Повторение синтаксиса и пунктуации предложений всех видов. Синтаксический разбор сложного предложения.
Повторение синтаксиса и пунктуации предложений всех видов. Синтаксический разбор сложного предложения. .
Цель: повторение синтаксиса и пунктуации предложений всех видов. Синтаксический разбор сложного предложения. Задачи: - повторить и закрепить знания о постановке знаков препинания в предложениях всех видов; - повторить синтаксический разбор сложных предложений. Вставьте пропущенные буквы в словах: д..л..катес, инт..лл..генция, а..омпан..мент, п..р..ферия, п..л..нгатор, п..с..мизм, м..ц..нат, д..л..гация, тр..ф..рет, д..з..ртир, к..т..строфа, прогр..сивный, мирово..рение, пр..в..легированный, гиган..ский, коло..альный, труже..ик, пр..в..дение, пр..образовать. Правильное написание: деликатес, интеллигенция, аккомпанемент, периферия, пеленгатор, пессимизм, меценат, делегация, трафарет, дезертир, катастрофа, прогрессивный, мировоззрение, привилегированный, гигантский, колоссальный, труженик, привидение, преобразовать. Синтаксис – высший ярус языка, который соотносится с процессами мышления и коммуникации: единицы других уровней языковой системы участвуют в формировании мысли и коммуникативном её выражении только через синтаксис. Синтаксис изучает строение словосочетаний и предложений, функциональное взаимодействие в них различных частей речи.Синтаксис является составной частью грамматики. Грамматика и знаки препинания ― весь арсенал грамотности. глагол глагол глагол глагол глагол глагол существительное существительное существительное прилагательное прилагательное прилагательное наречие наречие союз союз частица предлог предлог Строительный материал – нижний ярус согласование управление примыкание ? Способы подчинительной связи ? Словосочетание Второстепенные члены предложения Уточняющие члены предложения определение приложение обстоятельство определение приложение дополнение обстоятельство подлежащее сказуемое ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЗНАЧЕНИЕ ОБОСОБЛЕНИЯ (дополнительное сообщение) Туманы, клубясь и извиваясь, сползали по морщинам соседних скал.Туманы сползали по морщинам соседних скал, [они клубились и извивались]. Со мной был чугунный чайник – единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу.Со мной был чугунный чайник, (который был единственной моей отрадой в путешествиях по Кавказу). 1 2 3 4 5 6 ? ТИПЫ ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ OOOOOOOOO ? Виды сложных предложений ? Восхождение к вершинам синтаксиса [1Казахстан – наш общий дом], и [2каждый из нас может рассказать о тех], (3кто здесь родился, живёт или по каким-либо причинам уехал, но до сих пор продолжает искренне любить нашу страну). [ ], [ … гл.+ ук. сл.], (кто …). СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЙ и 1 2 3 [1 Вдруг навалился густой туман], [2 как будто стеной отделил он меня от остального мира], и, (3 чтобы не заблудиться), [4 я решил вернуться на тропинку], (5 которая, по моим соображениям, должна была находиться слева и сзади). 1 3 5 2 , и и 4 II I II ст. II ст. НПС №2 [1Совещание заканчивалось], и [2бригадир сообщил], (3что все машины отремонтированы) и, (4если погода будет хорошая), (? 5завтра комбайны выйдут в поле). ППС №2 По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголовые подосиновики и зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики]. [ ©: o и o, o и o ]. 1 3 , но 2 4 I I I ВПС № 2 [1Володе не хотелось пить], но, (2чтобы не рассердить Яшку), [3он послушно припал к бадье и стал тянуть воду мелкими глоточками], (4пока от холода у него не заломило в затылке). [1 Крепость наша стояла на высоком месте], и [2 вид был с вала прекрасный]: [3 с одной стороны широкая поляна, изрытая несколькими балками, оканчивалась лесом], (4 который тянулся до самого хребта гор); [5 кое-где на ней дымились аулы], [6 ходили табуны]; [7 с другой бежала мелкая речка], и [8 к ней примыкал частый кустарник, покрывавший кремнистые возвышенности], (9 которые соединялись с главной цепью Кавказа). НПС №9(1Когда песня была допета), [2пассажиры стихли] и [3никто не сказал ни слова]. 2 1 1 2 3 и I II Лиственные деревья: осина, ольха, берёза — ещё голы. [ ©: O, O, O - … ]. ППС № 9 3 1 2 I II ; ВПС № 9 [1Медленно, длинными зигзагами поднимался караван по белому склону всё выше и выше]; [2казалось], (3что конца не будет). [1 До сих пор Костя знал, (2 что есть день и ночь), (3 есть столько-то часов между гудками), 1 и не обращал внимания на такую мелочь, как минуты и секунды], а [4 оказалось], (5 что эту мелочь нужно беречь), (6 если хочешь сделать много). 33 2 1 4 3 , а I II II ст. II ст. НПС № 10[1Утром над нашим биваком кружились тучи комаров], а [2на месте костра поверх золы лежал слой мошкары], (3которая в несметном количестве падала на огонь до тех пор), (4пока он не погас.) ППС № 10 В тихой синеве рассвета открылась передо мной древняя земля: вершины гор, освещенные зарёй, шумящие по гальке прозрачные речки, чинары и магическое свечение неба там, вдали... [©: O, O, O и O]. 1 2 , и I 3 II ВПС № 10 [1Познакомьтесь с ним получше], и [2вы увидите], (3какое теплое, благородное, даже нежное сердце бьется в железной груди этого, по-видимому, очерствевшего человека). СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ [1Зима начала хозяйничать над землёй], но [2мы знали], (3что под рыхлым снегом, (4если разгрести его руками), 3ещё можно найти свежие лесные цветы), (5что в печах всегда будет трещать огонь), (6что с нами остались зимовать синицы), и [7зима показалась нам такой же прекрасной, как лето]. "Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться" (К.Г.Паустовский).