Фронтальное логопедическое занятие на тему Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Согласные звуки [х-х’] , буква «Х».
Фронтальное занятие. 1 класс (НОНР)
Тема: Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Согласные звуки [х-х’] , буква «Х».
Цели: 1).Общеобразовательные:
знакомство со звуками [х-х’] , буквой «Х»;
отработка чёткого произнесения звуков;
2).Коррекционные:
развитие фонематического анализа и синтеза, зрительно-пространственных ориентировок, поля зрения, логического мышления, переключения и распределения внимания;
формирование психологической базы письма и чтения.
3).Воспитательные:
воспитывать интерес к занятию, трудолюбие, настойчивость; учить детей умению слышать и слушать друг друга, уважать мнение других;
формировать навыки контроля, самоконтроля, самооценки речевой и учебно-практической деятельности.
Оборудование: геометрические фигуры, предметные картинки, игрушки, музыкальный центр, диск с записью песенок, карточки для индивидуальной работы, листы бумаги, звуковые символы, кубики Кооса, стилизованное изображение буквы, изображение солнца с лучами красного и жёлтого цвета, набор для игры «Рыбалка».
Ход занятия:
Этапы. Содержание. Примечания.
I.Орг.мом. 1.Психологический настрой.
Смотрю – вижу. Слушаю – слышу.
Вижу, слышу, понимаю.
Понимаю – знаю!
2.Речевая зарядка.
Ок-ок-ок- у нас идёт урок!
День продолжается, у нас всё получается!
(сделали глубокий вдох, выдох – 3 раза), улыбнулись друг другу. Вместе с уч-ся.
Строим «пирамидку успеха» (попеременно накладываем кисти рук друг на друга).
II.Введение в тему. 1.Упражнение на развитие зрительно - пространственных ориентировок.
- К нам на занятие пришёл гость. А кто, вы должны догадаться сами, выполнив задание, для которого нам понадобятся фигуры, лежащие на ваших столах.
- Возьмите большой розовый круг, положите его перед собой. В центр розового круга положите маленький красный кружок, два треугольника положите над большим кругом, расположив их справа и слева. Возьмите два маленьких чёрных кружочка, расположите их в красном кружочке справа и слева, два синих кружочка расположите в большом розовом круге, над красным кружочком, также справа и слева.
- Кто получился? Осталось добавить ротик. От того, как вы его расположите, будет зависеть настроение нашего героя и наше с вами.
2.Выделение звуков занятия.
- Как вы думаете, просто так ли к нам пришёл этот поросёнок?
- А ещё он хочет познакомить вас со своим любимым звуком. Но узнать его мы сможем, познакомившись с нашим гостем.
- Имя его зашифровано в этих картинках. Прочитать его вы сможете по первым звукам в названии картинок: (приложение1)
(халат, ремень, утка, нитки, арбуз, шорты, арбуз)
– Правильно, Хрюняша. Выделите первый звук в имени нашего гостя. [х] Это любимый звук Хрюняши. А сейчас попробуйте найти одинаковый согласный звук в словах: орехи, петухи, мухи, подсолнухи. [х’] Комплекты геометрических фигур.
Поросёнок.
Дети высказывают предположения.
Работа с ребусом. (Хрюняша)
Демонстрируется игрушка.
III.Формулировка темы, постановка целей. 1 Назовите звуки нашего занятия.
2.Чему нам нужно сегодня научиться? Звуки [х-х’]
Варианты ответа детей.
IV.Основная часть. 1.Артикуляция звука:
- Чтобы нам было легче работать со звуками, нужно выбрать символы для их обозначения, дадим звукам характеристику, понаблюдаем за органами речи:
губы в улыбке;
зубы сближены;
язык «горкой»;
голосовые связки не работают;
воздушная струя встречает преграду.
- Звук [х] произносим, когда греем руки.
- А если язык «горкой» продвинем вперёд, получается мягкий звук.
2. Выбор символов для обозначения звуков (синие и зелёные наушники).
3.Упражнение в различении звуков на слух и в произношении.
В звуковом ряду [п,х,т,х,т,х,к,х]
В слоговом ряду «ха, хи, хя, хы, хи, их, ик».
- А как Хрюняша поёт, давайте вместе с ней споём.
(игра «Наоборот»):
Ха-ха-ха (хя-хя-хя) хы-хы-хы (хи-хи-хи)
Хо-хо-хо (хё-хё-хё) хэ-хэ-хэ (хе-хе-хе)
-Очень любит Хрюняша рыбалку и приглашает вас вместе с ней отправиться половить рыбку. А рыбку будем ловить не простую – это картинки, в названии которых есть звуки [х-х’]. Первая пара пойдёт ловить рыбку на синее озеро (картинки со звуком [х] ), а вторая пара на зелёное (картинки со звуком [х’] ).
-А картинки эти разложите по полочкам, определив место звука в слове (начало, середина, конец).
-Молодцы, похлопаем друг другу за работу!
4. Знакомство с буквой.
- Какой же буквой на письме мы будем обозначать любимые звуки Хрюняши? Хотелось бы вам познакомить её с этой буквой? Найдите букву в алфавите, назовите её.
- На что похожа буква «Х»?
Не рогаты мы, не злы.
Козлы мы, а не козлы.
Держим мы в руках бревно,
Что не выпало оно.
Чтобы поближе познакомиться с буквой «х», выполните мою просьбу под счёт:
Раз – листочек поднимаем,
Два – листочек загибаем.
Три – ещё разок свернули,
На четыре – развернули.
Буква спрятана внутри.
Кто догадлив? Назови!
- Из другого листка бумаги, вместе с Хрюняшей, научимся маленькому фокусу. Сейчас мы с вами сделаем из листка бумаги букву «о», только с помощью пальчиков (обрывая). А теперь подумайте как из буквы «о» получить букву «х»?
Физкультминутка.
После такой интересной работы Хрюняша вас приглашает… А куда, вы должны догадаться сами.
Прочитайте слово, соединяя последовательно каждую цифру с буквой, двигайтесь по стрелочке только глазами.
1 2 3 4 5 6 7 8
Г П Р Л К У А О
Получилось слово прогулка. А на прогулку мы с вами пойдем вместе с песенкой, которую нам с вами подарил бывший ученик нашей школы. Он сам сочинил слова к этой песенке и музыку «Хрюняшина прогулка».
5. Упражнение на развитие зрительного анализа «Корректурные пробы».
- Пока мы с вами были на прогулке, для нас появилось новое задание. Растерялась наша Хрюняша среди множества букв, не может найти букву «х». Поможем? Найдите и обведите все буквы «х» в кружочек. По строке «идём» глазками.
Л У М А И К О Х П Т Й
Ы А И М Т Л Й У А Х ХК У Э М Н Ы М О П Т А
Х М О А Т К Л Ы Й П И
Т К Н Х У А О Х Э И М
- Молодцы!
6.Упражнение на развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза «Кубики Кооса».
- Ребята, а у вас есть мечта?
- И у Хрюняши есть своя мечта. Ей очень хочется иметь свой домик. Поможем ей осуществить мечту? Построим вот такой домик и кубики у нас с вами для этого есть.
- Посмотрите, какой замечательный домик у нас получился! А чтобы Хрюняше в нём было уютнее жить, попробуем его обустроить.
7. Составление предложений (приложение 3).
- Любит Хрюняша проводить время на кухне. Посмотрите внимательно на картинки, которые мы с вами поймали на «рыбалке» и ответьте на вопрос, что из этого может быть на кухне? (Холодильник, сахар, хлеб).
- Возле домика разместим огород. Как вы думаете, что Хрюняша будет выращивать в огороде? (Горох, подсолнухи).
- Летом пусть Хрюняша совершает прогулки в лес. Что она может найти в лесу? (Орехи, мухомор). Зеркала
Упражнение на дыхание «греем руки».
Дети дают характеристику звука.
У каждого ученика свой комплект.
Ребята поднимают соответствующий символ (синие или зелёные наушники).
Игра «Рыбалка»
Картинки: сахар, хлеб, мухомор, холодильник, горох, халат.
Хижина, подсолнухи, хирург, орехи.
(приложение 2)
Демонстрируется стилизованное изображение буквы.
Работа с листочками бумаги квадратной формы.
Конструирование письменной буквы «х».
(Разорвав букву «о» пополам соединить два получившихся полуовала).
Упражнение на развитие серийных движений глаз.
Каждый ученик получает карточку с заданием соединить цифру с буквой по порядку.
Выполнение ритмических движений под музыкальное сопровождение.
Каждый ученик получает карточку с заданием.
Демонстрация игрушечного домика.
Вывешиваются картинки с изображением кухни, огорода, леса.
По ходу составления предложений вывешиваются картинки, которые были использованы для игры «Рыбалка».
V. Итог. - Умницы! Сегодня я очень вами довольна, вы на славу потрудились. Познакомились с новыми звуками. С какими? Какой буквой на письме их будем обозначать?
Ответы детей.
VI.Рефлексия. - Как же довольна Хрюняша тому, что вы сумели осуществить её мечту, что были сегодня с ней, выполнили много заданий. Ещё хочется подарить нашей гостье солнышко, чтобы оно всегда согревало её своим теплом, чтобы она вспоминала о вас. Но у солнышка нет лучиков, которые мы с вами к нашему солнышку дополним. Прикрепите к солнышку жёлтые лучики, если вы считаете, что сегодня у вас всё получилось, задания были интересными и полезными, а тот, кто считает, что сегодня у него что-то не получилось, пусть прикрепит красные лучики.
- За такую прекрасную работу Хрюняша решила угостить вас своим любимым лакомством – халвой. Список использованной литературы.
Будённая Т.В. Логопедическая гимнастика.- СПб «Детство-Пресс», 2001.
Волина В.В. Учимся играя. - М.: «Новая школа», 1994.
Зотов С.Г. Повышение скорости чтения. – Ростов-на-Дону. «Феникс», 2008.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. 1 период.- М.: «Гном и Д», 2000.
Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Первый год обучения. - М.: «Сфера», 2009.
Морозова И.А. Подготовка к обучению грамоте. - М.: «Мозаика-Синтез» 2008.
Туманова Т.В. формирование звукопроизношения у дошкольников. - М.: «Гном-Пресс» 1999.
Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения. 1 класс, 3 класс. /сост. Языканова Е.В./ - М.: «Экзамен», 2009.
Приложение 1 (Ребус).
Приложение 2
left83820
194310051435
Приложение 3.