Экологический проект Создание экологической тропы на территории школьного двора


Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8 Курского муниципального района Ставропольского края
Районный слет ученических производственных бригад
Курского муниципального района
Экологический проект
Тема: «Создание экологической тропы на территории школьного двора МОУ СОШ №8 села Русского»
Автор: Шидокаев Константин,
ученик 10 класса МОУ СОШ №8
Руководитель: Пивоварова И.А.
учитель биологии МОУ СОШ №8
2013г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………… 3
Реализация проекта………………………………………………………… 4
Паспорт учебно – экологической тропы…………………………….. 4
Экологическая тропа. Разработка квест – экскурсии…………….. 4 – 6
Исследование рекреационной нагрузки на территорию………….. 7 – 8
Оценка результатов проекта……………………………………………… 8
Литература…………………………………………………………………... 9
Приложение
Введение
Цель проекта
Создание экологической тропы на территории школьного двора МОУ СОШ №8 села Русского.
Информировать посетителей о представителях флоры школьного двора;
Формировать у населения основы экологической культуры.
Задачи
Познакомить с особенностями растений школьного сада;
Научиться рассчитывать рекреационные нагрузки;
Воспитать чувство любви к природе и бережного отношения к ней;
Познакомить посетителей с путями решений экологических проблем регионального уровня;
Разработать буклет- путеводитель экскурсии по экологической тропе.
Провести экологическую квест-экскурсию;
Провести обследование санитарного состояния растений природного сообщества, делать обобщение и формировать выводы
Обзор проекта
Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропах природы состоит в том, что он строиться на основе непринужденного усвоения информации и норм поведения непосредственно в природном окружении по назначению экологические тропы делятся на прогулочно-познавательные, познавательно-туристические и учебно-познавательные. Наиболее специализированы для цели обучения - учебно-познавательные экологические тропы.
Их протяженность редко превышает 2 км. Они рассчитаны в первую очередь на посещение их учащимися и педагогами школ и должны быть легкодоступны. Поэтому чаще всего такие маршруты прокладывают в зонах городских и сельский рекреаций: в парках, лесопарках, зеленых зонах, вблизи населенных пунктов.
Решающее условие для выбора тропы: доступность для посещения, привлекательность и эстетическая выразительность окружающего ландшафта, информационная ёмкость маршрута.
Актуальность проекта
Сегодня задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объём знаний по биологии, но и в том, что бы способствовать приобретению навыков научного анализа, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости практической помощи окружающей среде. Формированию таких качеств у учащихся особенно эффективно проходит в процессе их самостоятельных исследований.
В ходе этой работы ученик сам учится формулировать проблему, выдвигать и обосновывать причины её возникновения, делать выводы..Реализация проекта
1. Паспорт учебно-экологической тропы.
1.1. Местонахождение
Школьный двор МОУ СОШ №8 села Русского Курского района Ставропольского края. На карте - схеме отмечена школа со школьным садом.
1.2. Исторические сведения
В 2007 году в рамках открытия нового здания школы архитекторами разработан и обустроен школьный двор. Высажены клумбы, деревья, кустарники. В 2008-2009 годах учащимися школы под руководством учителя технологии Дядюченко В.Б. посажен фруктовый сад.
1.3. Состояние тропы
Состояние хорошее.
1.4. Режим пользования
Учебные экскурсии, исследования, отдых.
Запрещается: выпас скота, заезд автомашин, загрязнение.
1.5. Необходимые мероприятия
Очистка сада от сушняка, посадка новых деревьев и кустарников, уборка листьев и мусора.
2. Экологическая тропа. Разработка квест-экскурсии.
2.1. Экологическая тропа
Учебная Экологическая Тропа - одно из средств приобщения детей к природе имеет большое значение для образования и воспитания детей. Экологическая тропа - это познание окружающей природы и взаимосвязи её с человеком, определение местных экологических проблем, поиск и практическая реализация доступных для ребят путей их решения.
Мы обустроили экологическую тропу на территории школьного участка. Во время экскурсии, которые проводят учащиеся школы, объектами рассказов и наблюдений служат самые обычные деревья, кустарники, цветочно-декоративные растения. На тропе установлены птичьи домики. Иногда объектами рассказа становятся интересное или сломанное дерево.
На тропе имеются информационные листовки. Тексты написаны на бумаге и запечатанные в файлы, развешиваем на деревьях. В листовках содержатся сведения о живых объектах тропы, высказывания, стихи о природе, обращения по поводу охраны природы.
И всё-таки наибольшее информационное значение имеют экскурсии. Перед началом её экскурсантов учат правилам хождения по тропе, хочется напомнить народную мудрость; “Один человек пройдёт - оставит след, сто - тропинку, а тысяча - пустыню”. Чтобы не превратить территорию участка в пустыню, следует ходить по тропинкам и дорожкам. В процессе проведения экскурсии используются небольшие этикетки-номерки названием экологических постов. Их расставляют перед экскурсией, а затем собирают.
В содержание экскурсий включаются сведения не только о растениях и животных, но и об их взаимосвязи, о единстве человека и природы, проблемах взаимоотношения человека с природой. По ходу рассказа используются художественные описания природы в прозе и стихах, высказывания великих людей. Всё это помогает лучше увидеть красоту окружающего мира, пробуждает у детей приятные эмоции и чувство бережного отношения к живому, создаёт особый эмоциональный настрой.
Экологические тропы в школьном дворе дают поистине неограниченные возможности для организации учебной деятельности, причем не только на уроках биологии и экологии, но и на других уроках и после них. Они позволяют развивать у детей навыки исследовательской работы без особых организационных усилий. Ведь всем известно, насколько трудно организовать дальнюю экскурсию, требующую больших затрат времени, а иногда и денег. Школьные тропы безопасны, поскольку находятся рядом. Чтобы выйти на подобную тропу, не нужно, например, переходить автодороги. Эти экскурсии удобны для работы с детьми всех возрастов.
Очень часто можно слышать, что нет средств для организации школьных троп. На самом деле это не такое уж затратное дело. Если на школьном дворе растет с десяток деревьев, то тропу уже можно делать. Более того, на подобной тропе можно организовать множество коротких экскурсий, благодаря которым дети получат, вернее, добудут новые знания.
Экскурсии, проводимые на тропе, могут быть очень короткими, когда во время урока дети получают задание, выполняемое на тропе в течение нескольких минут (например, определить типы ветвления у различных видов деревьев), и достаточно длительными, например, “Лесная аптека”, во время которой рассказывается о лекарственных свойствах растений. Тематические экскурсии готовятся ребятами, занимающимися в экологическом кружке, и проводятся, как правило, во внеурочное время.
Я со своим руководителем Пивоваровой И.А. разработал экскурсию по новой технологии «квест – экскурсия».
2.2. Квест- экскурсия
Я хочу поделиться своим опытом по проведению квест – экскурсии для 5-6 , 7-8 классов, в организации которой я принимаю участие.
Квест – экскурсия – это комбинация классической экскурсии и игры.
Экскурсия– это организованное посещение достопримечательностей, природных зон.
Квест, quest(англ) - поиск чего-либо, путешествие к определенной цели через преодоление определенных трудностей.
Квест-экскурсия не похожа на традиционную, которую проводит экскурсовод. Перед началом экскурсии все участники делятся на команды, каждой из которых необходимо пройти по определенному маршруту. В маршрут включены главные и значимые природные места .Чтобы правильно пройти по маршруту, необходимо разгадывать головоломки, решать логические задачи, искать подсказки, оставленные организаторами в маршрутном листе. С правилами квест-экскурсии участников знакомят перед началом путешествия
Целями и задачами этой экскурсии является:
Формирование у школьников умений и навыков по определению видового разнообразия растительного покрова;
Закрепление и расширение знаний полученных на уроках биологии;
Совершенствование работы по экологическому образованию и воспитанию школьников;
Выработка у учащихся потребностей в бережном отношении к природе и ее охране;
Активизация детского экологического движения в МОУ СОШ №8 села Русского Курского муниципального района Ставропольского края.

Начинается экскурсия с ознакомления карты – путеводителя. Учащимся рассказывается о технологии «квест» и правила прохождения экологической тропы. Далее класс делится на группы, каждой вручается маршрут путешествия.
Во время экскурсии команды могут собирать не только "урожайные" очки, но и быть оштрафованы. Так, например, за нарушение правил поведения на тропе, срывание растений, отклонение от маршрута или пререкание с экскурсоводами команда может недосчитаться в своей копилке по 3 балла за каждое нарушение. Ежегодно при подготовке к игре задания меняются на отдельных этапах.
В качестве экскурсоводов на этапах выступают ученики старших классов, которые ранее участвовали в экскурсии сами и прошли специальную подготовку.
Краткое описание станций
1. “Старт”
Учащиеся знакомиться с паспортом учебно-экологической тропы. Проводится вводная беседа. Рассказывается о целях и задачах экскурсии, даются инструкции по технике безопасности и правилам поведения на тропе, объясняются правила экологической квест- экскурсии, уточняются задания. В нескольких словах описывается предстоящий маршрут.
Для учащихся 6-7 классов предлагается выполнить задания: 1. Определить видовой состав деревьев на территории школьного двора. 2. Обследовать санитарное состояние деревьев и выявить виды повреждений.3.Оценить жизненное состояние деревьев.4. Сделать выводы.
2. “Первоцветы”
Экскурсовод может рассказать на этой станции о разных раннецветущих растениях, если экскурсия проводиться весной. Но увидеть первоцветы мы не всегда можем во время проведения экскурсии. Поэтому после игры можно в библиотеке посмотреть презентацию о первоцветах.
3. “Можжевеловая”
На этой станции ребята услышат рассказ об особенностях можжевельника, о его применении в природе и жизни человека. Кроме того ребятам необходимо будет выполнить задание: решить кроссворд о растениях, произрастающих на территории школьного сада.
4. “Жасминовая”
О пользе жасмина, его строении ребята узнают на этой станции, и выполнят задание: найти 3 любых семени, и назвать какому растению они принадлежат.
5. “Рябиновая”
Почему так назвали это дерево? Как можно применить это растение в лекарственных целях? Ответить на эти вопросы вам поможет данная станция. Выполните задание: за 3 минуты команда находит соответствия плодов и листьев (рябины, каштана, ясеня, клена.)
6. “Берёзовая”
Отгадайте загадку:
Стоит Алёна,
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан.
Конечно здесь речь пойдет о красивой русской березе. На этой станции нужно будет отгадать загадки.
3. Исследование рекреационной нагрузки на территорию.
Мною проведены исследования рекреационной нагрузки на территорию.
3.1. Степень уплотненности почвенного покрова
На станциях №3, №5, №6 определяются рекреационная нагрузка на почву. На данных станциях в почву вбивают полые пластиковые бутылки объёмом 1,5 л. В бутылки заливается вода – 1 л. С помощью секундомера устанавливают продолжительность просачивания для каждой бутылки до стабилизации скорости фильтрации воды в почве. Критическим пределом скорости фильтрации воды считают 4 мм/мин.
На станции №4 - вода в почву впитывается быстро, не вытекает из бутылки; продолжительность просачивания = 23 мин.15 сек.
На станции №5 - вода впитывается плохо, продолжительность просачивания = 58 мин. 31 сек.
На станции №6 - вода впитывается в почву умеренно продолжительность просачивания = 44 мин. 26 сек.
Вывод: наименьшая скорость просачивания воды в нашем случае отмечается у станции “Жасминовая” - №4, где рядом проходит пешеходная тропа, из-за чего почва уплотнена. Значит, здесь сильнее всего рекреационные нагрузки, активнее всего происходит вытаптывание, так как вода не достигает корнеобитаемого слоя, а зимой глубина промерзания на вытоптанных площадях увеличивается в 2-3 раза. На станции №5 вода просачивается быстрее всего, так как ежегодно вокруг этой станции происходит перекапывание почвы.
4. Видовой состав деревьев и их состояние
4.1. Определение видового состава деревьев
Работа производится на территории сада. Результаты оформляются в виде таблицы.
4.2. Обследование санитарного состояния деревьев
В ходе работы был определен:
Видовой состав деревьев, произрастающих на данном участке.
Обследовано санитарное состояние деревьев и выявлены виды повреждений:
- растрескавшаяся, поврежденная кора;
- засохшие ветки; сломанные, спиленные, срубленные;
- формирование и наличие дупел;
- вышедшие на поверхность корни;
- спящие почки – “шишки”. В норме спящие почки просыпаются только после отмирания основных ветвей. Ранний рост почек связан с неблагополучной экологической обстановкой;
- антропогенное воздействие: вырезки, проволока в коре дерева, гвозди, краска.
4.3. Оценено жизненное состояние деревьев. Оценка состояния растений проводилась визуальным методом по наличию основных повреждений и общего состояния. Выявлены следующие болезни:
а) неинфекционные – вызванные механическими повреждениями;
б) вирусные – скрученные листья, изменение формы и цвета листьев;
в) бактериальные – гнили, пятна;
г) грибковые – налеты, трутовые грибы.
ІІІ. Оценка результатов проекта
При проведении занятий на тропе широко используются игровые методики, благодаря которым у детей развивается интерес к изучению живой природы. Таким образом, тропа способствует не только получению качественных знаний, но и развитию у детей исследовательских навыков, умению работать с литературой.
Опыт работы показал, что для закладки и организации работы школьных экологических троп не требуется больших средств и каких-то особых приспособлений и оборудования. Благодаря экскурсиям, проводимым рядом со школой, у детей развивается интерес к изучению предметов естественно-научного цикла, улучшаются знания. Таким образом, школьная тропа становится действенным средством экологического образования.
В заключение хотелось бы сказать еще об одном важном факторе, часто остающемся без внимания, – работе гида, ведущего экскурсию. Как бы хорошо ни была разработана экскурсия, успех ее во многом зависит от личности экскурсовода.
Экскурсовод должен хорошо знать маршрут: разнообразие видов, фенологию, рельеф местности, быстро ориентироваться в уровне подготовки группы и ее интересах. Он должен уметь ответить на любой вопрос и, что немаловажно, быть доброжелательным к любой группе, вышедшей на маршрут. Если эти условия соблюдены, успех экскурсии обеспечен. У нас были хорошие экскурсоводы, которые провели замечательную экологическую квест – экскурсию.
Мы провели исследования рекреационной нагрузки на почву. Можно сделать вывод о нарастающей год от года рекреационной нагрузке, а следовательно и степени уплотненности почвенного покрова. А это в свою очередь означает, что хуже поглощается влага, ухудшается газообмен, нарушается развитие корневых систем, ослабевает интенсивность микробиологических процессов в почве. Определили видовой состав деревьев и их состояние. Решили принять участие в посадке деревьев, использовать в озеленение не только саженцы древесных культур, но и кустарники.
Участники экологической экскурсии сделали гербарии.
Экскурсоводы сделали презентации.
Мои предложения по экологической тропе:
Чаще проводить экологические игры;
Добавить станции, на которых будут изучать не только флору, но и фауну экологической тропы;
Уделить больше внимания положительному и отрицательному воздействию человека на обитателей экологической тропы;
Результаты исследований сделать доступными каждому, т.е. выступать на классных часах, родительских собраниях, выпустить специальный номер школьной газеты.
Литература
1. Высоцкая М.В.Биология и экология 10-11 классы. Издательство “Учитель”, г. Волгоград, 2008 год.
2. Журнал “Биология в школе” №4 (2005 г.), №7 (2009 г.)
3. Стандарт организации “Положение о производственном экологическом контроле”. Российская академия естественных наук, 2008 год.
4. Коробейникова Л.А. Методика изучения состава окружающего воздуха. г.Вологда, 2000 год.
5. Алексеев С.В. “Практикум по экологии”. Москва. АО “МДС”, 1996.
V. Приложение