Работа со словарем Подведение итогов урока
Домашнее задание
Проект «Многозначные слова» (работа в группах)
2 — Что такое лексическое значение слова
— С каким словом из словаря вы познакомились сегодня?
.