Разработка урока Мир птиц 7 класс
Мир птиц (методическая разработка урока-игры по биологии. 7-й класс)
Цель: Повторить и обобщить знания по теме: “Тип. Хордовые. Класс Птицы”.
Задачи:
Повторение и закрепление основных теоретических сведений о птицах.
Формирование умения работать в команде.
Формирование положительной установки на развитие навыков устного публичного выступления, развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы учащихся.
Тип урока: Повторительно-обобщающий.
Форма: урок-игра “Счастливый случай”.
Оборудование:Картинки с изображением птиц и птичьих гнезд, коллекция перьев, запись голосов птиц, номерки для участников игры. В игре принимают участие две команды по 10 человек. Команда “Aves” (“Птицы”) и команда “Pteriks” (“Крылья”). В состав жюри входят учитель биологии и старшеклассники.
Ход урока
I. Конкурс-разминка
“Дальше, дальше…”
Вопросы для 1-й команды:
Какая наука изучает птиц? (Орнитология.)
Звери ходят на четырех ногах, а птицы на… (Двух.)
Какова температура тела птиц? (+40… +42оС)
Как называется искусственная наседка? (Инкубатор.)
Мать, отца не знаю, но часто называю.
Детей знать не буду – чужим сбуду. (Кукушка.)
Какие птицы самые маленькие в мире? (Колибри.)
У какой птицы два пальца на ногах? (У африканского страуса.)
У какой птицы гнездо выстлано рабьими костями? (У зимородка.)
Птенцы какой птицы шипят из гнезда, как змеи? (Вертишейки.)
Кто два раза родится? (Птица.)
У каких птиц самки крупнее самцов? (У хищных.)
Какая птица поет хвостом? (Бекас.)
Какие птицы выводят птенцов в феврале? (Клесты.)
Какие птицы носят название грибов? (Поганки-чомги.)
С помощью какой птицы ловят рыбу в Китае? (Баклан.)
Название какой птицы носит созвездие? (Лебедь, Орел и др.)
Вопросы для 2-й команды:
Звери покрыты шерстью, а птицы… (Перьями.)
Переворачивают ли птицы яйца в гнезде? (Да.)
Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри.)
“Без рук, без топоренка построена избенка”. О чем идет речь? (О гнезде.)
Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королек.)
Какую птицу называют пернатой кошкой? (Сову.)
Какой носорог летает? (Птица-носорог.)
В названии какой птицы 40 букв “а”? (Сорока.)
Кто в воде купался, да сух остался? (Гусь.)
У какой птицы все четыре пальца обращены вперед? (Стриж.)
У каких птиц гнездо плавает? (У чомги и других поганок, черной крачки.)
Какой город носит название птицы? (Орел.)
Гнездо какой птицы съедобно? (Стриж-саланганы.)
Какая птица название корабля? (Фрегат.)
Где кроме скворечников гнездятся скворцы? (В дуплах.)
Какая птица переносит своих птенцов в лапах? (Вальдшнеп.)
II. Конкурс “Заморочки из бочки”
В закрытых футлярах (удобно использовать “бочонки” от “киндерсюрприза”) – номера вопросов. Члены команды выбирают “бочонки” один за другим, открывают их, называют номер вопроса.
Учитель читает вопрос под данным номером, члены команды 1 мин. совещаются и отвечают.
Вопросы:
Все знают о том, что птицы высиживают птенцов, а могут ли птицы высиживать птенцов? (Могут – у сов, хищных и других птиц, которые начинают насаживать кладку с первого яйца. Например, белая сова в “лучшие” годы откладывает до дюжины яиц. Первые птенчики вылупляются, подавай им есть, сова – на охоту, а птенцы – пуховые и тепленькие – остальные яички греют. )У каких птиц птенцы растут под землёй? (У щурок, ласточек-береговушек, зимородков, топорков, тупиков, т. е. у всех птиц, гнездящихся в норах. )Издавна небольших птиц с огромным ртом видели по вечерам, вертящимися возле овец и коз. Что они делают, может быть, лакомятся молоком? Так некоторые люди думают о козодоях и сейчас. Правда ли это? (Козодои ловят около коз и овец различных насекомых. Широкий рот – приспособление для ловли насекомых на лету. )В минуту сильного потрясения у рябчика (например, если он попадает в когти ястреба) обильно выпадают перья. Чем можно объяснить такую особенность? (Легкость, с которой у рябчика выпадают перья в момент смертельной опасности, спасает ему жизнь – у хищников остаются лишь перья улетающей птицы. )Замечательный русский орнитолог Бутурлин рассказывал: “В нагорных тундрах Норвегии много белых куропаток. Охота на них – подсобный промысел местного населения. Серьезный враг куропаток – ястреб-тетеревятник. Вот норвежцы и уничтожили всех тетеревятников. А через несколько лет ястребов пришлось ввозить из СССР”. Объясните, зачем. (Исчез хищник – начала исчезать и жертва, ибо хищник уничтожает в первую очередь слабых и больных птиц. )О том, что гуси Рим спасли, знают все школьники, изучавшие древнюю историю. Когда галлы пытались напасть на римскую крепость ночью, гуси подняли крик. Римляне проснулись и отразили нападение врагов. Как объяснить поведение гусей? (Громкими криками гуси предупреждают своих собратьев об опасности. )Чем сильнее морозы, тем дольше купаются в проруби водоплавающие птицы, особенно нырковые утки. Как можно объяснить такую особенность? (У нырковых уток во время ныряния на перьях оттаивают льдинки, т. к. температура воды +4оС.)
Самец одной из наших самых мелких птиц – крапивника – строит несколько, иногда более 5, гнезд. Но только в одно из них самка откладывает. Зачем крапивнику столько гнезд? (Крапивник – “перестраховщик”. Лишние гнезда – своеобразное защитное приспособление, которое обеспечивает лучшее сохранение потомства, отвлекая внимание хищников. Кроме того, в нежилых гнездах самец крапивника отдыхыет от семейных забот.)Иногда на побережье теплых морей можно видеть, как цапли, принадлежащие к разным видам, выбрав подходящую отмель, мирно “рыбачат” рядышком, нисколько не мешая друг другу. Если на отмели соберется столько же птиц одного вида, конфликты неизбежны. Почему? (Данный факт доказывает инстинктивную природу птиц в период размножения.)
III. Конкурс “Ты мне – я тебе”
К этому конкурсу все учащиеся готовятся дома, придумывая оригинальные вопросы для команды соперников.
IV. Конкурс “Темная птичка” (по аналогии с “Темной лошадкой”)
Узнай, чья это песня.
У каждой птицы музыка своя, свой голос
И свои для пенья сроки…
И не мешает пенью соловья
Смешное бормотание сороки.
Какая птица обронила перо?
Птичье перо – чудо природы: легкое и прочное. Показываются перья птиц из коллекции, команды по очереди определяют, какая птица обронила перо.
Чей это домик?
На рисунках представлены гнезда:
славки-портнихи;
ласточки деревенские;
стрижа-саланганы;
иволги;
камышовки;
чомги;
ласточкм-береговушки;
пингвина;
гагары;
большенога (сорной курицы).
Команды должны определить, чьи это гнезда.
4. Какие ошибки допустил художник?
Показываются изображения птиц, составленные из частей тела птиц разных видов, например – орла, утки, павлина. Команды должны назвать ошибки.
V. Конкурс “Гонка за лидером”
Вопросы для 1-й команды:
Дышит ли птенец в яйце? (Да. )Существует ли “птичье молоко”? (Да, у голубей, пингвинов.)
Какая птица совершает самый длинный перелет? (Полярная крачка – более 17 тыс. км.)
Какие птицы с наступлением весны плывут на север, но в Северном полушарии никогда не бывают? (Пингвины.)
Какие птицы летают быстрее всех? (Стриж – 144 км/ч. Сокол, пикируя, развивает скорость до 300 км/ч.)
Какая птица откладывает самые большие яйца? (Страус, вес одного яйца - 1,6 кг.)
Из чего стрижи-саланганы делают свои гнезда? (Из слюны. )Какая птица, по пословице, постоянно хвалит свое место обитания? (Кулик.)
У каких птиц “гнездо” ходячее? (У пингвинов.)
Какая птица спасает птенцов, увозя их на спине как на лодочке? (Чомга.)
Вопросы для 2-й команды:
Есть ли у птенцов зубы? (Яйцевой зуб у птенцов для раскалывания скорлупы.)
Гнездо каких птиц можно увидеть на крышах украинских хат? (Аистов.)
Помощью каких птиц пользуются пастухи в Южной Африке? (Страусов. )Какая птица поет перед грозой, издавая звуки, похожие на звуки гитары? (Иволга.)
Есть ли своя песенка у скворца? (Нет, он подражает пению других птиц. )У какой птицы самые маленькие яйца? (У колибри. Вес одного яйца – около 0,2 г.)Какие птицы во время токования скрипят, как несмазанное колесо? (Снегири.)
Какая птица самая большая из ныне существующих в мире? (Африканский страус – 2,7 м в высоту, вес более 130 кг.)
От каких птиц произошли домашние куры? (От диких банкивских кур.)
В конце игры жюри подводят итоги, поздравляет победителей, отмечает ответы зрителей, предлагает всем побольше читать книг о природе, наблюдать живую природу, быть ее другом и защитником.
Литература
Акимушкин И. И. Причуды природы. – М. : Мысль, 1981.
Жукова Т. И. Часы занимательной зоологии. – М. : Просвещение, 1989.
Молис С. А. Книга для чтения по зоологии. – М. : Просвещение, 1986. Жизнь животных. Т. 5.
Яхонтов А. А. Зоология для учителя. – М. : Просвещение, 1985.