Технологическая карта изучения темы: «Слог как минимальная произносительная единица»
Класс: 1 класс
Учитель: Богрова Светлана Александровна
Урок: Литературное чтение
Дата: 24 сентября 2015 год
Тип урока: Изучение нового материала
Технологическая карта изучения темы: «Слог как минимальная произносительная единица»
Тема Слог как минимальная произносительная единица
Цели Формирование умения различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги.
Формирование УУД:
Личностные: проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению русского языка.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы к упражнению; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемый результат Предметные:
Наблюдать над слоговой структурой различных слов.
Определять количество в слове слогов.
Находить новые способы определения слогов в слове через проведение лингвистического опыта со словом. Анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов и находить слова по данным моделям.
Классифицировать слова по количеству в них слогов.
Самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов.
Личностные УУД: Уметь аргументировать выбор своего ответа
Метапредметные:
Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД: Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в письменной и устной форме.
Познавательные УУД: Уметь ориентироваться в системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте; составлять ответы на вопросы
Основные понятия Слово, звук, слог.
Межпредметные связи Русский язык
Ресурсы:
- основные
- дополнительные Репкин В.В., Восторгова Е.В., Левин В.А. Букварь. Учебник для 1 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1.
-картинки-иллюстрации
- схемы-модели слов;
-тетрадь по чтению для моделей слов.
Организация пространства Фронтальная работа, работа в группах.
Технология проведения Деятельность
учеников Деятельность
учителя Задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные УУД
I. Орг.момент Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.
Дети с помощью рисунков солнышка, солнышка с тучкой, тучки показывают своё настроение.
Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.
Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
В тетрадях по чтению нарисуйте условным знаком своё настроение на начало урока.
Настраиваются на учебную работу.
В своих тетрадях в «квадратике настроения» рисуют условным знаком свое настроение.
Коммуникативные УУД:
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им
II. Актуализация знаний и постановка проблемы.
Дети вспоминают изученный ранее материал о звуках человеческой речи.
Вспомните ребята, из чего состоит звучащее слово?
Чем отличаются буквы от звуков?
Дети отвечают на вопросы учителя.
Определить тему урока.
Отличать звуки речи от букв.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать звуки речи от букв.
Коммуникативные УУД:
Слушать и понимать речь других
Регулятивные УУД:
Уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя
Учиться работать по предложенному учителем плану.
III. Постановка проблемы.
Рассматривают модели слов, анализируют. Высказывают свои предположения, о том, что слово при произношении можно разделить на «кусочки» (части). Учитель вывешивает на доске сначала схему целого слова, а затем слова, которое разделено на две части пунктирной линией.
Ребята, как вы считаете, что произошло со словом? Можно ли при произношении слова разделить его на «кусочки»? Мы иногда произносим слово по «кусочкам», если нам нужно его прокричать или, наоборот, сказать очень медленно. Обращали ли вы внимание на то, что болельщики, на стадионе (болея за ту или иную команду), кричат её название по частям - скандируя.
Как вы думаете, какая у нас будет цель урока?
Какой главный вопрос нашего урока?
Сегодня на уроке мы и будем с вами пробовать разбивать слова на части, «кусочки». Пытаются предположить, какой будет тема и основная цель урока, опираясь на представленные модели слов.
Пытаются сформулировать цель урока. Регулятивные УУД:
Учиться высказывать свое предположение на основе анализа схемы.
IY. Совместное открытие новых знаний.
Дети называют слова, изображённые на картинках, пытаются разделить слова на части.
Учитель вывешивает на доске иллюстрации и просит ребят назвать их, а затем произнести слова, поделив их на части (на «кусочки»).
А как же называют такие звуковые части, из которых слагаются слова?
*В классе могут быть такие дети, которые скажут: слоги.
Правильно, такие звуковые части, «кусочки», называются: слоги.
Обозначать слоги будем маленькими дугами под звуковой схемой:
Дуга показывает, что звуки в слове сливаются, произносятся слитно.
Называют слова, выполняют учебную задачу, поставленную учителем. Работают по теме урока.
Коммуникативные УУД:
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
Познавательные УУД:
Уметь:
- ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подбирать слова по заданной схеме и наоборот.
Y. Физкультминутка Дружно маме помогаем —
Пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем,
Мы полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.
Выполняют упражнения, имитируя движения. YI. Первичное осмысление и закрепление знаний. Работа по учебнику.
Работают по учебнику. Учитель предлагает продолжить работу по теме урока по учебнику (стр. 30).
Анализ слов «гуси» и «утята», используя приём – подсчёт ударов по подбородку. Анализируют слова «гуси» и «утята». Определяют сколько в них частей. Соотносят свои предположения со схемами. Уметь определять количество слогов в словах, опираясь на представленные модели слов. Познавательные УУД
Уметь самостоятельно выполнять работу
Личностные УУД
Уметь применять полученные знания при выполнении работы по схемам.
VII. Самостоятельное применение новых знаний. Работа в группе. Называют правила работы в группе.
Организуют работу в группах. К моделям-схемам подбирают как можно больше слов.
Учитель предлагает выполнить задание в учебнике на странице 30 (подобрать как можно больше слов к моделям-схемам) в группах. Но сначала дети вспоминают правила работы в группе.
Выполняют предложенное учителем задание в группе. Составляют слова по моделям.
Познавательные УУД
Уметь делать выводы в результате совместной работы
Коммуникативные УУД:
Уметь:
- оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
- доносить свою позицию до других
- выполнять различные роли в группе.
VIII. Рефлексия. Итог урока.
Дети с помощью рисунков солнышка, солнышка с тучкой, тучки показывают своё настроение.
В своих тетрадях в «квадратике настроения» нарисуйте условным знаком свое настроение после урока. Сравните его с тем, какое оно было в начале урока. У кого стало лучше? Как вы думаете почему?
Продолжите предложения:
Я понял, что…
Было интересно…
Было трудно…
Мне захотелось…
У меня получилось …
В своих тетрадях в «квадратике настроения» рисуют условным знаком свое настроение к концу урока.
Личностные УУД:
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Метапредметные УУД:
регулятивные:
Осуществлять взаимоконтроль;
Давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;
Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;
Коммуникативные УУД:
Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.