Презентация к уроку русского языка Главный член предложения — подлежащее
Жамбылская областьмеркенский районСредняя школа – гимназия № 39
Разакова Айканыс айдархановнаучитель русского языка и литературы
Открытый урок по русскому языку в 11 «А» классе
Тема урока Грамматическая тема урока: Главный член предложения - подлежащее.Лексическая тема урока: Ассамблея народа Казахстана.
Цели урока:Образовательная: закрепление теоретических знаний о подлежащем и способах выражения подлежащего; совершенствовать умения определять грамматическую основу предложений. Развивающая: развитие связной письменной речи на основе работы с деформированным текстом, обогащение активного словаря учащихся; умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.Воспитательная: воспитание толерантного сознания, исторического мышления, воспитывать любовь к Родине.
Наша истинная национальность – это человечество. Герберт Уэллсэпиграф
Психологический настрой
Круглый столЛингвисты помогут нам понять значение слов урока- толерантность, геноцид, Ассамблея народа Казахстана, шовинизм, антисемитизм, неонацизм. Историки расскажут, почему возникла историческая необходимость объединения всех народов, проживающих в Казахстане, узнать об основных задачах, стоящих перед Ассамблеей народов Казахстана.Журналисты предоставят репортажи, выскажут своё независимое суждение по фактам, происходящим в мире.Класс разделен на 3 группы: лингвисты, историки, журналисты.
Проверка домашнего задания1. Опрос учащихся по пройденному материалу «Способы подчинительной связи». 2. Упражнение 64. Списать устойчивые сочетания в следующем порядке:со способом управлениясо способом согласованиясо способом примыкания.
Подготовка к усвоению новой темыОбъяснительный словарный диктант. Толерантность, геноцид, Ассамблея народа Казахстана, шовинизм, антисемитизм, неонацизм.
Группа лингвистов Работа по словарю С.И. Ожегова
ТолерантностьТолера́нтность (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость, добровольное перенесение страданий) —социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в представлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением.
геноцидГеноци́д (от греч. γένος — род, племя и лат. caedo — убиваю) — действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую путём: убийства членов этой группы; причинения тяжкого вреда их здоровью; мер, рассчитанных на предотвращение деторождения в такой группе; изъятия детей из семьи; предумышленного создания жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этой группы.С 1948 года геноцид признаётся в ООН международным преступлением.
Ассамблея народа КазахстанаАссамблея народа Казахстана — консультативно-совещательный орган при Президенте Республики Казахстан. Первоначальное название — Ассамблея народов Казахстана, переименована в 2007 году.
шовинизмШовини́зм (фр. chauvinisme) — идеология, суть которой заключается в проповеди национального превосходства с целью обоснования права на дискриминацию и угнетение других народов. Также крайняя агрессивная форма национализма, зачастую граничащая с требованиями преследования, «травли», угнетения и физического уничтожения других народов.
антисемитизмАнтисемити́зм (нем. Antisemitismus) — одна из форм национальной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям как этнической или религиозной группе. Основан на предрассудках и является одной из разновидностей ксенофобии. Термин обозначает враждебность по отношению к евреям или иудеям, а не ко всем народам семитской языковой группы.
неонацизмНеонаци́зм (др.-греч. νέος — новый, нацизм) — общее название идеологии политических или общественных движений, возникших после Второй мировой войны, исповедующих национал-социалистические или близкие к ним взгляды либо объявляющих себя последователями Национал-социалистической немецкой рабочей партии.
Группа журналистовРабота по учебникуУпражнение 82. Прочитать текст. Выписать простые предложения. Выделить грамматическую основу в предложениях и объснить расстановку знаков препинания. Работа с текстом.
История так распорядилась, что Казахстан в период распада биполярного мира оказался в эпицентре мировой политики. На месте сверхдержавы появились новые государства, и в их ряду особое внимание уделялось именно нашей стране. По капризу судьбы это внимание было вызвано не только нашей огромной территорией, имеющей колоссальные природные богатства, не только пестрым этническим составом населения, но, в первую очередь, это было связано с тем, что именно здесь оказалась немалая доля ядерного потенциала бывшего СССР. Это обстоятельство привело к тому, что название нашей республики замелькало в мировых средствах массовой информации.Упражнение 82. Перед нами стояла не только задача налаживания международных связей, но и преодоления мощного негативного барьера, созданного некоторыми политиками и средствами массовой информации. Мы должны были решить несколько проблем.Во-первых, показать, что на самом деле представляет собой наше государство.Во-вторых, обеспечить не только международное признание Казахстана, но и его безопасность, территориальную целостность.В-третьих, включиться в мирохозяйственные экономические связи. Тогда же началось становление нашей внешней политики.
Группа историковРабота по учебнику.Упражнение 95 «Ассамблея народа Казахстана». Познакомиться с историческими сведениями о создании Ассамблеи народа Казахстана. Выделить ключевые слова в тексе. Какие из них выступают в роли подлежащих?
В настоящее время в мире в межнациональных, религиозных, экстремистских столкновениях гибнут сотни, тысячи ни в чем не повинных людей. Политика, направленная на разжигание межнациональной розни, превосходство одной нации над другой, религиозный экстремизм приводят к локальным войнам, кровопролитию, бедам, горю, нестабильности в обществе.
Поддерживать в РК межнациональное и межконфессиональное согласие во имя стабильности и мира призвана Ассамблея народов Казахстана. Идея создания Ассамблеи была впервые высказана Президентом страны Н.А.Назарбаевым в 1992 году на 1 Форуме народов Казахстана.
Одна из основных задач Ассамблеи – выработка предложений по проведению государственной политики, способствующей развитию дружественных отношений между представителями национальностей, проживающих на территории Казахстана, содействию их духовно-культурному возрождению и развитию на основе соблюдения принципа равноправия.
За эти годы Ассамблея стала важнейшим общегражданским институтом нашей нации. Казахстан стал территорией, свободной от этнических конфликтов. Экономические и социально-политические реформы успешно состоялись, благодаря межэтническому спокойствию и гармонии.
Мир и покой вошли в каждый дом. Это и есть главный результат работы Ассамблеи!
Мозговой штурм - Что такое предложение? - Чем предложение отличается от словосочетания?- Без чего предложение не может существовать?
Новая тема (ЗХУ)Знаем Что такое подлежащее? Подлежащее - главный член предложения, который обозначает то , о чем говорится в предложении ,предмет речи , и отвечает на вопросы именительного падежа кто? что?Правило-помощник: Подлежащее найти легче, если к нему поставить вопрос от сказуемого.
Хотим узнать - Какими частями речи может быть выражено подлежащее?
Узнали - Подлежащее может выражаться:{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Именем существительным в И.п.Толерантность – умение жить в мире и согласии со всем миром.Местоимением в И.п.Кто добро творит, того Бог благословит.Именем прилагательным в И.п.Каждый из них отличается от других соей культурой, песнями.Причастием в И.п.Ведущие читают текст о дружбе народов.Числительным в И.п.Двое выступили с докладом на Международной конференции.НаречиемЗавтра не будет похоже на сегодня. Междометием в И.п.Громко раздалось «ах».Инфинитивом в И.п. Жить - Родине служить.Синтаксически неделимым словосочетаниемАссамблея народа Казахстана – это путь к стабильности и миру.ФразеологизмомНа защиту Родины поднялись от мала до велика.Союзным словом в сложноподчинённом предложенииДобрые качества, которые чаще всего встречаются, живут в каждом человеке.
Закрепление новой темы1. Практическая работа с текстом. Списать текст, вставить пропущенные орфограммы. Казахская культура посыла..т свои знаки человечеству издревле. Будучи част..ю тюркской культуры, она трепетно относится к своей истории. Она выж..ла, несмотря на долгие годы культурн... нивелирования благодаря тому, что обладает огромн.. потенциалом, и вместе с культурой родственных народов способн.. стать одной из главных с..ставляющих культур экосистемы.Задания для лингвистов: Спишите, графически объясняя выбор орфограмм. Выделите в предложениях грамматическую основу. Задания для историков: Объяснить значение словосочетания «культурное нивелирование». Какой этап в истории казахского народа имеется в виду? Задания для журналистов: Независимое суждение по теме «Что стало бы народом, если бы он потерял свою культуру?»
Проверь себя! Казахская культура посылает свои знаки человечеству издревле. Будучи частью тюркской культуры, она трепетно относится к своей истории. Она выжила, несмотря на долгие годы культурного нивелирования благодаря тому, что обладает огромным потенциалом, и вместе с культурой родственных народов способна стать одной из главных составляющих культур экосистемы.
Задание 2 Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите графически грамматические основы предложений. Определите способы выражения подлежащего.На З..мле под синим неб..сводомСоздано немалое народом.Разных стран, обыч..ев, культур.И любой народ в..лик и мудр.Будь т..лерантен – попросту терпим,К культурам и обыч..ям иным,Все в мире важн.., все его лицоИ все достойно быть, в конце конц..в.
Проверь себя!На Земле под синим небосводомСоздано немалое народом.Разных стран, обычаев, культур.И любой народ велик и мудр.Будь толерантен – попросту терпим,К культурам и обычаям иным,Все в мире важно, все его лицоИ все достойно быть, в конце концов.
В нашей школе дружно учатся и работают люди самых разных национальностей. Все мы одна большая, крепкая и дружная семья. Все мы должны жить и понимать друг друга. Нашей стране не хотелось бы повторить украинских событий.
толерантность
толерантностьВ английском языке толерантность – «готовность и способность воспринимать без протеста личность» .Во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли». В арабском – «прощение, снисхождение, сострадание, терпение». В персидском – «готовность к примирению». В русском – способность терпеть что-то или кого-то. Быть выдержанным, уметь мириться с существованием кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительными.
что значит быть толерантным? Быть толерантным, значит:уважать другоголюбить ближнего своегоне злитьсябыть добрымтерпимымсострадать.
Составление кластера “цветок Толерантности”
Памятка Сохраняй спокойствие, когда сердишься. Владей собой, имей выдержку и хладнокровие. Имей терпение выслушать собеседника. Спокойно объясни свою точку зрения. Подумай, из-за чего возник спор.
Составление пятистишия ( синквейна) со словом «Подлежащее».Подлежащее,Главное, необходимое,Говорит, называет, указывает.Без него обойтись трудно.Предмет.
стихотворения о КазахстанеМой Казахстан! Ты – Родина моя!Твоих степей бескрайние просторыДушой и сердцем я люблю тебя,Люблю твои серебряные горы,Леса люблю, долины и поля.Мой Казахстан! Живи и процветай!Ты – колыбель великого народа,Всю красоту и мудрость передайИ сохрани для будущего рода.
Игра «Клубочек доброты»
Рефлексия «закончи предложение»Что мы узнали нового? Где можно на практике применить эти знания? Какие советы вы могли бы предложить государству, простым людям?
Домашнее задание 1. Упражнение 84. Прочитать текст. Найти примеры разных типов предложений по цели высказывания. В предложениях выделить грамматическую основу.2. Подготовить проектную работу на тему «Я в мире толерантности».