«Социальное проектирование в учебно-воспитательном процессе как эффективный ресурс реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС»
Педсовет«Социальное проектирование в учебно-воспитательном процессе как эффективный ресурс реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС»
15.04.2016
Принципиально новые условия развития гражданского общества в России актуализируют решение задач образования детей и молодежи через освоение молодыми поколениями основных социальных навыков, практических умений в области социальных отношений. Российское общество нуждается в социально - зрелых, инициативных молодых людях, ориентированных на позитивную самореализацию во всех сферах жизнедеятельности общества, способных не просто адаптироваться в окружающем мире, а творчески его преобразовывать.
Эти качества в государственных образовательных стандартах получили название «ключевых социальных компетенций».
Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются, в первую очередь, на школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности, способной принимать активное участие в преобразовании окружающей действительности, готовой брать на себя ответственность, умеющей работать в команде, самостоятельно увидеть проблему, сформулировать задачу и решить её, способной быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, обладающей умением находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Воспитание в детях таких качеств становится не менее ценным, чем овладение конкретной предметной деятельностью.
Социальное проектирование служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме и является наиболее актуальным методом социального воспитания учащихся.
В ходе нашего педсовета социальное проектирование будет рассмотрено нами как инновационная технология социального воспитания и обучения учащихся образовательных учреждениях. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение, устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.
Проектную деятельность как метод и технологию мы уже достаточно рассматривали на уровне и педсовета и методических объединений.
Кратко напомню (слайд)
Достаточно четко метод проектов оформился в 20-е годы в США. В России метод получил резонанс после издания брошюры В. X. Килпатрика «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1925 г.). В основе системы лежат идеи:
с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая им выбрана самим;
деятельность носит надпредметный характер;
опора на возможности, интерес и увлечения детей;
истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны всякие побочные сведения.
Основатели системы выдвинули лозунг «Все из жизни, все для жизни!», поэтому проектный метод предполагал изначально использование окружающей жизни как лаборатории, в которой происходит процесс познания, т.е. изначально носил социальный характер.
Социальный проект в самом общем понимании – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении
В современном образовании Социальное проектирование рассматривается как форма организации (технология) практической деятельности учащихся в контексте компетентностного образования. Её позитивной чертой является универсальность, так как деятельность учащихся может реализовываться как в рамках учебного процесса, так и во внеурочной работе.
Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации.
Под социальным проектированием понимается деятельность:
-социально значимую, имеющую социальный эффект; результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для подростка практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте; задуманную, продуманную и осуществленную обучающимся; в ходе которой он вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом; через которую формируются его социальные навыки.
Социальное проектирование можно рассматривать как мотивационную компоненту, как методический прием организации, как технологию образовательного процесса. Неотъемлемой составляющей проектирования представляется межличностное общение.
Цель социального проектирования:
1.Привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества;
2.Включение учащихся в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.
Основные задачи социального проектирования:
- повышение общего уровня культуры детей и подростков за счет получения дополнительной информации;
- формирование социально-личностных компетенций: навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность и т.д.;
- формирование Я - концепции и мировоззрения обучающегося;
- установление новых способов социального взаимодействия детей с миром взрослых.
- закрепление навыков командной работы.
Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:
социальные явления («социальные негативы» — курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм);
социальные отношения (отношение к старикам, к молодежи, к детям; отношение к клиенту, к потребителю, к заказчику; политическое взаимодействие, влияние, др.);социальные институты (органы власти и управления, политическая партия, школа, больница, магазин, почта, парикмахерская и др.);социальная среда: ландшафт в целом (городской, сельский),
социальный ландшафт ( внешнее и внутреннее благоустройство школы, пандусы, остановки, реклама, места отдыха, выгула собак, игровые площадки, внешний вид и обустройство стадиона и т.п.)
Субъектами социальной пробы, практики и проекта становятся подростки и взрослые, вовлеченные в проектирование.
Гипотеза социального проекта — это модель, образ того, с помощью чего можно создать проект как продукт реальной деятельности. Формулируя гипотезу, разработчик проекта описывает свое предположение — за счет чего может быть разрешена социальная проблема; придумывает основную, базовую идею, на основе которой можно построить лестницу конкретных шагов, действий, направленных на достижение цели.
Признаки (критерии) социального проекта
Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) - это характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по четко определенным этапам на основании обозначенных, измеряемых результатов каждого этапа. Ограниченность проекта означает, что он содержит: • этапы и конкретные сроки их реализации; • четкие и измеряемые задачи; • конкретные и измеряемые результаты; • планы и графики выполнения работ; • конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.
Целостность - общий смысл проекта ясен и очевиден, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.
Последовательность и связность - логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.
Объективность и обоснованность - доказательность того, что идея проекта, подход к решению проблемы оказались не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее.
Компетентность - адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах и возможностях решения вопроса. Владение технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.
Жизнеспособность - определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, чем он может быть продолжен.
Ожидаемые результаты социального проектирования:
повышенная социальная активность учащихся, их готовность принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе;
готовность органов местного самоуправления выслушать доводы воспитанников и принять их предложения по улучшению социальной ситуации;
реальный вклад учащихся в изменение социальной ситуации в местном сообществе;
положительные изменения в сознании детей и подростков, повышение уровня общей культуры воспитанников;
наличие у членов проектных групп сформированных навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела;
изменение общественного мнения, увеличения числа жителей, готовых лично включиться в практическую деятельность по улучшению социальной ситуации в местном сообществе.
Виды социального проектирования.
1. По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий, игровой, информационно-поисковый, практико-ориентированный (учитывает социальные интересы участников, четко ориентируется на результат).2. По предметно-содержательной области: культурологический (литературный, музыкальный, лингвистический), естественно-научный, экологический, спортивный, географический, исторический.3. По характеру координации проекта: с открытой координацией (жесткий), со скрытой координацией (гибкий).
4. По количеству участников проекта: личностный, парный, групповой.
5. По широте охвата содержания: монопредметный, межпредметный, метапредметный.
6. По времени проведения: краткосрочный, долгосрочный, циклический .7. По характеру контактов (степени охвата): в рамках класса, в рамках школы, в рамках района, в масштабе города, в масштабе региона, в масштабе страны.
Виды социальных проектов воспитанников, реализуемых образовательных учреждениях:
•Прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике);•Информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории);
•Ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации);
•Исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.).Идея социального проекта.
Описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее реализации.
Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.
Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:
а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;
б) графического изображения (чертежей, схем и т.д.);
в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.
Еще проект – это средство управления деятельностью, наиболее приземленная, конкретная и выполнимая форма для учреждения/организации.
Этапы проведения проекта
Подготовительный или вводный (погружение в проект).1.1. Выбор темы и ее конкретизация (определение типа проекта).1.2. Определение цели, формулирование задач.1.3. Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.1.4. Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.).1.5. Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.1.6. Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления. 1.7. Поиск возможных рисков (проблемы, которые могут возникнуть в ходе реализации)
Поисково-исследовательский этап.2.1. Определение источников информации.2.2. Планирование способов сбора и анализа информации.2.3. Подготовка к исследованию и его планированию.2.4. Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций.2.5. Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
Организационный этап.
3.3. Распределение ролей и обязанностей внутри проектной команды. (если один человек в проектной команде разрабатывает план работы, ищет спонсоров, ведет переговоры с администрацией города или района, проводит опросы, является ответственным за все мероприятия, то вероятнее всего он сделает не всю свою работу или сделает еѐ не качественно) 3.4. Выполнение пошаговой инструкции, созданной на 1 и 2 этапах. 3.5. Материальная разработка и реализация проекта.
Трансляционно-оформительский этап.4.1. «Предзащита проекта».4.2. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.4.3. Подготовка к публичной защите проекта:4.3.1. определение даты и места;4.3.2. определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.);4.3.3. стендовая информация о проекте.
Заключительный этап и рефлексия.5.1. Публичная защита проекта.5.2. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.
В современном понимании проект – это шесть «П»: Проблема, Проектирование (планирование), Поиск информации, Продукт, Презентация, ПортфолиоРабота над проектом позволяет почувствовать как ребѐнку, так и любому взрослому значимость своей деятельности, повысить их социальный статус в школе, в микрорайоне, открыть новые возможности.
Ещё в середине ХХ столетия Антуан де Сент-Экзюпери, человек, далёкий от педагогики, размышляя о многочисленных проблемах человечества, не оставляет без внимания и педагогические проблемы. В своём эссе «Цитадель» он пишет: «Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мёртвым грузом фактов, обучите их приёмам и способам, которые помогут им постигать. Не судите о способностях по лёгкости усвоения. Успешнее и дальше идёт тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию – вот главное мерило» (Антуан де Сент-Экзюпери. Сочинения: в 3-х т.: т. 2. – М.: Полярис, 1997.)