Конспект урока по русской литературе Распутин. Уроки французского (6 класс)

МБОУ «Старо- Тахталинская СОШ»









Проект урока развития речи по русской литературе в 6 классе «Нравственный выбор моего ровесника (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)»






Проект выполнила:
Смирнова В.В.










2015 год
Цель: Сформировать у детей представление о нравственном выборе героя рассказа В. Распутина «Уроки французского», определить положительные и отрицательные черты подросткового периода.

Задачи:
Образовательные
1.Углубить и систематизировать знания учащихся о характере литературного героя.
Совершенствовать навык отбора и систематизации материала для характеристики героя.
Расширять словарный запас школьников через работу над понятиями и языковыми средствами.

2. Развивающие
Актуализировать знания учащихся о психологических особенностях подросткового возраста и нравственных выборах
Развивать логическое мышление и речь учащихся через работу над постановкой целей, анализом высказываний.
Совершенствовать речь учащихся через работу над монологическим ответом.

3.Воспитательные
Воспитывать любовь к слову через работу над литературным произведением.

Планируемые результаты

Предметные: научиться анализировать произведение.
Метапредметные: познавательные – уметь извлекать необходимую информацию, анализировать объект с целью выделения существенных признаков; регулятивные – уметь планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью, анализировать выбор способа учебного действия для достижения планируемого результата; коммуникативные – уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.
Личностные: формирование способностей к решению моральных дилемм на основе собственных знаний и опыта, условий для правильного личностного самоопределения.

Методы
1. Репродуктивный
2. Частично-поисковый.

Оформление
Эпиграф к уроку
Интеллект-карта
Фрагмент из телевизионного фильма по рассказу В. Распутина «Уроки французского».





Ход урока

Учитель: Отрочество Именно тогда познаются первые уроки добра и зла, потому что каждый подросток делает свой выбор. Я думаю, что многие из вас слышали выражение «сделать свой выбор». Как вы понимаете это выражение?
Ученик: Это совершенный поступок, хороший или плохой.
Тема нашего урока «Нравственный выбор моего ровесника в произведении В. Распутина». Подберите однокоренные слова к слову «нравственный».
Ученик: Нравственность, нрав.
Учитель: Давайте выполним работу по группам, связанную со словом «нравственность». 1-я группа находит значение слова по толковому словарю. 2-я группа подбирает синонимический ряд. 3-я группа – антонимы. 4-я группа подбирает слова, характеризующие качества человека, обладающего высокой нравственностью (1. Нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения. 2. Высоконравственный, благонравный, добронравный, целомудренный, честный, моральный. 3. Безнравственность, порочность. 4. Доброта, любовь, милосердие, сострадание и т.д.
Учитель: Что же такое «нравственный выбор»?
Ученик: Это поступки, совершаемые человеком в соответствии с теми правилами поведения, которые приняты в обществе. (Запись темы в тетрадь).
Учитель: Исходя из темы, сформулируйте цель нашего урока.

Ученик: Мы определим, какой выбор в отношениях со сверстниками и взрослыми делает герой произведения и почему? Что положительного и отрицательного несут его поступки? (Запись ключевых вопросов в тетрадь).

Учитель: Исследователь русской литературы Ю.В.Лебедев утверждает: «Два свойства детской души дороги: непосредственная чистота нравственного чувства и способность легко и свободно восстанавливать гармонию во взаимоотношениях с миром».
Насколько прав исследователь русской литературы в своем выводе? На этот вопрос мы ответим сегодня. Я же предлагаю вам вспомнить эпизоды из прочитанного произведения и проанализировать жизненный выбор главного героя.
Этот мальчишка общается с разными людьми: со сверстниками, родителями (или другими родственниками), и учителями. Герой рассказа - ваш ровесник. Чье мнение для него и для вас более важное, а чье - менее значительно?
Ученик: Более важно мнение сверстников, менее важно - других людей.
Учитель: Давайте посмотрим, как складываются его отношения со сверстниками.
Обратимся к эпизоду из рассказа «Игра подростков в «чику». Прослушайте этот эпизод и подумайте над вопросом «Принимает ли главный герой правила игры, навязанные сверстниками? С чем он не может смириться?»
Чтение по ролям эпизода из рассказа Распутина «Игра подростков в «чику».
Ученик: Этот мальчик не принимает те условия, которые ему навязывают Вадик и ребята, поэтому оказывается избитым.
Учитель: Запишем вывод в тетрадь: Не терпит обмана в игре с Вадиком и другими мальчишками, отстаивает свою точку зрения.

Учитель: Как ведет себя герой в отношениях со сверстниками?
Ученик: Герой рассказа Распутина более независимый в своих решениях: терпит побои, защищая правоту своих взглядов.
Учитель: Как правило, каждый поступок имеет свои последствия. Это находит отражение в отношениях со взрослыми как в школе, так и дома.
Учитель: Герой рассказа Распутина старается быть честным, но обманывает учительницу Лидию Михайловну. Как он это делает и почему?
Ученик: Она была человеком из другого мира. Чтение эпизода со слов «Она сидела передо мной» (стр.127). Мальчик боялся правды, ему было стыдно: его могли выгнать из школы! Стыдно ему было и из-за того, что он был бедным, и голод заставлял его идти на это «преступление».
Учитель: Запишем вывод в тетрадь: Стыдится того, что обманывает Лидию Михайловну, так как восхищается этим человеком и уважает учительницу.


Учитель: Ребята, нужно ли обманывать взрослых? А почему это делают дети?
Ученик: Нет, но дети заблуждаются, ошибаются, поэтому и обманывают взрослых.
Учитель: А как вы думаете, взрослым обманывать можно? Почему Лидия Михайловна пошла на обман? Имела ли она право это делать?
Ученик: Она не нашла другого способа, чтобы помочь этому мальчику. И этот ее обман можно оправдать.
Учитель: Почему этого не понял директор? (Просмотр эпизода из фильма или обращение к эпизоду из текста).
Ученик: Ему должность не позволяла – он действовал как руководитель школы. И за «преступление» учителя наказал.
Учитель: Как вы думаете, возможны ли дружеские отношения между учителем и учеником? А как сам автор отвечает на этот вопрос?
Ученик: Да, если учитель помогает ученику.
Учитель: Я бы ответила на этот вопрос словами русского писателя Л. Н. Толстого «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях».
Обратимся к вопросам, поставленным в начале урока.
Какие выборы в отношениях со взрослыми и сверстниками делает герой произведения и почему? Что положительного и отрицательного несут его поступки?
Ученик: Делает обобщение по записям, сделанным на уроке .
Герой рассказа общается с ребятами как в школе, так и во дворе. Он не терпит обмана в игре с Вадиком и другими мальчишками, отстаивает свою точку зрения. Он сильный и независимый.
Но он обманывает учительницу. И стыдится того, что обманывает Лидию Михайловну, так как восхищается этим человеком и уважает учительницу.
Но герой «находит в себе смелость» признать свои ошибки, получает уроки на всю жизнь.
Учитель: Произведение, которое мы с вами прочитали, является автобиографическим, то есть написанным на основе событий из собственной жизни авторов. Как вы думаете, зачем о своих не очень-то хороших поступках автор нам рассказал?
Ученик: Мы должны учиться на чужих ошибках и не совершать собственных.
Мы вновь обращаемся к словам Ю. В. Лебедева: «Два свойства детской души дороги: непосредственная чистота нравственного чувства и способность легко и свободно восстанавливать гармонию во взаимоотношениях с миром». «В них заключены бесконечные возможности и резервы нравственного самоусовершенствования»,- пишет он.
Но герой этого произведения – человек другой эпохи. Близок ли вам этот герой? (Голосование с обоснованием).
Прежде чем мы с вами обозначим домашнее задание, которое у вас будет творческим, вспомним основные пункты написания сочинений по заданной теме:
1. Введение
2. Постановка проблемы
3. Комментарий к проблеме
4. Позиция автора
5. Ваша позиция
6. Литературный аргумент
7. Любой другой аргумент
8. Заключение

Домашнее задание Сочинение на одну из тем: «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.Астафьева и В. Распутина», «Герой произведения, который по характеру мне близок и интересен».









13PAGE 15


13PAGE 14515




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915