Конспект урока по теме: Сложноподчиненные предложения
Конспект урока по русскому языку
в 9 классе
«Сложноподчиненные предложения»
(обобщение по теме)
Учитель ЛГ МБОУ «СОШ №3» г.Лангепас Григорьева С.Н.
Цели урока:
Обобщить знания школьников по теме «Сложноподчиненные предложения»;
повторить основные разделы лингвистики: лексикологии, морфологии, синтаксиса, пунктуации, текстоведения;
формировать умение работать в группе, анализировать и сопоставлять, формулировать мысли;
воспитывать бережное отношение к слову, интерес к изучению русского языка.
Оборудование:
компьютер;
слайды с заданиями;
карточки с заданиями.
Ход урока
1.Оргмомент.
Приветствие, запись числа и темы урока в рабочих тетрадях.
Учитель.
Начать урок я хочу словами известного литературного критика19 века Николая Добролюбова (на слайде)
Чтобы воспользоваться всеми сокровищами русского языка, нужно хорошо знать его, уметь владеть им.
Н.А. Добролюбов.
Об авторе:
Нельзя не согласиться с высказыванием русского [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]а рубежа [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] годов, публициста, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]а о значении русского языка.
-Как вы понимаете значение слова сокровища?
По словарю С. И. Ожегова (драгоценность, дорогая вещь). В высказывании употреблено в значении (нечто очень ценное, дорогое для кого-нибудь).
- Как вы понимаете это высказывание?
(ответы учеников)
- Запись эпиграфа в тетрадь. Какое это предложение по структуре?(спп)
Произведите синтаксический разбор предложения (один ученик у доски, остальные в тетради).
(разбор предложения на слайде).
2. Беседа по вопросам:
- перечислите виды сложных предложений. Охарактеризуйте их.
(ответы учеников с примерами предложений).
- составьте в тетрадях таблицу с отличительными признаками сложных предложений. Проверьте себя (таблица на слайде).
- перечислите виды придаточных предложений. Приведите примеры.
3. Лексическая разминка. Я называю лексические значения слов ( на слайде), вы их записываете и попробуйте их угадать. (работа в группах)
1). 1. Готовность жертвовать собственными интересами для благополучия других людей, бескорыстная забота об их благе (альтруизм)
2). 1. Чувство самолюбия, гордости. 2. Обостренное самолюбие, самомнение (амбиция).
3). 1. Стремление к выражению своей индивидуальности, личности.
2. Противопоставление интересов одной личности интересам общества; предпочтение личных интересов общественным (индивидуализм).
4). 1. Личный, свойственный только данному индивидууму.
2. Находящийся только в единоличном пользовании, отдельный.
3. Особенный для каждого лица, случая (индивидуальный).
5.) Соглашение с кем-либо путем взаимных уступок (компромисс).
6). Вежливый, учтивый, тактичный (корректный)
7). Обыкновенный, ничем не примечательный (ординарный).
8). Мировосприятие, проникнутое унынием, безнадежностью (пессимизм).
9). Себялюбие, состояние при котором свои личные интересы становятся выше интересов других людей (эгоизм).
(проверка на слайде).
Кто написал без ошибок? Кто допустил 1 – 2 ошибки?
4. Групповая работа.
Каждая группа получила свое домашнее задание: теоретический вопрос по спп и упражнение. Сейчас проверим, как вы справились с данными заданиями.
(каждая группа отвечает с использованием своей наглядности).
5. Самостоятельная работа по карточкам (каждая группа получает свои карточки). После выполнения работы ребята могут брать дополнительные карточки с индивидуальными заданиями.
6. Итог урока.
Рефлексия: продолжите предложения (на слайде)
1. Сегодня я узнал
2. Было интересно
3. Было трудно
4. Я теперь могу
5 Я научился
6. У меня получилось
7. Мне захотелось
8. Я попробую
9. Я смог
10.Урок дал мне для жизни
Д/з: Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл высказывания Александра Ивановича Куприна «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». Приведите аргументы из любого литературного произведения.
Спасибо за урок.
Приложение 1. Карточки для работы в группах.
Карточка № 1
1) Выполните синтаксический разбор предложения
с дополнительными заданиями
(знаки препинания не расставлены).
У равнодушного2 человека нет близкого родного дорогого существа которому бы он отдавал3 своё1 сердце.
2) Выпишите все словосочетания и разберите их, укажите способ
подчинительной связи.
3) Выпишите из предложения слов(о)а с безударной гласной,
проверяемой ударением; с непроизносимым согласным звуком;
с оглушением согласного звука,
подберите к ним проверочные слова.
Карточка № 2
1) Выполните синтаксический разбор предложения
с дополнительными заданиями
(знаки препинания не расставлены).
Равнодушие2 еще1 ягодки которые вызревают3 на цветах эгоизма.
2) Выпишите все словосочетания и разберите их, укажите способ
подчинительной связи.
3) Выпишите из предложения слов(о)а с безударной гласной,
проверяемой ударением; с оглушением согласного звука;
подберите к ним проверочные слова.
Приложение 2. Карточки для работы в группах.
Карточка № 3
1) Выполните синтаксический разбор предложения
с дополнительными заданиями
(знаки препинания не расставлены).
Человеку дан язык чтобы он мог3 пользоваться2 им для разрешения
всех1 вопросов.
2) Выпишите все словосочетания и разберите их, укажите способ
подчинительной связи.
3) Выпишите из предложения слов(о)а с безударной гласной,
непроверяемой ударением; с оглушением согласного звука;
подберите к ним проверочные слова.
Карточка № 4
1) Выполните синтаксический разбор предложения
с дополнительными заданиями
(знаки препинания не расставлены).
Мудрым становится3 тот кто спокойно2 смотрит на жизнь1
и не мечется в собственной растерянности.
2) Выпишите все словосочетания и разберите их, укажите способ
подчинительной связи.
3) Выпишите из предложения слов(о)а с безударной гласной,
проверяемой ударением; с оглушением согласного звука;
подберите к ним проверочные слова.
Приложение 3. Карточки для индивидуальной работы.
К-1
1)Выпиши цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Человек, (1) который говорит, (2) глядя прямо в глаза,(3) никогда не будет говорить за спиной. (С. Певунова)
2) Составьте схему предложения, укажите тип придаточного предложения.
Альтруист – это корректный человек, который готов пойти на компромисс.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
К-2
1) На месте каких цифр должны стоять запятые?
Да(1) жалок тот(2) в ком совесть(3) не чиста. ( А. Пушкин)
2) Составьте схему предложения, укажите тип придаточного.
Лень закаляет характер, если вспомнить, сколько требуется усилий, чтобы ее побороть. (Т. Бернар)
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
К-3
1)Выпиши цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Теряя время, (1) мы теряем жизнь, (2) а думаем, (3) что приобретаем комфорт. (С. Певунова)
2)Составьте схему предложения, укажите тип придаточного.
Свою личную жизнь мы сможем сделать счастливой только тогда, когда жизнь и окружающих нас людей изменится в лучшую сторону. (С. Певунова)
К-4
1) На месте каких цифр должны стоять запятые?
Есть люди (1) которые никогда не ошибаются (2) потому (3) что не хотят делать. ( И. Гете)
2) Составьте схему предложения, укажите тип придаточного.
Взрослея, мы становимся серьезнее, и это, позволю себе заметить, первый шаг к тому, чтобы поглупеть. (Джозеф Эддисон)