Урок. Технологическая карта Слово и его лексическое значение

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС

Предмет: русский язык
Класс: 5
Тема урока: Лексика. Культура речи. Слово и его лексическое значение
Тип урока: открытие нового знания
Планируемые результаты обучения:
Личностные - основы российской гражданской идентичности; чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Предметные - формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладение учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Метапредметные - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; способы решения проблем творческого и поискового характера; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; готовность слушать собеседника и вести диалог; активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач.
Техники и технологии: педагогика сотрудничества, критическое мышление, игровая деятельность, здоровьесберегающая технология.
Ресурс(учебники, наглядные пособия, ИКТ) Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.; словари, карточки, рисунки; компьютер, мультимедийный проектор.

Этапы урока (время)
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Формы
оценивания




Личностные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Познавательные:


1. Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)
Цель:
мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
- Как много улыбок засветилось. Спасибо!
Формула удачи нашего урока (Слайд 1)

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.
Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

Самоопределение - осуществление гражданской идентификации личности.

Целеполагание -принятие учебной задачи.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества; ориентировка на позицию партнера.

Построение речевого высказывания в устной форме; использование знаково-символических средств для решения задач; анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
Словесная функция
учителя.

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.)
Цель:
актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия
- Вспомним с какими разделами русского языка мы познакомились на предыдущих уроках?
Что изучается в каждом разделе?
(Слайд 2)
- Сегодня мы начнем знакомство с новым разделом . О чем мы будем говорить на последующих уроках , догадайтесь, прослушав стихотворение.
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать , молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушным холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят( слайд 3)
- Посмотрите на слова, написанные на доске , и ответьте на вопрос: почему в корне написаны разные гласные и что нужно учитывать при проверке слова? (слайд 4)
- Определим тему урока.
- Попытаемся сформулировать цели урока.( слайд6)
Обратимся к учебнику и самостоятельно прочитаем материал.( работа в группах)
Ответим на вопросы :
-Что обозначает слово?

_ В каком разделе изучается слово?
Проверим себя( слайд 9)
Информация учителя ( слайд 10)

-Лексика русского языка очень богата и изменчива. Как вы думаете,  почему это происходит? (открытия, новые понятия, исчезают предметы, вещи, и слова, обозначающие их, устаревают, выходят из нашего употребления).

Идивидуальное задание : сообщение о толковых словарях
Задание : по лексическому значению слова определить слово, какими способами можно объяснить ЛЗ слова? Записать слова, составить предложение
-1.Наметенная ветром большая куча снега.
2. Твердые атмосферные осадки.
3. Двенадцатый , последний месяц в году; в народе его называли студень или грудень.
4. Похожий на иней осадок, образующийся в туманную морозную погоду на ветках деревьев.
- Обменяйтесь и проанализируйте работу другой группы
- Верните работу своей группы и дополните её, если надо, сделайте вывод
Предоставляет слово каждой группе
- Какими же способами можно объяснить ЛЗ слова?
- Оцените свою работу?
Обратимся к учебнику и выполним работу разной сложности

328 - «5»
№ 329 – «4»
№330 – «3»
(задания выбираются самостоятельно, оцениваются при проверке учителем)



















Распределяют слова и осуществляют самопроверку
Дают ответ
Выделяют признак
Работают в группе по заданию
Рефлексия, вывод
Формулируют тему урока (Лексическое значение слова)
Формулируют цель (понять, что такое лексическое значение слова)









Научиться определять ЛЗ слова






Работа в группах по 4 человека

Анализ работ и вывод внутри группы
Обратиться к толковому словарю
Слушают



Дифференцированные задания




















Формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека; формирование позитивной самооценки.
Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание.

Самооценка.

3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.)

Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого.
Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы.

.

Итак, чтобы знанья были впрок,
Следует кратко повторить урок.
Продолжите предложения.
Лексика – это ..
Лексическое значение – это .
Какую цель мы ставили ?









Выполняют задание в парах





Проверяют и оценивают
Краткий ответ
Работают индивидуально с проговариванием в громкой речи

Оценивание усвояемого содержания


Контроль, коррекция, оценка

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений
действия.
Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование

Самооценка.
Взаимооценка.

Динамическая пауза (2 мин.)
Цель: сменить вид деятельности.
- Мы устали путешествовать. Давайте передохнем. Отгадайте загадки:

1. На каких полях не сеют и не пашут? (на тетрадных)

2. Какой рукав нельзя пришить? (реки)

3. Из какого крана нельзя напиться? (из подъемного)

- На каком явлении построены эти шутливые вопросы? (На явлении омонимии).
Учащиеся отгадывают загадки, связанные с темой «Лексика. Культура речи» и изображают предмет.
Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.



Словесная функция
учителя.
Самопроверка.









Оценивают свою работу















Самоопределение -самооценка личности; формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного - осуществление итогового и пошагового контроля по результату; адекватное восприятие оценки учителя; внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;. практическое освоение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества.


Развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией.


Взаимооценка.
Самопроверка.

7.Рефлексия. (5 мин.)
Цель:
оценить результаты собственной деятельности
повторить способ нового знания

- Исследование какой темы вели на уроке?
- Какие понятия разобрали?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые знания?
- От того, как вы произносите любое слово, зависит

Отношение к вам окружающих. Я желаю, чтобы каждое слово, сказанное вами, несло радость
- Оцените свою работу на уроке. Работу класса
- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?
Дают ответы на вопросы
Не забыть о девизе урока и толковом словаре









Анализируют работу на уроке через самооценку










Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям







Осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности











Самооценка.
Самопроверка.

Выставление
оценок.


Домашнее задание:
Выпишите из толкового словаря ЛЗ слов компания и кампания, или проанализируйте структуру словарной статьи из толкового словаря, или объясните разными способами ЛЗ слов кукла и искусственный (задание на выбор учащихся)
- Урок окончен. До свидания.
Записывают задание.







15