Урок по русской литературе в 7 классе В.Г.Распутин Уроки французского
Краткосрочный план по русской литературе в 7 классе
Тема: В.Г.Распутин «Уроки французского» (1-й урок из 2-х).
Цель: познакомить учащихся с личностью В.Г.Распутина; проанализировать проблематику рассказа и выяснить, какие уроки он несёт; раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина; продолжить формирование умения анализировать текст художественного произведения; воспитание нравственной, духовно богатой личности.
Результат: учащиеся должны знать некоторые факты из жизни и творчества В.Г.Распутина; понимать отраженные в рассказе трудности послевоенного времени, мотивы поведения героя.
Ключевая идея: апробация в результате совместной групповой работы новых стратегий, развивающих коммуникативные навыки и мотивирующие на самореализацию через самостоятельное обучение.
Наглядность: листа А4, ватман, маркеры, наклейки - смайлики, презентация, шляпа, раздаточные листы с заданиями.
Этап урока
Стратегия
Форма
Время Содержание работы (задания) Результат Оценивание
Орг. Момент
(коллективная работа)
3 мин.
Приветствие учащихся и создание коллаборативной среды («Атомы-молекулы»). Создание комфортной атмосферы на уроке. Словесная похвала.
Деление класса
на группы
(групповая работа)
7 мин. С помощью резиновых фигурок делю класс на три группы, объясняю принципы работы в группе, распределение ролей и вместе мы выводим правила работы в группе (эти правила один из оформителей записывает на ватман, который будет им напоминанием о слаженной групповой работе на последующих уроках).
Исключит рассаживание детей по интересам. Выработка правил и распределение ролей научит работать их слаженно, сплоченно во благо всей группы и каждого в отдельности. Словесное поощрение.
Знакомство с личностью писателя.
Презентация (индивидуальная работа)
10 мин. Заранее осведомленный ученик рассказывает биографию писателя, опираясь на созданную им презентацию. Основные моменты рассказа класс фиксирует в тетрадях. Выбранный мной учащийся показывает свои навыки владения ИКТ и ораторского искусства. Ребята доступно и красочно знакомятся с личностью писателя, чье произведение мы будем анализировать в течение двух уроков. Медаль «За хорошую подготовку к уроку».
Вопрос - ответная беседа
(коллективная деятельность)
10 мин. Переходим к основной части нашего урока - проанализируем основные события и персонажей рассказа с помощью беседы. Отвечает на вопрос лишь тот ученик, на голову которого я одену шляпу.
- Кто герой рассказа? Есть ли у него имя? (одиннадцатилетний мальчик)
- Какова его семья? (мать и еще двое ребятишек)
- Каково ее материальное состояние?
- Почему? (отец их бросил + послевоенное время)
- Почему мать все же решается послать сына на учебу? Неужели не знает, что ему будет тяжело? Ведь она не многим может помочь сыну...
- А он почему соглашается?
- Какие чувства мальчик переживает, оказавшись вдали от дома?
- Есть ли у него друзья? Почему?
- Легко ли ему живется?
- Какой выход он находит?
- Как даются ему выигрыши?
- Как другие ребята относятся к Вадику и Птахе, и как относится к ним герой?
- Какие правила для себя установил мальчик при игре в деньги? Почему?
- Почему Вадик и Птаха избили его?
- Какие качества характера своего героя подчеркивает автор? (запишем их в тетрадь)
- Как реагирует Лидия Михайловна, увидев в первый раз синяки у своего ученика?
- Почему?
- Что переживает герой, когда Тишкин предает его? Чего он ожидал?
- Как себя повела Лидия Михайловна? Почему?
- Для чего она назначает мальчику дополнительные уроки?
- Как чувствует себя герой у нее в гостях? Почему?
- Для чего автор ставит их рядом?
- Какое художественное средство он использует? (антитеза)
- Каково первоначальное представление мальчика об учителе и как постепенно оно меняется? Какой оказывается Лидия Михайловна?
- Почему она начинает играть с ним на деньги?
- Как ведет она себя в эпизоде разговора с директором? Почему?
- Какие черты характера проявляет Лидия Михайловна? Выявление уровня вдуманного прочтения рассказа и подготовленности учащихся к уроку, развитие монологической речи учащихся, навыков анализа, сопоставления, синтеза. За правильный ответ даю ученику наклейку-смайлик.
Составление кластера
(групповая работа)
10 мин. На последний вопрос дети отвечают, перечисляя положительные качества учительница, среди которых звучит слово «доброта». Каждая группа составляет кластер на эту тему, после представления работ, приходим к выводу, что понятие добра все ребята воспринимают одинаково и одинаково его ценят. (данные кластеры пригодятся на след. уроке) Ребята учатся работать в группе, выполнять свои обязанности, обсуждать идеи и приходить к единому мнению. Каждый кластер, в зависимости раскрытия темы и оформления, получает свою наклейку-оценку.
Рефлексия
(индивидуальная работа)
3 мин. Произвольно выбираю шесть учащихся, которые получают листочки с началом предложения и должны закончить их своими мыслями:
Сегодняшний урок был посвящен…
Нашей основной задачей было – …
Автор учит нас тому, что …
Сегодня на уроке я понял, что …
Мне захотелось прочесть…
После сегодняшнего урока я обязательно сделаю… Развитие монологической речи, выражение своего мнения и пожеланий. Словесная похвала.
Домашнее задание
(индивидуальная работа)
2 мин.
Каждому ученику раздаю листы с кроссвордом по рассказу «Уроки французского», который дома необходимо разгадать. Проверка знания содержания текста, развитие когнитивных способностей, помогающих в решении нестандартных, логических задач. Словесная похвала за работу в течение урока.