Открытый урок по русской литературе 9 класс По творчеству Н.В.Гоголя «Мертвые души» (обобщающий урок)


Открытый урок по русской литературе 9 класс
По творчеству Н.В.Гоголя «Мертвые души» (обобщающий урок)
ц/у: 1.Повторить жизнь и творчество писателя, обобщить образы помещиков, разобрать образ Чичикова П.И., разобрать смысл произведения, заключенного в эпиграфе и названии романа.
2. Развивать мыслительные, творческие способности учащихся, умение работать с художественным текстом.
3. Воспитывать в учениках гражданственность, отрицательное отношение к коррупции.
Эпиграф к уроку: «Русь, куда же несешься ты , дай ответ?»
Психологическая подготовка:
1) улыбнулись друг-другу, пожелали мысленно удачи, знаний и крепкого здоровья. Того же я вам всем, здесь сидящим, желаю.
2)Тема урока: Обобщение пройденного материала по роману-поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души», и остановимся на главном образе произведения – П.И. Чичикове.
Начнем с жизни и творчества Н.В. Гоголя (на доске стикерами закрыты даты творческой жизни Н.В. Гоголя, учащиеся открывают стикер , и говорят какая дата, что было).
1) 1809 г. 20.03.
2)1821 г – 1828 г
3) 1825 г
4) 1829 г
5) 1831 г Н.В. Гоголь безжалостно сжигал свои творения, почему? Какое отношение у писателя к своему творчеству? Почему он так делал?
6) 1835 г
7) 1836 г
8) 1836 -1839 г.г9) 1839г
10) 1840 г
11) 1840г
12) 1841 г
13) 1842 г
14) 1843 г
15) 1845 г
16) 1852 г
17) 21.02.1852г
III.этап урока Читаю слова Гоголя. Гоголь писал: «вывести несколько прекрасных характеров, обнаруживающих высокое благородство нашей породы, ни к чему не поведет…Нет, бывает время. Когда нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости; бывает время, что даже вовсе не следует говорить о высоком и прекрасном, не показавши тут же ясно как день, путей и дорог к нему для всякого ».И что же он показывает читателю?
Галерея помещиков:
Узнайте персонаж по его описанию.
Какое смысловое значение приобретает название поэмы?
Мертвые души крестьян
Мертвые души - это помещики
Викторина по произведению:
С чем сравнивается глаза Манилова?
Сколько времени читал Манилов книжку с закладкой на 14-ой странице?
Как зовут Коробочку?
Чем кормила Коробочка Чичикова?
Знает ли Коробочка Собакевича и Манилова?
Есть ли семья и дети у Ноздрева?
Чем подчевал Ноздрев Чичикова?
Сколько душ продал Ноздрев Чичикову?
В какие игры предлагал сыграть Ноздрев Чичикову?
На кого похож Собакевич?
Как зовут Собакевича и его жену?
По какой цене продал Собакевич умерших крестьян Чичикову?
Как зовут Плюшкина?
Сколько детей было у Плюшкина?
Какое угощение предлагал Плюшкин Чичикову?
Сколько душ удалось Чичикову купить у Плюшкина и по какой цене?(200 с лишком по 32 копейки).
Сколько душ в итоге насобирал Чичиков у пятерых помещиков? (Без малого 400 душ).

Как бы вы поставили по степени омертвения этих помещиков?
Суд над П.И. Чичиковым.
Суд проходит с участием прокурора, адвоката, судьи, свидетелей и, конечно же , самого Чичикова. На заседание можно пригласить и автора произведения Н.В. Гоголя.
Обвинение и защита героя строятся на следующих аргументах:
- Чичиков – возмутитель спокойствия города М, мошенник, пытающийся обмануть государство: заполучить в опекунском совете деньги под залог мертвых душ.
- но вся его афера лопнула, его разоблачили, никто не пострадал, кроме него самого, поскольку Чичиков вложил в это предприятие собственные средства.
- С самого детства он не отличается моральной чистоплотностью, жизненный путь его отмечен предательством и обманом.
- Чичиков пытается достичь своей цели – нажить состояние, чтобы завести семью, приобрести дом, оставить детям наследство.
Разве не об этом должен думать хороший и любящий муж и отец?
- Чичиков – авантюрист, он должен ответить за свои преступления. Не зря его принимают за антихриста.
- но ведь именно он по авторскому замыслу достоин духовного возрождения в конце третьего тома.
- сам автор осуждает героя, называет его подлецом.
- Почему же тогда Чичиков летит в птице тройке олицетворяющей собой Русь?
- Правильно ли устроено общество, где человек не может жить без коррупции и в достатке.?Подводя итоги, учитель должен еще раз подчеркнуть, что образ Чичикова неоднозначен и сложен.
V.Д/З: Учить наизусть отрывок «Русь-тройка….»VI.Итоги урока.
Северо- Казахстанская область
Район Магжана Жумабаева
Майбалыкская средняя школа
Открытый урок по русской литературе
в 9 классе
По творчеству Н.В.Гоголя
«Мертвые души»
Подготовила: Нашкенова Р.У.


с. Майбалык 2013-2014 уч.годСамоанализ урока
По типу это урок-обобщение. Основная цель урока- обобщить знания, полученные в ходе предыдущих уроков и объяснить значимость творчества Н.В.Гоголя для развития передовой мысли России и всей литературы в целом; связать произведение с современностью и показать злободневность проблем, поставленных писателем.
Приемы, примененные на уроке: фронтальная беседа, сценка-инсценировка, дебаты, викторина, проблемный вопрос, прием со стикерами и т.д. Урок получился насыщенный, заставивший учащихся задуматься над проблемами, которые есть и сегодня в нашем обществе, почувствовали злободневность творчества писателя.
Последовательность и правильность всех этапов урока соблюдена.
Т.к. я работаю по проблеме «Использование приемов инновационных технологий с целью повышения качества знаний учащихся», то указанные выше приемы, свидетельствуют о том, что в ходе урока, через применение их , я добилась поставленной цели.