Опыт работы по теме Развитие речевой компетентности учащихся на уроках и во внеурочное время
Тема: «Развитие речевой компетенции младших школьников на уроках и во внеурочное время в рамках реализации ФГОС»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, введенный в действие, подразумевает, что после освоения основной образовательной программы начального общего образования дети должны овладеть различными навыками, в том числе и «…осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах». Сегодня модель выпускника предполагает владение речевой компетентностью, что является объективной необходимостью, продиктованной потребностями современного общества.
Под речевой компетенцией понимается умение ребёнка практически пользоваться родным языком в конкретных ситуациях общения, используя речевые, неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности. Речевая компетенция предусматривает лексическую, грамматическую, фонетическую, диалогическую и монологическую составляющие.
Коммуникативно-речевая компетентность относится к группе ключевых, т.е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому её формированию следует уделять пристальное внимание.
Актуальность моей работы подтверждается тем, что в настоящее время отмечается уменьшение интереса детей к чтению художественной литературы, что всегда положительно влияло на повышение уровня развития речи учащихся. Между тем, задачи учителя остаются прежними - развивать речь учащихся и вести планомерную работу по формированию языковой компетенции.
Так, например, у моих учащихся на момент поступления в 1-й класс были следующие показатели:
• У 40% детей преобладал игровой мотив деятельности.
• У 50% детей низкий уровень развития речи.
• У 48% - слабо развит фонематический слух.
• У 50% - узкий кругозор.
Таким образом, возникает проблема:
- Как преодолеть противоречие между реальным уровнем речевого развития младших школьников и программными требованиями?
- Как научить ребёнка полно, грамотно и точно выражать свои мысли, каковы направления и этапы работы по развитию речи, какие виды работ являются наиболее эффективными?
- Как реализовать потенциал речевых возможностей, побудить к созданию самых простых рассказов, сказок, стихов?
Эти вопросы послужили основанием для выбора темы представленной работы.
ЦЕЛЬ моей работы:
-определить эффективные возможности для формирования коммуникативно – речевой компетенции младших школьников в процессе обучения на основе создания коммуникативных ситуаций.
Задачи
-изучить проблемы формирования речевой компетенции младших школьников и возможности урока по данному направлению;
-способствовать расширению и обогащению активного словаря младших школьников;
-использовать возможности уроков и внеклассной деятельности для формирования коммуникативной компетенции;
-способствовать раскрытию творческого потенциала каждого ученика
Объект исследования - процесс формирования речевой деятельности младших школьников с учетом возможностей программы и внеучебной деятельности
Речевая компетенция - умение ребёнка практически пользоваться родным языком в конкретных ситуациях общения, используя речевые, неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности.
Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Последние три года уделяю большое внимание развитию языковой и речевой компетенции учащихся.
Как утверждает ученый – лингвист В.В. Виноградов: «Высокая речевая культура человека, его хорошее знание и чутье языка – это самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной и творческой деятельности».
Этапы развития речевой компетенции
На 1 этапе учащиеся могут под руководством учителя (1-2 кл)
участвовать в урочном общении;
давать полные ответы на вопросы и задавать вопросы;
комментировать;
делать простые сообщения логично и последовательно.
Первым условием возникновения и развития речи человека является потребность высказываний. Без потребности выразить свои мысли, чувства, стремления не заговорили бы ни маленький ребенок, ни человечество в своем историческом развитии. Следовательно, методическим условием развития речи, учащихся является создание ситуаций, вызывающих у школьников потребности высказываний, желание и необходимость что-то высказать устно или письменно.
На 2 этапе:
присутствует простота и четкость речевого высказывания, прослеживается умение высказаться ярко,
прослеживается умение вступать в общение с собеседником.
Второе условие любого речевого высказывания – это наличие содержания, материала, т.е. того, о чем нужно сказать. Чем этот материал полнее, богаче, ценнее, тем содержательнее высказывание.
На 3 этапе:
умение вести беседу в паре, в группе;
умение вести диалог;
строить дискуссию;
умение участвовать в конференции, игре и т.д.
Выражение мысли и общение между людьми возможно только с помощью общепонятных знаков, т.е. главным образом слов, их сочетаний, речевых оборотов речи. Поэтому третье условие успешного речевого развития – это вооружение средствами языка. Детям нужно дать образцы языка, создать для них хорошую речевую среду.
Одна из главных особенностей программ по русскому языку и литературному чтению- коммуникативная направленность. Это проявляется в следующем:
1) у детей формируется умение общаться в устной и письменной форме, строить высказывания разных жанров;
2) школьники учатся чтению учебной книги, обращению к ней как к источнику знаний;
3) изучение каждой из сторон языка, во-первых, направляется коммуникативным мотивом (выявляется значение того или иного языкового средства, смысл и причины соблюдения, определенных правила его использования), а во-вторых, способствует осознанному применению в речевой практике полученных знаний;
4) обращается пристальное внимание на значение изучаемых единиц языка, ребята учатся умело использовать их в речи.
Основные формы учебной коммуникации.
Развивая речь ребенка, мы развиваем и его интеллект. Только через развития речи возможно становление и совершенствование мышления, воображения, представления высших эмоций.
Содержание работы по развитию речи складывается из обучения нормам литературного языка, работы по обогащению словаря и грамматического строя речи учащегося и развития их связной речи.
Ребенок готов к учебной деятельности тогда, когда он достиг: определенной физической, психологической зрелости, умственной и социальной зрелости.
Для того чтобы младший школьник в процессе обучения успешно овладел речью, её синтаксическим строем, важно, чтобы он ещё до школы умел использовать в своей речи все грамматические формы родного языка.
К сожалению, за много лет работы в школе, приходится отметить, что многие дети, пришедшие в 1 класс, не умеют строить предложения, не владеют монологической речью, в разговоре допускают ошибки, связанные с неправильным произношением. Шестилетний ребенок быстро утомляется, отчего речь становится замедленной, невнятной.
Набирая в очередной раз 1 класс, я проанализировала: кто лучше подготовлен к школе, у кого лучше развита речь: у детей, посещающих детский сад или же у детей, которые не посещали детский сад.
Анализируя детей, посещающих детский сад, я пришла к выводу, что из 22 детей, у шестерых не совсем хорошо обстоят дела с речью.
Провела родительские собрания на темы: «Трудности адаптации первоклассников к школе», «Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребенка», «Родителям о внимании и внимательности» и др. Поставила проблему по развитию речи перед родителями всех детей и в частности, особое внимание уделила родителям детей с плохо развитой речью.
Я старалась, как можно доходчиво объяснить родителям, что только в единстве, в тесной сплоченности учителя и родителей можно искоренить любые проблемы обучении и воспитании ребёнка.
С 1 класса я начала учить учеников работе в паре и в группе. Эти виды работы, на мой взгляд, является одним наиболее эффективными. Они обеспечивают регулярное общение учащихся друг с другом на уроке и значительно повышают речевую и мыслительную активность каждого ученика в благоприятных для него условиях при полной релаксации.
Работая в группе, ученики учатся вступать во взаимодействие, учитывая не только свои интересы, но и интересы других, понимать собеседника, активно высказываться, самостоятельно принимать решения.
В чём я вижу повышение эффективности урока для развития речи?
Планируя урок, чётко представляю себе, с чем на данном уроке должны познакомиться учащиеся, что должно быть ими усвоено, чем они должны владеть на уроке практического применения. Эта целенаправленность определяет композиционную структуру урока, этапы и связи между ними, отбор материала, форму обратной связи. Применение всех компонентов учебной деятельности направляю на конечный результат.
Чтение и письмо — естественные продукты непрерывно растущей речевой компетентности ребенка.
С первых дней детей в школе провожу в начале урока речевую разминку, в которую включаю различные речевые упражнения.
1.Фонетическая зарядка:
Как дудят в дудочку? (Ду-ду-ду …)
Как жужжит шмель? (Ж-ж-ж…)
Как кричит осел? (Иа-иа-иа!)
2. Чтение чистоговорок и скороговорок.
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
Ло-ло-ло – на уличе тепло.
Ра-ра-ра – начинается игра.
Ри-ри-ри – на ветках снегири.
Ар-ар-ар – кипит наш самовар.
Ор-ор-ор – созрел красный помидор.
3. Проведение игры «Я начну, а вы продолжите…»
Плачет киска в коридоре.
У неё большое горе.
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски!
Подарил мне папа льва,
Ох и струсил я сперва
Я два дня его боялся,
А на третий он сломался.
Мне нужны такие вещи:
Молоток, тески и клещи,
Ключ, напильник и ножовка,
А всего нужней сноровка.
В данном упражнении я люблю использовать стихи Б.Заходера, которые при чтении сопровождаются движениями, жестами, мимикой. Часто обычное чтение стихотворений превращается в мини – спектакли, где дети играют роль артистов.
4. Проведение диалогов в стихотворной форме.
Вместе: Мы идем лесной тропинкой.
А куда не знаем сами.
Учитель: За малиной?
Дети: За малиной!
Учитель: За грибами!
Дети: За грибами!
Вместе: Светит солнце золотое
Сквозь зеленые оконца.
Учитель: Может мы идем за солнцем?
Дети: Что же
Может и за солнцем!
Вместе: Может, белка попадется
Может, ежик ждет нас где-то
Мы идем гурьбой веселой
Ясным утром
В гости к лету!
Игра «Птичья стая»
Учитель: Птицы готовятся к отлету в теплые страны. Они щебечут, громко кричат, радуясь перелету.
Дети читают по слоговой таблице слоги громко, весело: Са, со, су, сы, си, се,сё, сю, ся.
Учитель: Птицы немного утомились, стали вести себя потише.
Дети читают эти же слоги уже средним голосом, не спеша.
Учитель: И вот птицы взмахнули крыльями и поднялись высоко в небо. Их голоса чуть слышны.
Дети читают слоги шепотом.
Систематическое и регулярное использование данных упражнений помогает ликвидировать те трудности, с которыми ребенок пришел в школу. Артикуляционная гимнастика, которая длится 5-7 минут в начале каждого урока обучения грамоте, способствует выравниванию всех детей и оказывает большую помощь в дальнейшем на уроках чтения. Дети становятся более уверенными в своих ответах, перестают комплексовать, не боятся ошибиться в ответе. Учащиеся выражают свои мысли более ярко и полно.
На уроках в 1 классе, когда дети очень быстро устают, применяю различные физкультминутки.
* * *
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим.
Три, четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
Посидим, отдохнем
И опять читать начнем.
* * *
На болоте две подружки, две зеленые лягушки.
Утром рано умывались, полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкультпривет!
* * *
Буратино потянулся, Руки в стороны развел,
Раз - нагнулся,Ключик, видно, не нашел.
Два – нагнулся, Чтобы ключик нам достать,
Три – нагнулся,Нужно на мысочки встать.
* * *
Руки ставим все в разлет. Руки в стороны держите.
Появился самолет. Друг на друга посмотрите.
Мах крылом туда – сюда, «Раз» и «два», «раз» и «два»!
Делай «раз» и делай «два» Опустили руки вниз,
«Раз» и «два», «раз» и «два»!И на место все садись.
Физкультминутки развивают мелкие мышцы пальцев рук, снимают усталость, делают обучение увлекательным и вместе с тем развивают речь детей и коммуникативные умения.
Воспитание речи в начальных классах не может ограничиваться простым пересказом текста, простым ответом на вопросы, а требует постановки перед учащимся таких задач, которые связаны с активной, творческой, мыслительной работой над текстом, формированием сложных речевых умений.
С этой целью даю учащимся различные виды заданий по формированию связной речи, например,
-подбери слова по теме: «Зима», «Зимние забавы», «Лес» и т.п.
-найди и прочитай слова, которые раскрывают главную мысль текста, рассказа…;
-составь предложение по картине;
-составь несколько предложений по серии картинок;
-придумай своё название текста.
Чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее его устная и письменная речь.
Поэтому, начиная с 1 класса, знакомлю детей с орфографическим словарем, учу работать с ним и как можно чаще обращаться за помощью к нему при написании слов с безударными гласными непроверяемыми ударением.
Словарную работу провожу систематически. Никогда не оставляю без внимания ни одного непонятного слова с непроверяемым написанием. Учу видеть такие слова в рассказах, в стихах, находить их объяснения, записывать в индивидуальные словарики. Индивидуальные словарики есть у каждого ученика. За словарями слежу, проверяю выборочно, поощряю за хорошее ведение.
В классе есть словарь «Трудных слов», которым дети могут воспользоваться в любой момент.
Работа со словарем «Трудных слов» делает речь детей грамотной, орфоэпической правильной.
Большую работу провожу по активизации словаря. Своё внимание я направляю прежде всего на использование в речи имен прилагательных. Очень любят дети игру «Собери предложение», где они поочередно добавляют по одному слову в предыдущую конструкцию.
Параллельно веду работу с глаголами, так как основа любой мысли – только выбранное «сказуемое». В этом помогает игра «Замени глагол», «Уточни действие», «Подбери антонимы», «Ответь на вопрос» и т.д.
Эта работа развивает речь детей, помогает в умении пересказать текст.
Со 2 класса начинаю систематически работать над фразеологией.
Использую в этой работе фразеологический словарь Г.М.Ставской. Это пособие дает огромные возможности для умственного, речевого, эмоционального развития ребёнка.
Я стараюсь осознанно научить детей пользоваться словарём, искать нужный фразеологизм, показать его значимость, зачем он нужен, какую информацию содержит, обратить внимание на особенности объясняемых образных выражений.
Работая со словарем, дети включают в активную умственную деятельность, задумываются над значением слов и выражений, повышая уровень мыслительной деятельности.
Например, фразеологизм: Считать ворон – «быть невнимательным, бесцельно проводить время, лодырничать». Невнимательный ученик часто смотрит в окно. Может быть, и правда считает. Только почему ворон? Вероятно, потому что это крупная птица и живет рядом с человеком. Потому объясняю детям, как важно быть внимательным на урока.
Объяснение многих фразеологизмов основывается на обращении к многозначности слова. Например, выражение: Брать (взять) в свои руки; Держать себя в руках; Золотые руки; Мастер на все руки; «Как без рук; На скорую руку», «Как рукой снимет и др. – помогают учащимся определять прямое и переносное значение слова рука.
В русских народных сказках дети часто встречаются с гиперболизированными фразеологическими выражениями:
В тридевятом царстве; По щучьему велению; Молочные реки, кисельные берега; Видимо – невидимо. Для полного понимания истинного смысла этих выражений необходимо включать их в лексическую работу.
Фразеологические обороты имеют оценочное значение, то есть содержат положительную или отрицательную характеристику личности.
О добром, честном человеке говорят Душа нараспашку.
Сведения о происхождении тех или иных выражений обогащает знания детей.
Использую фразеологизмы на уроках математики, связанные с понятием единиц измерения: Как аршин проглотил; От горшка два вершка и д. При изучении темы: «Меры времени» включаю в урок такие выражения: Не по дням, а по часам; Час от часу и т.д.
Фразеологизм Как таблицу применяю при изучении таблицы умножения.
Большое количество образных выражений включаю в уроки «окружающий мир». Например, Божья коровка; Черепашьим шагом; Синяя птица; Кто в лес, кто по дрова и многие другие.
Так осуществляется межпредметная связь, которая повышает интерес детей к изучаемому материалу.
С выражением Мартышкин труд дети познакомились на уроках русского языка, изучая тему «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова».
На уроке литературного чтения фразеологизм применили при анализе басен И.А.Крылова.
Из этого следует, что нужно повседневно заботиться о родном языке, «ухаживать за ним». Нельзя быть неряшливым в произношении слов, необходимо думать над каждым словом, выражением.
Чем же помогают фразеологические обороты маленьким филологам?
Я убедилась, что фразеологизмы метко бьют в цель, помогают детям понять внутреннее психологическое состояние человека, мир его переживаний и характер отношений с другими людьми.
Познание обогащает словарь, формирует образность мышления и речи.
Хочется отметить воспитательную цел фразеологизмов. Например, Принцесса на горошине характеризует человека, не способного переносить неудобства, привыкшего к полному благополучию. И наоборот, такое выражение: Чувство локтя – чувство взаимной поддержки и помощи во всех делах. Всеми возможными средствами я стараюсь формировать настоящего читателя, способного с любовью и увлечением читать книги.
Школа духовных ценностей неодинакова в разных семьях, поэтому приходится много работать с родителями в этом направлении. Провожу родительские собрания, на которых беседую с родителями на темы: «Книга в вашем доме», «Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка», «Умные сказки», «Книга – источник знаний» и др.
Провожу анкетирование, дискуссии с родителями, даю советы и рекомендации по привитию любви детей к книгам. Родители принимают активное участие в оформлении класса.
Замечаю, что постепенно возникает и укрепляется у детей вкус к языку, стимул познания новых слов, формируется языковое чутьё. Обращаю внимание на интонацию и постановку логических ударений.
На уроках русского языка использую ситуативные тесты с заданием.
1. Вставить пропущенные выражения:
Ранним утром две подружки пошли в лес за ягодами. Вдруг на лесной опушке они столкнулись… с огромным медведем. От неожиданности и страха они… к лесной сторожке (для справок: быстро побежали, носом к носу, что есть духу).
2. Дополняем синонимический ряд: быстро бежать – мчаться во весь дух – мчаться что есть духу – мчаться во весь опор – нестись во все лопатки.
Провожу игры: «Кто быстрее?» (подбери по 10 фразеологизмов с общим для них именем существительным, например, Голова – Морочить голову; Вскружить голову; Отвечать головой и т.д.
«Сказочные фразеологизмы».
Дополнить выражение, взятых из сказок: «Скоро сказка называется - …» (да не скоро дело делается).
«Это всё присказка, …» (сказка будет впереди).
Найдите фразеологизмы:
Оказался молодцом,
Смог осилить ношу –
Не ударил в грязь лицом
И не сел в калошу.
6.Творческие задания:
- составь, сочини, придумай предложения, рассказ, сказку, нарисуй словесный портрет, употребляя фразеологизмы: Стоять горой; Мастер на все руки; Не вешать нос и др. Дети с большим интересом выполняют такие задания.
В процессе отбора материала высвечивается общее «коммуникативное ядро» системы по обучению устной и письменной речи. Применение новых форм и методов обучения активизируют работу детей, развивают их речь.
Работа с пословицами развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики, более глубокому изучению литературы, обогащает детей народной мудростью.
Пословицам я уделяю внимание на всех уроках. Так, при объяснении правил правописания безударных гласных в корне привожу пословицы:
Конец – делу венец.
Кончил дело – гуляй смело.
Выясняем смысл пословиц. Предлагаю детям найти родственные слова, объяснить написание гласной «О».
Конец – кончил.
Толкование пословиц.
Кончил дело – гуляй смело – закончил дело, работу, выполнил уроки – можешь спокойно отдыхать, гулять, играть, не думая о деле,
Конец – делу венец. Венец – украшение на голову в виде короны; в данном случае украшение оконченного дела, то ть важен окончательный результат.
Какие ещё пословицы о труде вы знаете?
Дети на перебой отвечают: Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Без дела жить – только небо коптить; Дело не медведь, в лес не убежит и т.д.
При закреплении темы «Безударные гласные в корне» предлагаю пословицы с творческим заданием: подобрать и вписать в пословицу подходящие по смыслу слова, например,: Февраль силен метелью, а март…
Март с водой, апрель с …, а май …
Использую пословицы и для устного опроса.
Р . дная земля и в г . рсти м . ла.
(дети комментируют написание пропущенных букв)
При изучении звонких – глухих согласных также использую пословицы.
Береги нос в большой мороз.
Нос – носа
Мороз – мороза
Итак, систематическая работа над пословицей очень много дает учащимся. Во-первых, они учатся собирать народные изречения, относить их к определенной теме, анализировать их смысл, понимать их обобщающий характер. Изучение пословиц обогащает речь детей, повышает их грамотность, способствует воспитанию эстетическою вкуса. Разнообразная работа с пословицами прививает любовь к устному народному творчеству, учит внимательно относиться к метким образным выражениям, интересоваться народной мудростью. Следует помнить, что пословицы воспитывают у школьников чувство любви к стране, уважение к труду, чувство доброты, чувство уважения к русскому народу, создавшему эти пословицы.
Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов мира, природы, общественной жизни.
Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи – развитие мышления и речи идёт как единый процесс. Дети должны иметь конкретные представления о природе, о её жизни, тогда им будет легче оценить красоту языка писателя или мастерство художника, сумевших нарисовать в своем произведении живую картину.
Большая часть рассказов, помещенных в книге «Литературное чтение», посвящена родной природе. Но как бы хорошо ни была описана природа, нельзя ограничиваться только произведением. Чем больше человек знает природу, тем больше она дарит ему чистой и светлой радости. Дети удивительно остро воспринимают яркие, трепещущие игрой красок, оттенков, звуков образы и глубоко хранят их в памяти. Поэтому так необходимы экскурсии в лес.
Я стараюсь, как можно чаще ходить с детьми на экскурсии.
Например, в теплый солнечный сентябрьский день идём мы в лес на экскурсию. Перед нами поляна, усеянная осенними цветами, в воздухе порхают бабочки. Или, лес пылает огнем осенних листьев. Предложила ребятам разобраться в красках осени. Вот белоснежная березка – русская красавица. Как она одета? «В золотистый сарафан»
У Пушкина есть такие слова об осени «В багрец и золото одетые леса». Вот это и есть самый настоящий багрец.
Ребята весело перекликались, бродя между нарядных деревьев в поисках чего-то интересного. Это ещё раз подтверждение о том, что природа благотворно влияет на человека.
В своей работе использую технологию проектной деятельности. Проект «Осень» был рассчитан на 2 месяца.
Осенью был проведен праздник «Осень в поэзии и музыке».
Первым этапом этой работы была прогулка в лесу, где дети наблюдали золотую осень.
Вторая прогулка была позже, когда лес обнажился. Потом был сбор природных материалов, поиск стихов и рассказов об осени самими детьми. Мы сделали аппликацию и назвали её «Осенний мотив». Не раз в классе слушали мелодию П.И.Чайковского «Времена года».
Приобщая детей к живописи, я развиваю чуткость к языковым явлениям, ориентировку на смысловую значимость языка. С помощью живописи развивается и мыслительная деятельность, внутренняя речь, которая помогает детям спланировать и высказать свои суждения, соотнести умозаключения, возникшие в результате восприятия замысла художника. Потребность по ознакомлению школьников с искусством возникает ещё с первого класса при знакомстве учащихся с замечательными художниками - иллюстраторами детской книги: Ю.А.Васнецовым, Е.И.Чарушиным, В.В.Лебедевым.
С этой целью в работу включаю задания и игровые упражнения по обогащению и активизации словаря, развитию выразительности речи, формированию монологической речи, а также чтение художественных произведений, сюжет которых был бы созвучен теме картины.
Для подбора образных сравнений – упражнение «С чем это можно сравнить лес, луг, снег?» (Лес, как страж - великан, как веселый весенний оркестр. Луг, как зеленый ковер; пестрый и яркий, как радуга. Снег, как пушистое белое одеяло, как маленькие балеринки в воздухе легко кружатся).
Словесные упражнения;
«Узнай, о ком или, о чем я рассказываю» (задумчивый, суровый, печальный, мрачный, веселый – человек; веселый, разноцветный, пестрый, душистый – луг).
«Соотнеси слово и настроение картины».
«Кто больше назовет слов, передающих настроение в иллюстрации».
«Кто больше назовет слов, характеризующих настроение человека, который успешно выполнил работу». (Гордый, довольный, радостный, счастливый, добрый).
Мимические упражнения.
«Расскажи без слов, мимикой и жестами, о чем бы ты написал картину»;
«Кто забавнее покажет жестами, как он шел по дороге и вдруг увидел что-то неожиданное, а мы попытаемся отгадать».
«Покажи, о чем ты задумался».
Упражнение для развития выразительности речи:
«Скажи фразу: «Какая красивая картина. Какой грустный пейзаж.
Как прекрасен труд людей на земле.»
Как бы эту фразу произнес добрый человек, как бы это сделал злой Карабас – Барабас?»
«Кто скажет слово наиболее выразительно?» (красивый луг, яркие сочные краски). Произнеси грустно, радостно, печально, задумчиво.
Через упражнения ребенок приучается к выразительности речи, начинает выделять в живописи движение, как средство выразительности, а речь, как средство выражения красоты, восхищения искусством.
Знакомя ребят с иллюстрациями Ю.А.Васнецова, я рассказала о его творчестве, о его жизни, о том, что он создал неповторимый мир сказочных образов. Рассматривая иллюстрации к потешке «Пошел котик на торжок», я обратила внимание детей на то, что кот сказочный, удивительный. И вообще, у Васнецова все звери удивительные.
Задаю вопросы:
Каким изобразил Васнецов кота?
(Важным, деловым, хозяйственным)
Что расписал художник розовой краской?
А кругом-то красота какая… Почему я так сказала?
С помощью вопросов стараюсь, чтобы дети не упустили ни одной детали на рисунке; учились видеть красивое, замечать главное.
Особое внимание я уделила творчеству В.В.Лебедева. Рисунки художника интересны и разнообразны. В них есть выразительность, яркость и простота. Но самое главное – сочетание фантазии с реальностью. Они доступны ребенку, вызывают у него эмоциональный отклик. Иллюстрации формируют ум, чувства детей. Рассматривая иллюстрацию, которой заканчивается книга, где изображены мышка – мать, пустая постель мышонка, художник дает возможность детям поразмыслить, отчего так случилось… Сказка заканчивается, но ребенок остается в раздумье.
Я стараюсь познакомить ребят с более широким кругом мастеров – иллюстраторов, научить понимать и любить искусство книжной графики.
Предлагаю детям рассматривать иллюстрации, выполненные разными художниками и обращаю внимание на различие в манере изображения животных. Дети сразу замечают, что Е.Чарушин изображает просто шаловливых зверюшек, а у Васнецова и Рачева – звери «одеты» в красивые юбки, расшитые передники, валенки.
С целью закрепления знаний о художниках – иллюстраторах я часто провожу викторины, игры: «Угадай, кто нарисовал иллюстрации к этой сказки?», «О чем нам рассказывает иллюстрация?» и т.д.
Удивительный мир окружает нас, мир природы. Уметь видеть красоту природы помогают нам художники - пейзажисты.
Неповторимый мир картин – это огромный потенциал для развития творческих способностей детей, художественного вкуса, развития мышления и речи учащихся. Рассматривая картины известных художников, я не только учу видеть красоту, но и чувствовать природу.
Любуясь картиной И.И.Шишкина «Зима», я учу их описывать зимний наряд деревьев. Дети передают красоту русской зимы. А потом предлагаю нарисовать зимний пейзаж, включаю спокойную музыку.
Картина И.И.Шишкина «Утро в сосновом бару» знают и взрослые и дети. Дети замечают буквально всё: старая сосна сломалась и рухнула, проснулась медвежья семья, затеяли игры малые медвежата. На вопрос:
Какие чувства вызывает эта картина?
Дети отвечают, что хочется попасть в этот дремучий лес, вдохнуть запах хвои, послушать пение птиц.
С интересом ребята рассматривали картину художника Саврасова «Грачи прилетели». Дети видят все признаки весны: снег серый, хорошо видны следы птиц на снегу, неяркое солнце. В картине много серых, коричневых и голубых тонов. Это, значит, ранняя весна. Ребята знают, что грачи первые вестники весны, они приносят на крыльях весну: «Увидел грача – весну встречай!»
Предлагаю им быть художниками и нарисовать весенний пейзаж. В 3-4 классах была продолжена работа по знакомству детей с картинами: «Аленушка» В.Н.Васнецова, «Тикая обитель» И.И. Левитана, «Свидание» В.Е.Маковского, «Девятый вал» И.К.Айвазовского и т.д. После бесед по картинам дети писали сочинения, высказывали свое отношение к той или иной картине.
Я стараюсь сделать занятие по искусству познавательными, интересными, насыщенными, чтобы мои ребята переживали радость открытия прекрасного в жизни, искусстве.
Формирование навыков речевого этикета – неотъемлемая часть развития речи. С первого дня пребывания ребёнка в школе я ставлю задачу по обогащению речи такими языковыми средствами, которые необходимы в повседневном общении и служат для выражения приветствия, благодарности и т. д.
С этой целью провожу занимательные упражнения: «Договори фразу»
Ученик вежливый и развитый, говорит, встречаясь… (здравствуйте).Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день).Растает даже ледяная глыба от слова тёплого…(спасибо).Когда нас бранят за шалости, говори… (простите, пожалуйста).Введение формул речевого этикета в речь младших школьников не только обогащает их активный словарь, но и воспитывает внимательное, вдумчивое отношение к речи, умение выбирать языковые средства, уместные в конкретной ситуации. Владение речевым этикетом- условие правильных взаимоотношений со сверстниками.Все мы очень разные, потому что у каждого есть что-то особенное, свой, не похожий на других, мир. Общение позволяет узнавать другого человека, радоваться этому узнаванию. Для успешного овладения речью должна моделироваться речевая ситуация. Я предлагаю детям представить себе, что вы тот-то, беседуете с тем-то…
Обращаясь к своим знакомым, родственникам, прохожим, мы как будто играем на сложном музыкальном инструменте, включаем тот или иной «регистр» общения, выбираем ту или иную тональность. И всё это обеспечивает разнообразные формы обращения, реплик, обмена любезностями: «Будьте любезны», скажите, пожалуйста…» и т. д.
Я предлагаю детям такую ситуацию, допустим, что вам каким –то волшебным образом представилась возможность задать вопросы самым интересным людям планеты (политикам, учёным, космонавтам, певцам).
-Кого и о чём ты захотел бы спросить?
-А если это просто папин друг или твоя бабушка? Ведь они прожили долгую жизнь, видели очень многое.
Разыгрывание таких ситуаций учит детей проявлять доброжелательный интерес к любому человеку.
Напоминаю детям, что образованный и начитанный человек всегда легко находит предмет разговора. Прилежное и разнообразное чтение даёт возможность судить понемногу обо всём. Читая новые журналы и знакомясь с популярными авторами, никогда не будешь затрудняться в выборе предмета для беседы. Учу детей, что правило речевого этикета: Расспрашивать мало; говорить чуть больше; слушать ещё больше». Постоянно напоминаю о том, что в умении слушать проявляются воспитанность собеседника, уважение к другому человеку.
Культура общения находит яркое отражение в пословицах: «Лошадь узнают в езде, а человека в общении»; «Учись вежливости у невоспитанного»; Одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани»; «Слово – серебро, молчание-золото».
Во время бесед по развитию речевого этикета прошу детей запомнить следующее: грубость вредит всегда и везде, никому и ни при каких обстоятельствах не позволено грубить! Запомнить и другое: «Доброе слово всегда обижает, особенно людей легкомысленных. Прорабатывая основные этикетные правила и формулы речи, стараюсь, чтобы у младших школьников соединялись воедино вежливость и отзывчивость, вежливость и скромность, вежливость и уважительное отношение к другим.
Итак, проводимая мною работа по формированию у учащихся потребности вступать в общение, создавать высказывания в соответствии с собственными коммуникативными мотивами способствует дальнейшей самореализации учащихся младших классов как в школе, так и вне ее.
К концу 4 класса отмечаю существенные изменения в поведении детей как участников коммуникативного акта, в уровне и качестве их речевой компетенции, произошедшие в результате совершенствования коммуникативной компетенции. Особенно заметны результаты детей с изначально низким уровнем развития исследуемых умений и навыков.
Как отметила учитель литературы, у моих шестиклассников хорошо поставлена речь, пишут замечательные сочинения, принимают активное участие в конкурсах чтецов, литературных КВНах, предметных олимпиадах, праздниках, посвящённых, например, А.С.Пушкину, М.Ю.Лермонтову, и т.д. и занимают ведущие места.
Литература
1. Архипова Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе // Начальная школа, 2000,№4. -С.35-39.
2. Бронникова Ю.О. Формирование культуры речи младших школьников // Начальная школа, 2003,№10. -С.41-44.
3. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Педагогика, 1996. -115с
4. Ладыженская Т.А. Характеристика связной речи детей. - М.: Педагогика, 1980. -210с.
5.Лайло В.В. Повышение грамотности и развитие мышления. Пособие для учителя Дрофа 2002
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=224http://ru.wikipedia.org/
http://otvet.mail.ru/
http://nsportal.ru
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 11»
с.АлександровскоеОбобщение опыта работы
учителя начальных классов
Воробьёвой Светланы Александровны
по теме:
«Развитие речевой компетенции младших школьников на уроках и во внеурочное время в рамках реализации ФГОС»
2015 -2016 учебный год