«Мелизматика в эстрадной и народной музыке, на уроках эстрадного вокала».


Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Детская музыкальная школа №24»
 г. Казани
Конспект урока
по классу  эстрадного  вокала
с  обучающейся 6-го  класса ДМШ
«Мелизматика в эстрадной и народной музыке, на уроках эстрадного вокала».
подготовила
преподаватель по классу эстрадного вокала
Фаттахова Ландыш Камиловнаг. Казань2014г.
Тема  урока:  «Мелизматика в эстрадной и народной музыке, на уроках эстрадного вокала».
Цель  урока:  формирование  у  учащейся  навыка мелизмирования,  
                                интонационной  дикции  и  представления о её значимости
                                в  образно-эмоциональном  содержании, ритмическом    
                                рельефе  мелодики  вокального  произведения.
Задачи:        –  развитие  навыка  мелизмирования;
–  отработка  приемов   дикции:  элементов
    орфоэпии,  логики  речи,  правильного  формирования    
    гласных  и  согласных;                              
–  воспитание  эмоциональной  отзывчивости  учащейся.      
                                     
             
   
1.  Инструктивный  материал:
                 а) подготовка  певческой  гортани;
                 б) пробуждение  резонаторов;
                 в) работа  с  диафрагмой   в  сочетании  согласных  с  гласными  
                звуками;                               
                 г) упражнения  на  различного рода мелизматики и украшений     
 2.Музыкальный  материал:
              Татарская народная песня «Тафтиляу», Стиви Вандер «Sir Duke»
Наглядный  материал:  
              карточка-таблица  исполняемых   слогов;
                     нотные  тексты исполняемых произведений
                                                                                                                       
Ход  урока:
I.  Орг.  момент:  Преподаватель приветствует и настраивает ученика на процесс обучения
II. Беседа по пройденному материалу.
Какие признаки дают представление о татарской народной музыке и о джазовой музыке?
(предположительный ответ: акапельное исполнение с особенными украшениями. А в джазовой музыке - свободное исполнение, пульсация 2- й и 4-й  доли, большой диапазон певца)Каких джазовых исполнителей ты знаешь?
Какие джазовые произведения тебе приходилось слышать?
Подобные вопросы задаются и о татарской народной музыке и исполнителях
     III. Работа  с интонационной  дикцией  учащегося .
       1.  Подготовка  голосового  аппарата  к  пению:
а) упражнения указаны в приложении
                                                                     
       б) пробуждение  резонаторов;    
           (при  исполнении  наблюдать  за  потоком  звука  направляемый точно             в  зону  верхних  полостей  лицевой  части  /начало  звука  должно  
             быть  мягким  без  ударов/);  
                               
       в)  работа  над  сочетаниями  согласных  с  гласными  звуками;
            (контролировать  процесс  произношения  согласных  так,  чтобы               «основной  удар»  приходился  точно  на  определённую  часть  
             артикуляционного  аппарата);
                                                                                     
        г) работа  над  ровностью  звучания  голоса  на  всём  диапазоне  
                                             
             
        2.  Работа  над  татарской нородной песней Тафтиляу.
         а) беседа  с  учащейся  о  содержании  произведения;
         б) техника  татарских украшений;  её  назначение;
         в) показ  музыкального  фрагмента в  записи;
         г) пение в  медленном  темпе;
         д) пение отдельных фрагментов
ж) концертное исполнение произведения
       3.  Работа  над  вокальным  произведением из репертуара Стиви
Вандера «Sir Duke»
         а) беседа  с  учащейся  о  содержании;
         б)  работа  над  вокализами-скэтами:  
                    –  пропевание  в медленном  темпе
                       (следить  за  интонированием  согласных  в  сочетании с                                                                                                                гласными);
                     –  увеличить  темп  (пение  а capella);
                     –  пропевание  фрагментов  под  фонограмму;
          в)  работа  над  интонационной  дикцией  в  сложных  для  учащейся    
                                                                                              фрагментах  куплетов;
          г)  концертное  исполнение  всего  вокального  произведения.
IV. Итог  урока:
1.  Эмоциональное  ощущение  ребёнка  от  собственного  исполнения
       (что  получилось,  что  не  вышло);
2.  Выбор  фрагментов  для  самостоятельной  работы  дома.
          3.  Д/З:  а)  отрабатывать  упражнение  на  сочетание  согласных  с  
                                   гласными  звуками;
                            б) народную песню  петь  с  увеличением  темпа  по  полутонам;
                            в) Отрабатывать  отмеченные  фрагменты  в  произведении  Стиви Вандер «Sir Duke»                                                                                                                 
Список использованной литературы
1. Т.В.Охомуш . Методика обучения эстрадному вокалу «Чистый голос» .
2. Е. Сокольская.  Джазовые этюды. Иваново 2003г.