Конспект урока по русскому языку по теме: «Как определить лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова »

Конспект урока по русскому языку по теме: «Как определить лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова »

Цель урока: научиться определять лексическое значение слова разными способами
Задачи урока:
Обеспечить достижение предметных результатов обучения:
вспомнить определения по теме «Лексика»
изучить способы определения ЛЗ слов
закрепить умения подбирать синонимы, антонимы, однокоренные слова
Обеспечить достижение метапредметных результатов обучения:
продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, осознанно использовать речевые средства, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
создать условия для развития познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных УУД средствами парной и групповой работы.
Обеспечить достижение личностных результатов обучения:
продолжить формирование представления о красоте слова посредством работы с текстом;
сформировать понимание практической значимости умения определять лексическое значение слова.


Этап урока.

Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД

I.





















2.









3.































4.









5.







6.


































7.













































8.


















9.


















10.
Самоопределение.
Организационный момент.




















Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.







Постановка учебной задачи.






























Построение проекта выхода из затруднения в процессе решения первой задачи урока.






Построение проекта выхода из затруднения в процессе решения задач урока.




Физминутка.


































Первичное закрепление.













































Самостоятельная работа.


















Рефлексивно – оценочный этап.

















Домашнее задание.














Подготовка класса к работе. Мотивация.
1.Создает доброжелательную атмосферу урока.
2. Читает слова В.Шефнера:
Много слов на земле. Есть дневные слова,-
В них весеннего неба сквозит синева
Есть слова – словно раны, слова – словно Суд,
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести
3. Задаёт вопросы обучающимся:
- Как вы понимаете эти слова?
- Как они связаны с темой, которую мы изучаем?





Переход от старого знания к новому
Какую тему мы изучаем?
Выполняя домашнее упражнение, вы определяли лексическое значение слова. Как вы это делали?
Только ли с помощью словаря можно это сделать? Хотите узнать другие способы?
Этим мы сегодня и займёмся на уроке.


Предлагает сформулировать тему урока.
Попробуйте сформулировать тему урока Открываем тетради, записываем число, классная работа, тему урока.


Что на уроке нам необходимо сделать?
(Научиться определять лексическое значение слова разными способами).

Какие задачи для этого надо решить?





















Проводит терминологический диктант.
Чтобы изучать способы определения лексического значения слова, надо вспомнить то, что изучили по теме «Лексика»
1. Терминологический диктант.
Ответы – на слайде.
Организует взаимопроверку.


Организует самостоятельную работу с учебником.
Выписать из пар.32 4 способа определения лексического значения слова с примерами, заполнив лист приложения.






































1. Предлагает просмотреть фрагмент мультфильма «Ох» и «Ах».

- Охарактеризуйте героев, используя слова-антонимы.
Сформулируйте вывод о роли антонимов в определении лексического значения слова.
Оцените свою работу.





2. Дайте толкование слова милосердие путём подбора синонимов.
Сформулируйте вывод о роли синонимов в определении лексического значения слова
Оцените свою работу.













3. Заполните два столбика таблицы, подобрав во второй столбик синонимы к данным словам, а в третий – однокоренные проверочные слова. Даны слова умолять, умилять, умалять. При выполнении задания можно пользоваться словарём. Работа в парах.
Оцените свою работу.







Какие задачи, поставленные в начале урока, мы уже решили? (Вспомнили определения по теме «Лексика», Тренировались в подборе антонимов, синонимов, однокоренных слов. Познакомились с основными способами определения ЛЗ слов.
Что ещё предстоит сделать?
(Применить полученные знания на практике).

1. Лабораторная работа. Используя слова из предложенного текста, дать их толкование с помощью изученных на уроке способов. (Дополнительное задание: заполнить две последние строки)



Организует рефлексию.
Давайте подведем итоги. Какую тему мы сегодня рассматривали?
Какие цели перед нами стояли?
Достигли ли мы этих целей?
С какими трудностями столкнулись на уроке?
Посмотрите в свой маршрутный лист. Кто остался доволен результатом? Кому еще надо поработать.









Объясняет домашнее задание.
1. Параграф 32 (прочитать, запомнить способы объяснения ЛЗ слов)
2. Упражнение 238
или
3. Задание на карточке.
4. Начать работу над проектом.


1. Включаются в деловой ритм урока.
2. Отвечают на вопросы.



















Формулируют тему уроков.
(«Лексика»)
Участвуют в коллективном обсуждении вопросов
(С помощью словаря)




.
Обучающиеся формулируют тему урока.
(«Как определить лексическое значение слова»)

Индивидуальная работа, результатом которой является формулирование цели и задач урока.
- вспомнить определения по теме «Лексика»
- изучить способы определения ЛЗ слов
- закрепить умения подбирать синонимы, антонимы, однокоренные слова
- делать выводы
- оценить свою работу на уроке











Индивидуальная работа.
Взаимопроверка.








Работа в парах.
Заполняют приложение №1.
1. Подбор антонимов.
2. Подбор синонимов.
3. Подбор однокоренных слов.
4. Рисунок.

Один из обучающихся проводит физминутку.
Все выполняют физзарядку.
Давайте сочинять стихи! Вам нужно добавить только одно слово, когда я остановлюсь

И нам с тобой
Пришел черед
Сыграть в игру
« Наоборот».
Скажу я слово
высоко,
А ты ответишь
низко
Скажу я слово
далеко.
А ты ответишь
близко.
Скажу я слово
потерял.
И скажешь ты
нашел.
Скажу тебе я слово
трус.
Ответишь ты
храбрец
Теперь
начало
Я скажу-
Ну, отвечай
Конец.


Смотрят фрагмент мультфильма.
Записывают слова-антонимы.
Работа в парах.
Формулируют вывод.
Фронтальная проверка.
Самооценка.





Индивидуальная работа.
Подбирают синонимы к слову милосердие -
сострадание сердобольность жалостливость
отзывчивость
участливость
чуткость
душевность
сердечность

Формулируют вывод.
Фронтальная проверка.
Самооценка.



Заполняют таблицу (см. приложение №2)

Формулируют вывод.
Фронтальная проверка.
Самооценка.









Выполняют самостоятельную лабораторную работу: читают текст, записывают слова, дают их толкование различными способами.













Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.














1. Участвуют в обсуждении вариантов домашнего задания.
2. Производят выбор домашнего задания из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей
Личностные: личностное самоопределение, действия смыслообразования;
Регулятивные: волевая саморегуляция, способность к мобилизации сил и энергии; постановка учебной задачи, планирование последовательности действий, предвосхищение результата и уровня усвоения, определение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи; принятие решения и его реализация.

Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание,
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Регулятивные: составление плана и последовательности действий, внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия.

















Познавательные: логическое решение проблемы.
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.






Познавательные: логическое решение проблемы.
Личностные: умение вести диалог.


Коммуникативные: инициативное сотрудничество.
































Личностные: этическое оценивание поведения гроев мультфильма.
Познавательные: решение проблем творческого характера.
Коммуникативные: планирование сотрудничества с одноклассниками, определение способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в поиске информации, управление поведением партнера, умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, принятие решения и его реализация.









Познавательные: решение проблем творческого характера.












Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение.















Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: рефлексия.
Личностные: смыслообразование.
Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, способность к волевому усилию и преодолению препятствий.

Личностные: действия нравственно-этического оценивания, аргументировано оценивать свои действия и
возможности.
Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действий, умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.