Конспект урока Устная и письменная речь, оформление границ предложения
Русский язык. К тайнам нашего языка
Дата_________________
Тема: «Устная и письменная речь, оформление границ предложения» (с. 35-40).
Цель урока:
знакомство с формами языковых средств.
Задачи урока:
отрабатывать основные правила письменного оформления речи;
способствовать повышению осознанности письма;
тренировать в постановке знаков препинания в конце предложений и в определении их количества в тексте;
упражнять в интонационно-выразительном чтении;
развивать речь и познавательный интерес.
Оборудование: учебник, тетрадь.
Ход урока
Организация класса.
Звенит звонок,
Начинается урок.
Будем мы писать красиво?
Будем дружно отвечать?
Будем думать, рассуждать?
Дисциплину соблюдать?
-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
Пожелайте глазками друг другу всего самого лучшего, успехов на уроке.
Сообщение темы урока.
Дети, сегодня на уроке мы будем различать устную и письменную речь, тренировать в постановке знаков препинания в конце предложений и в определении их количества в тексте.
Знакомство с новым материалом.
Работа по учебнику и в тетради (с. 35-37).
Урок начинается с самостоятельного чтения детьми заголовка, обсуждения того, что они знают об этих видах речи, и установки: к концу урока решить, узнают ли на уроке что-то совсем новое или повторят, уточнят то, что уже было знакомо, поучатся соблюдать различные правила.
По заданию 49 сразу обратите ребят к с. 8 учебника. Вспомните картинки, с которыми уже велась работа, и попросите назвать действия, выполняемые нарисованными там людьми. Для экономии времени вернитесь на с. 35, читайте начала предложений и из рамок помощи выбирайте нужные слова. В результате получатся такие предложения: Ребята разговаривают. Учитель говорит, ученики слушают. Школьники читают. Девочка пишет. Обсудите, как, если бы эти предложения пришлось записывать, показали бы начало и конец каждого.
После ответа на последний вопрос задания 49 и объяснения Антону происхождения слова «устная», выполняется чтение учащимися сообщения в розовой рамке. Учитель читает части, напечатанные светлым шрифтом, а дети, хором читают выделенное полужирным; фрагмент о письменной речи может быть весь прочитан хором. Далее вновь задайте вопрос: узнали они что-то новое или повторили известное? (Видимо, ребята выберут второе).
Задание 51 – нужно обучать первоклассников находить границы мыслей. Способ действия подсказан в задании: читать и искать мысли. После того, как проведена предварительная разметка, нужно перечитать отрывок и проверить, верно ли выделены мысли. Только после этого можно приступать к списыванию.
Физкультминутка
Работа по учебнику и в тетради (с. 33-34).
Снова вопрос Антона мотивирует уточнение информации, правила письма (задание 52). Каждую часть читает учитель, а все хором дочитывают выделенную информацию о знаках. При этом существенно, чтобы в сознании детей закрепилась связь: определенная интонация (работа голоса) в устной речи – соответствующие знаки при письме.
Сообщение в голубой рамке помощи перед загадками (с. 38) очень важно, так как в учебнике много дидактического материала в стихотворной форме и необходимо предостеречь ещё неопытных читателей от формального решения: где есть большая буква, там начинается новое предложение. Высказанное сообщает учитель.
Задание 53 целесообразно читать вслух неоднократно. Первый раз каждую загадку читает педагог (или хорошо читающий ученик) при закрытых книгах для определения на слух количества предложений, этому нужно продолжать целенаправленно учить. По ходу чтения можно чертить схемы предложений, чтобы потом сравнить их с теми, что приведены в книге. Эту работу учащиеся могут выполнять, вдвоём обсуждая схемы. Затем загадки читают дети, передавая голосом ту интонацию, которую отражают знаки. Одновременно проверяется количество предложений в каждой загадке.
После этого выполняется вторая часть задания – соотнесение загадок с приведёнными схемами и даются объяснения Антону. Первоклассники продолжают учиться работать с моделями, анализировать их, сравнивать между собой и со словесным материалом, учатся понимать сущность затруднений персонажа, помогать разрешать их, стараясь как можно яснее выражать свои мысли.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Чему учились сегодня на уроке?
Какую речь называют устной?
Какую письменной?
А из чего состоит предложение?
Что понравилось? Что показалось сложным?
Спасибо всем за урок!