Обобщение педагогического опыта « Игровые технологии на уроках татарского языка как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9 с углублённым изучением отдельных предметов»
Елабужского муниципального района Республики Татарстан
Ахмадуллина Резеда Фанузовна учитель татарского языка и литературы I квалификационной категории
Выступление на педагогическом совете ”Новые стандарты-новое качество»
« Игровые технологии на уроках татарского языка как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС»
Главной задачей обучения татарскому языку является развитие коммуникативной деятельности школьников. Поэтому на первый план  в качестве важнейшей  цели обучения я выдвигаю  формирование умений и навыков речевого общения или коммуникации.
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, базовым положением которого служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. В связи с этим, приоритетным становится использование активных методов обучения, которые способствуют развитию умения анализировать, рассуждать, планировать, комбинировать, создавать новое.
Игровые технологии рассмотрены как средство реализации системно-деятельностного подхода в условиях ФГОС.
Моя методическая тема: «Использование игровых технологий на уроках татарского языка и литературы»
Игра способствует интенсивной языковой практике, создает контакт, на основании которого язык усваивается более осмысленно, является диагностическим инструментом для учителя. Эффективность игрового обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью.
Механизмы, которые делают игры уникальным средством педагогики в рамках новых стандартов и системно-деятельностного подхода:
- мотивация;
- прикладной характер игр;
- субъектность ученика (не мы его учим, а он учится).
- овладение не только знаниями, но и способами получения знаний.
К этим механизмам можно также отнести роль игры в формировании универсальных учебных действий. Игра позволяет формировать как личностные и коммуникативные действия, так и действия регулятивные (планирование, контроль, коррекция, оценка и др.).
(слайд ) По характеру игровой методики (Селевко Д. К.) игры делятся на:
•Предметные;
•Сюжетные;
•Ролевые;
•Деловые;
•Имитационные;
•Игры-драматизации.
На своих уроках я использую различные виды игр, но большим предпочтением у нас пользуются предметные, сюжетные, ролевые, игры – драматизации )(Я не буду здесь долго перечислять все игры, у каждого сидящего здесь я уверена есть свой богатый арсенал.)
Скажу лишь, что играя со своими учениками я стремлюсь к:
простоте объяснения – правила игр должны быть простыми, объясняю их на русском языке;
универсальности игры - чтобы можно было её подстроить под количество, возраст и уровень знаний учеников.
Учебная игра должна быть целенаправленной. Нужно помнить, что игры не самоцель, а средство активизации лексики, грамматики, работы над произношением, чтением, письмом и устной речью.
Ролевая игра выступает как деятельность, имеющая отношение к потребностной сфере обучаемого. Психологи утверждают, что ученик выполняет одновременно как бы две функции: с одной стороны, он выполняет свою роль, а, с другой, контролирует свое поведение. Произвольное поведение характеризуется не только наличием предлагаемого речевого образца, но и контроля за использованием этого речевого образца. Таким образом, можно сделать вывод, что в ролевой игре имеется своеобразная "рефлексия". И это достаточно ценно для использования ролевой игры на уроках. Исполняя ту или иную роль, ученик перестает бояться языковых ошибок, и это помогает ему ориентироваться в ситуации и действовать уверенно.
Вид ролевой игры Свойства ролевой игры
1. Контролируемая Участники получают необходимые реплики
2.Умеренно контролируемая Учащиеся получают общее описание сюжета и описание своих ролей.
3. Свободная Учащиеся получают обстоятельства общения
4. Эпизодическая Разыгрывается отдельный эпизод.
5. Длительная В течение длительного периода разыгрывается серия эпизодов (например, из жизни класса).
Хочется отметить, что, используя ролевую игру на уроках татарского языка, мы прививаем учащимся определенные нормы отношений, существующих среди взрослых людей (путем введения определенных разговорных конструкций, устойчивых выражений, обращений и т.д.). Нормы, лежащие в основе человеческих взаимоотношений, становятся через ролевую игру источником развития морали учащихся. И это очень важно.
Если говорить об использовании приема драматизации на уроках то можно отметить, что выполнение роли определенного персонажа из художественной литературы, будучи эмоционально привлекательным, оказывает стимулирующее влияние на выполнение определенных операций с языком, в которых роль находит свое воплощение. В драматизированной игре не только увеличивается словарный запас учащихся, но изменяется и их отношения друг к другу, так как подобные уроки формируют самостоятельность мышления учащихся, положительное отношение к изучению языка, а также данный прием может служить для исправления некоторых факторов, которые негативно влияют на отношения учащихся друг к другу. Ролевые игры и использование приемы драматизации воспитывают ответственность и взаимопомощь учащихся, так как в игре они должны быть "одной командой", постоянно помогая и поддерживая друг друга. Незнание определенной лексики или грамматики одним участником игры будет мешать успешному ходу данной игры, и от этого будут страдать все остальные ее участники. ученики всегда стараются не подводить своих товарищей.
И в заключении хочется заметить, что использование игр на различных ступенях обучения не только помогает в изучении языка, но и выполняет определенную роль в переходе учащегося на новую, более высокую ступень психического развития.
Применение игровых технологий требует от учителя особого подхода:
доброжелательное отношение к ученику как к личности;
положительное отношение к усилиям ученика, направленным на решение задач (даже если эти усилия не дали положительных результатов);
Игровые технологии хорошо сочетаются с новыми технологиями - методом проектов, также их легко можно сочетать с применением ИКТ, где можно использовать как элементы игр, так и построить всю работу над проектом в виде игры. На мой взгляд, применение новых технологии совместно с игровыми позволит стать нашим ученикам всесторонне развитыми личностями, имеющими множество компетентностей.

Приложение.
Применение игровых технологий на уроках татарского языка
Игры при изучении лексики
Лексические игры также очень важны. Например:
1. “Поле чудес”: учителем загадывается слово на доске, ученики отгадывают его,
2. Учебники имеют большое количество кроссвордов для запоминания лексики;
3. Диктант по картинкам также хорош для запоминания лексики и развития навыков письма;
4. Игра «Угадай, кто это?»
5. Игра «Что лишнее»
6. Составь кроссворд по теме;
7. Найди лишнее слово в списке;
8.Найди пару
Гимнастика для глаз (повторить 2 раза)
Тактага карагыз (посмотрите на доску).Идәнгә карагыз (посмотрите на пол)
Тәрәзәгә карагыз (посмотрите на окно).Ишеккә карагыз (посмотрите на дверь)
При изучении грамматического материала
Грамматические игры помогают ненавязчиво запомнить и тренировать основные грамматические формы:
Эти игры позволяют запомнить трудные грамматические правила непроизвольно, дети, с удовольствием играя, запоминают эти правила.
Так, например, для отработки различных конструкций в парах хорошо подходит игра «Кирлемән”.
Главная особенность данной игры состоит в том, что детям необходимо все отрицать. Один ученик предлагает выполнить действия(укы,яз,утыр, а «Кирлемән” все отрицает “ укымыйм,язмыйм,утырмыйм»)
1. Игра в разорванное предложение: составь из слов предложение.
2. Составь из фраз диалог;
“Корректор” Найди ошибку в предложении.
3. Распредели предложение на четыре - пять смысловых групп;
4. Составь из предложений связный рассказ;
5. Сочини диалог / стихотворение на основе данной опоры;
6. Прослушай рассказ и расставь данные предложения в логической последовательности;
7. Прочитай начало предложения и найди соответствующий конец;
8. Прочитай начало предложения и придумай конец;
9. Составь диалог на заданную тему;
В отдельную группу выделяются ролевые игры, облегчить процесс обучения. Дети с удовольствием исполнят роли (мамы, воспитательницы, врача, покупателя, продавца, животных, учителя) детям нравится имитировать данных персонажей и вживаться в роль. Например, Тема: «Сәламәт булыйк”. Мальчик простудился и заболел. К нему пришел доктор, и он осматривает больного и между ними состоится разговор. Один из учеников выступает в роли врача, а другой – в роли больного
При обучении аудированиюДля того чтобы обучить аудированию текстов, нужно развивать фонематический слух, а этому способствуют следующие игры по тренировке слуха:
1. Хлопки, повторение за учителем в такт
Все эти игры можно проводить во время физкультминуток, которые превратятся не только в отдых, но и выполнят задачу по развитию фонематического слуха.
Чаще всего физминутки мы проводим в сопровождении легко запоминающихся считалок, рифмовок, стихотворений с движениями.