Урок – семинар по русскому языку в 9 классе по теме «Типы сложного предложения. Пунктуация в различных типах сложного предложения»(Обобщение изученного)
Урок – семинар по русскому языку в 9 классе по теме «Типы сложного предложения. Пунктуация в различных типах сложного предложения»(Обобщение изученного)
Организационный момент.
Сообщение темы урока.
Слово учителя.
-Сегодня мы с вами проводим урок - семинар по теме «Типы сложного предложения. Пунктуация в разных типах сложного предложения». Эпиграфом к уроку возьмём слова В. Кулемина:
Человеку нужна тишина, чтобы слышать, как дышит трава,
Чтобы верить, что речка жива,
Чтобы думать о песне в ночи,
Чтобы слышать, что пушка мертва и что сердце либимой стучит,-
Человеку нужна тишина.
-С помощью какой синтаксической конструкции автор выразил своё отношение к потребности человека жить в тишине, жить в мире? В чём актуальность эпиграфа?
План урока.
1.Теоретические основы классификации сложных предложений.
2.Защита презентаций по типам сложного предложения.
3.Анализ синтаксической структуры текста.
4.Написание сочинения-миниатюры с использованием разных типов сложных предложений.
-Ознакомьтесь с планом проведения урока, проведите аналогию с домашним заданием и попробуйте самостоятельно сформулировать образовательную цель урока.
(ответ учащихся: Повторить и закрепить обобщённый теоретический материал по теме «Типы сложного предложения. Пунктуация в разных типах сложного предложения», отработать приёмы применения полученных знаний при выполнении практических заданий)
-Первый блок нашего урока- теоретический.
-Что явилось исходной точкой в работе над темой(Классификация)
С классификации сложного предложения мы и начнём работу
( сообщение учащегося «Классификация сложного предложения)
-Проанализируйте сообщение. Вдумайтесь в тему ответа, осмыслите её.
-Соответствует ли ответ теме, полно ли она раскрыта?
- Нет ли фактических ошибок?
-Достаточное ли количество примеров?
-В каком стиле построено сообщение?
(ответ учащегося: сообщение построено в научном стиле. Научный стиль отражает особенности теоретического мышления. Основная его цель: сообщение знаний и доказательство их истинности. Научный стиль характеризуется достаточно сложной синтаксической организацией, большим количеством терминов, отсутствием образных средств, наличием уточнений и пояснений. На уровне морфологии отмечается присутствие глаголов в настоящем времени, существительных в единственном числе; на уровне синтаксиса: наличие составных именных сказуемых, вводных слов с логическим значением.
Слово учителя.
Дома некоторые учащиеся работали над презентациями по разным видам сложного предложения. Сейчас они нас с ними познакомят.( следуют три презентации)
-Давайте обменяемся мнением о проделанной ребятами работе.
-Чью презентацию можно назвать лучшей?
Практическая часть семинара.
Слово учителя.
-Итак, я надеюсь, теоретической базой вы владеете в достаточной степени, Поэтому мы переходим к практической части нашего семинара.
-Всё больше лет отделяет нас от дня Великой Победы 1945 года. Но время не властно над памятью народа, передающего из поколения в поколение историческую значимость и нравственную суть подвига, совершённого людьми во имя спасения человечества от фашизма. Проблема патриотизма, проблема памяти о войне- важнейшая проблема нашей современности. Нужно всегда помнить о том, что «хотя бои суровые прошли, но не прошла и не проходит тревога за судьбу земли!» Давайте узнаем , как знаменитый поэт Александр Твардовский писал о чувстве Родины, о защитниках нашей земли.
-Чтобы прочитать его размышления, вам необходимо, вспомнив признаки текста, различные средства связи предложений в тексте, собрать эти части в единое целое ( из разрезанных по абзацам частей учащиеся собирают текст)
- Прочитайте, что у вас получилось?
-Аргументируйте, почему сумму этих суждений можно считать текстом?
(Ответ учащегося:
Текст прилагается.
Слово учителя.
-Обратите внимание на слова , записанные на доске. Запишите их в тетрадь.
(Отчизна, отвага, чувство, мужество, ответственность, патриотизм)
-В каких смысловых отношениях находятся эти понятия?
-Какие орфографические задачи приходится решать при написании этих слов?
Слово учителя.
-Следующий вид работы над текстом – выполнение тестовых заданий.
(тест у каждого ученика)
1.Укажите фразу, которая не противоречит содержанию текста.
А) Человек познаёт чувство гордости перед родившей его землёй
Б) Из любви к малой родине рождается любовь к отчизне.
В) Если Родина в опасности долг воина помочь ей.
2. Определите тип и стиль речи.
А) Художественный, повествование.
Б) Научный, описание.
В) Публицистический, рассуждение.
3. Укажите, какие морфологические средства связи используются в тексте.
А) Местоимения (особенно указательные и личные)
Б) Частицы.
В) Видовременное единство глаголов.
Г) Союзы (сочинительные и подчинительные)
Д) Наречия.
4. Укажите , какие лексические средства связи используются в тексте.
А) Повтор ключевых слов.
Б) Однокоренные слова.
В) Синонимы.
Г) Антонимы.
5. Какие средства выразительности использует автор текста.
А) Ряды однокоренных членов.
Б) Развёрнутые метафоры.
В) Риторические вопросы.
Г) Сравнительные обороты.
- Какие выводы можно сделать в результате анализа языкового материала?
(ответ ученика: данный текст относится к художественному cтилю речи, тип речи- повествование.
Слово учителя.- Сегодня предмет нашего разговора- сложное предложение, поэтому сейчас необходимо будет проанализировать текст с точки зрения его синтаксической структуры.
- Найдите в тексте разные виды сложных предложений. Назовите их.
(учащиеся зачитывают предложения, называют вид предложения)
-Можно ли сказать, что сложное предложение – ведущая конструкция в тексте «Земля» А. Твардовского?
Слово учителя.
Итак, можно сказать, что сложные предложения помогают организовать нашу речь в стройную систему, помогают дать развёрнутое повествование на любую тему.
Слово учителя.
Дома я предлагаю вам написать сочинение – миниатюру, используя различные модели сложных предложений. На выбор 3 темы:
«Стоит ли былое вспоминать?»
«Павшие умели побеждать, живые обязаны помнить»
« Кто для себя живёт, тот умер для других»
Слово учителя.
Заканчивая урок, давайте ещё раз обратимся к теме высказываний на занятии и послушаем фрагмент из поэмы Е.А.Исаева «Суд памяти»
Земля.
Человек появляется на свет на земле; тут он растёт, узнаёт мир и жизнь. Познаёт память о тех, кто жил до него, кто защищал землю, на которой он живёт. Познаёт чувство ответственности перед родившей его землёй, которая дала ему всё.
В преданиях всех народов герои набирались сил , если припадали к родной земле. Землёй клялись. Горсть родной земли брали с собой, когда отправлялись в дальние страны.
Из любви к самому дорогому и сокровенному клочку земли рождается любовь молодых людей к отчизне нашей, потому что человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца.
У большинства чувство Родины в обширном смысле – родной страны- дополняется ещё чувством родины малой, первоначальной, родина в смысле родных мест, отчих краёв, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей скромной и непритязательной красотой предстаёт человеку в детстве, и с этой личной родиной он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые и для всех одна.
Но бывают в жизни людей часы и минуты, когда Родина становится до предела конкретным и точным понятием. Это война: Мы знаем, какие страшные раны наносит война земле. И нет у людей ничего важнее, чем сохранение мира для Отчизны. Родина в опасности – долг каждого помочь ей мужеством и отвагой.
И невозможно победить наш народ, как невозможно погасить солнце. Несломленные и непокорённые, насмерть стояли защитники земли нашей. Они умирали, но не сдавались. Долог был путь до победы, многие не увидели праздничного салюта. Но разве можем мы забыть тех, кто сражался за нашу Родину?
Время идёт, но мы помним всё.
Самоанализ урока по русскому языку в 9 классе.
Урок – семинар по теме « Типы сложного предложения. Пунктуация в различных типах сложного предложения»
Тип урока: систематизация и обобщение изученного материала.
Цель урока: обобщить и систематизировать материал по теме «Сложное предложение»
Задачи урока:
Образовательные:
- расширение кругозора учащихся
- выбор нужной информации
-повторение, закрепление, применение на практике раннее изученного материала
Развивающие:
- развитие памяти
- умение отстаивать свою точку зрения
- развитие умения анализировать
Воспитательные:
- формирование познавательного интереса к учебному предмету
- воспитание уважения к прошлому
- воспитание любви к родной стране
Формы организации учебной деятельности:
- фронтальная
- коллективная
- индивидуальная
Методы и приёмы обучения:
- наглядный
- словесный
- практический
Используемые образовательные технологии:
- исследовательская
- частично – поисковая
- ИКТ
- тестовая
Тема урока соответствует плану учебной программы. Данный урок обобщающий в разделе «Сложное предложение», на который отводится часа
Урок – семинар не является в данном классе не традиционной формой проведения уроков. Данный урок носит репродуктивный , учебно- повторительный характер. Специфика его заключается, во-первых, в самостоятельной подготовке учащихся по теме урока. Во-вторых, в самостоятельной подготовке презентаций. В-третьих, в групповом обсуждении услышанного на уроке.
Данный урок - семинар способствует более прочному усвоению знаний умений и навыков полученных при изучении темы «Типы сложных предложений. Пунктуация в различных типах сложного предложения», так как требует от учащихся предварительной работы, самостоятельности, мыслительной активности.
Подготовка к уроку была организована так, чтобы были задействованы все учащиеся. Использование групповой и индивидуальной работы обеспечило посильное участие каждого ученика при обсуждении проблемных вопросов и выполнении практических заданий, что повысило интерес к уроку.
На протяжении всего урока отрабатывались умения выделять главное, обобщать, анализировать, классифицировать материал, систематизировать, делать выводы. Вести коллективную деятельность.
На данном уроке реализовывались современные подходы к преподаванию предмета, к проведению обобщающегося контроля.
Личностно – ориентированный подход прослеживался через внимание к речи других обучающихся и учителя.
В ходе урока были соблюдены его структурные компоненты:
Орг. Момент.
Знакомство с планом урока.
Повторение теоретического материала.
Применение теоретических знаний на практике.
Обсуждение проблемных вопросов.
Домашнее задание.
Подведение итогов урока.
На уроке был создан нужный для работы психологический микроклимат. Характер общения с обучающимися доброжелательный.
Время на уроке использовано рационально. Оценки были объявлены, домашнее задание задано.
Урок цели достиг. Умения и навыки, отработанные на уроке помогут обучающимся при сдаче ГИА.