Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложений.

План-конспект урока по русскому языку согласно ФГОС.

Урок в 9 классе на тему: "Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложений."
Конспект урока.
Тема:
Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложения.
Цель: формировать навык распознавания предложений по цели высказывания и использовать их с учетом речевой ситуации.
Задачи урока через планируемые результаты:
Личностные:
Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.
Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.
формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.
Предметные:
Распознавать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске: побудительные, вопросительные и повествовательные.
Корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью.
Анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности повествовательных, вопросительных и побудительных предложений.
Моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания. Употреблять их в речевой практике.
Метапредметные:
Регулятивные: Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные:
Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.
Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.
Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные:
Формировать умение работать с разными видами предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске: побудительные, вопросительные и повествовательные.
Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач.
Извлекать нужную информацию.

Тип урока: Урок формирования умений и навыков.
Основные методы обучения:
Проблемное изложение
Частично-поисковый
Словесный
Самоконтроль
Наглядно-вербальный
Диалогический
Эврестический
Творческий





Ход урока:
1 этап. Организационный.
Задача учителя: создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на урок, проложить невидимую нить понимания, единой устремленности понимания в сотрудничестве.
Учитель показывает детям стеклянный шар и просит передать его друг другу так, чтобы в конце он вернулся к учителю.

Учитель: Передайте, пожалуйста, стеклянный шар друг другу. Передавайте его осторожно и бережно, он очень хрупкий. Мы на уроке будем тоже очень внимательны, бережны и друг к другу, и к словам, которые будем произносить
2 этап. Актуализация знаний. Вызов.

Учитель: Ребята! Мне передали для Вас текст, который мы должны будем прочитать на уроке. Но я никак не могу понять и разобраться в этом тексте. Может быть, Вы мне поможете?

1)Учитель раздаёт текст ученикам.
2)Ученики пробуют прочитать текст.
3)Что мешает вам прочитать и понять текст? (Нет знаков препинания в конце предложения)
4) А какие знаки препинания вы ставите в конце предложения? Знаете ли вы почему в конце одних предложений ставится ! или ? или .

Учитель: Помогите мне сформулировать тему.

Ученики формулируют тему. Тему записываем на доске. «Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложения»

Расставьте по мере возможности знаки препинания в конце предложений. (Учитель проходит по рядам и отмечает, что не все знаки расставлены верно)

Я посмотрела, что вам не удалось правильно расставить все знаки препинания в конце предложений. Давайте подумаем, что нужно знать и уметь, чтобы выполнить это задание? (Какие бывают предложения по цели высказывания? Какие знаки препинания ставятся в конце предложения и почему?)

Попробуем вместе сформулировать цель урока, достижение которой поможет

нам справиться с поставленной задачей.

Сформулируйте цели, которые вы ставите перед собой на этом уроке. Цели запишите. Давайте озвучим цели и разместим их на «дереве целей».

Дети предлагают цели:

- узнать, почему предложения делятся на предложения по цели высказывания?

- чем эти предложения между собой отличаются?

- почему иногда в конце предложения ставится такой знак ?!

- правильно ставить знаки препинания в конце предложения.

Ученики размещают на «дереве целей» жёлтые осенние листочки, которые символизируют цель урока
3 этап. Реализация. Получение новой информации.
Получение новой информации происходит из текста, предложенного ученикам.
Учитель: Ребята! Я предлагаю вам внимательно прочитать текст и расставить значки.
V- знал(а)
+ - новое для меня
- - думал(а) иначе
? – осталось непонятным
Работа с текстом после прочтения:
Что вы знали по этой теме? (каждый ученик проговаривает, что он знал по данной теме)
Какая информация была новой? +
А о чём вы думали иначе?
Что осталось непонятным?


4 этап. Закрепление полученной информации.
Учитель: Давайте вновь обратимся к тексту, который мы читали в самом начале урока. Попробуйте ещё раз выполнить задание и расставить знаки препинания в конце каждого предложения. ( Ученикам выдаются тексты для самопроверки) Проверьте, правильно ли Вы расставили знаки препинания в тексте. Прокомментируйте, почему именно этот знак вы поставили в конце предложения.

Прочитайте выразительно текст.
О чём этот текст? Почему важно знать как правильно себя вести на дороге?
Вы уже знаете и соблюдаете правила дорожного движения, но вот первоклассники они не всегда внимательны на дороге. Какие бы вы им дали советы и предложения?

Закрепление новой информации будет происходить через создание творческой работы.
Свои советы и предложения оформите в виде рекламного плаката, где вы, используя предложения разные по цели высказывания, как надо соблюдать правила дорожного движения.
Творческое задание.
Ребята делятся на 3 группы.
Каждая группа получает большой лист для выполнения рекламного плаката, фломастеры, клей, листочки для записи предложений и картинки для оформления.
После выполнения данной работы один из учеников от каждой группы показывает свою работу и объясняет, почему они здесь использовали разные по цели высказывания предложения.
Учитель говорит детям, что завтра они смогут отнести свои рекламные плакаты в 1 классы.

5 этап. Домашнее задание.

Дифференцированное задание:
1) Упр.205 (закончить предложение) Упражнение №1 должны выполнить все.
А упражнение №2 и №3 выполняем по выбору. Или упражнение №2, или упражнение №3.
2) Подобрать из художественного текста (не менее 6 предложений) разные виды предложений по цели высказывания. Вы можете использовать произведение А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
3) Написать письмо другу, в котором вы расскажите как надо вести себя в лесу, если ты заблудился. (В вашем тексте-письме должно быть не менее 6 предложений)
6 этап. Рефлексия.
Каждый ученик индивидуально работает с листом рефлекии, где он формулировал цель, если цель достигли, то ставим +, если нет - ставим -, если остались вопросы- ставим ?
Те ученики, которые цели формулировали у «дерева целей», выходят и рассказывают, что они узнали по данному вопросу, который они формулировали как цель. Снимаем «листочек-цель» с дерева.
Задача учителя: осуществить рефлексию учащимися собственной деятельности и провести необходимую коррекцию.
В конце урока ученики заполняют индивидуальный рефлексивный лист и сдают его учителю.
Способ реализации:


Формулировка цели урока

+

_





1.



2



3




1.Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов)



2.Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь.(4 балла)



3.Для полного понимания мне нужно повторить тему.(3 балла)



4.Я ничего не понял. (2 балла)













Учитель МОУ СОШ № 37 Занина С. В.

ПЛАН-КОНСПЕКТ внеурочного занятия по теме
«Заимствованные слова» ( 5 класс)
Цель занятия: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на примере темы «Заимствованные слова в русском языке», организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов:
Личностные:
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
стремление к речевому самосовершенствованию;) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные:
владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;
способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
Предметные
представление об основных функциях языка, о связи языка и культуры народа, о роли языка в жизни человека и общества;
проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),
понимания особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка в тексте;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
Задачи.
Обучающие:
развить умение формулировать определение понятий;
развить умение находить заимствованные слова в тексте;
формировать умение использовать заимствованные слова в речи;
развить умение определять этимологию заимствованные слов;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать орфографические и умения.
Развивающие:
развитие критического мышления обучающихся;
развитие внимания обучающихся ;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
развитие умения формулировать проблему;
развитие умения групповой и парной работы.
3.Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
Тип урока: урок по ознакомлению учащихся с новым материалом
Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая
Необходимое техническое оборудование: ПК; мультимедийный проектор;

Структура и ход урока
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.

Приветственное слово учителя (на фоне аудиозаписи из м/ф «Крошка Енот» - «От улыбки»):
Учитель предлагает улыбнуться соседу по парте и другим одноклассникам
Приветствие
2. Актуализация знаний
Учитель читает эпиграф к уроку слова В. Г. Белинского: "Все народы меняются словами и занимают их друг у друга". Учитель предлагает поразмышлять над высказыванием, интерпретировать его, подумать, как называются такие слова в языке.
Обучающиеся высказывают предположения, обсуждают их с одноклассниками.
Учащиеся называют тему урока.

3.Целеполагание и мотивирование
Учитель предлагает задание: прослушайте текст, выпишите в тетрадь слова, которые покажутся вам знакомыми.
Учитель читает английский текст "Sport in England" и задаёт вопросы.
Какова тема текста?
Почему вы так решили? Ведь текст на иностранном языке. Затем он читает тот же текст на немецком языке, предлагая их сопоставить. Потом предлагает учащимся поставить цель урока, направляя их при этом.
Учащиеся ставят цели урока:
Научиться опознавать заимствованное слово;
Узнать происхождение таких слов;
Научиться определять, из каких языков заимствованы слова

4.Ввод нового материала
Учитель предлагает самостоятельно дать определение , что такое заимствованные слова, затем сопоставить с определением из учебника. Затем предлагает определить, из какого языка заимствованы выписанные из текстов слова и сверить с информацией из словаря учебника.
Обучающиеся самостоятельно дают определение, затем сравнивают его с материалами учебника, находят в словарных статьях из учебника информацию о происхождении слов.

5.Первичное закрепление
1.Электронное задание «Заимствованные слова» Вариант 1
Учитель направляет, консультирует.
Ученики распределят слова по группам, в зависимости от происхождения. В случае затруднения обращаются к подсказке

6.Применение нового знания в стандартной ситуации
2.Электронное задание «Заимствованные слова» Вариант 2
Учитель консультирует в случае необходимости.
Ученики работают в парах.
Учитель предлагает задание. Разделите слова на группы в зависимости от их происхождения. (Слова записаны на доске.)

Смокинг, штаб, митинг, пиджак, штольня, почтмейстер, спортсмен, джин, штабель, Оренбург, штраф, спиннинг, вундеркинд, гроссмейстер, джентльмен.

Ученики работают индивидуально

7.Перенос в новые условия

1.Учитель предлагает определить, толкование каких иноязычных слов приведены.
1) Небольшой жилой дом (коттедж).
2) Строгий режим питания (диета).
3) Контора, канцелярия какого-либо учреждения, место деловых встреч (офис)
4) Первый показ спектакля (премьера).
5) Изящество движений, красота позы (грация).
6) Команда, личный состав корабля (экипаж).
7) Мастер тонкого изготовления изделий из драгоценных металлов и камней (ювелир).
Вывод: - С помощью, каких слов мы пополняем свой словарный состав?

2.Напишите небольшую миниатюру: «Огни большого города», опишите улицы больших городов, используя как можно заимствованных слов, в случае затруднения обратитесь к материалам учебника.
Ученики отгадывают иноязычные слова, проверяют их написание по словарю
Пишут творческую работу, затем читают её в классе, оценивая и рецензируя работы


8.Домашнее задание
Учитель предлагает на выбор: 1) выписать из художественных произведений 4 предложения (одно сложное) с заимствованными словами;
2) подготовить выступление о 5 заимствованных из разных языков словах.
3) подготовить проект «Слова-путешественники»
Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем

9.Подведение итогов
Ученики определяют, что они узнали на уроке, какие вопросы им хотелось бы обсудить на последующих уроках.

10.Оценивание
Учитель предлагает оценить свою работу и работу соседа по парте, оценивает наиболее активных учащихся.
Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам, самооценка

11.Рефлексия
Учитель предлагает оценить уровень понимания данной темы и свои впечатления от урока с помощью рисунков.