Конспект группового логопедического занятия для 3 класса с нарушениями письма, обусловленными ОНР 3-4 ур.р.р.


Конспект группового логопедического занятия для учащихся 3 класса с нарушениями письма и чтения, обусловленными ОНР 3-4 ур., ФФНР.
Тема: Дифференциация гласных а-я в словах, предложениях, в тексте.
Цель: Научить различать гласные а-я в словах, предложениях, в тексте. Задачи: 
Коррекционно-развивающие: 
развивать навыки звукового анализа и синтеза;
развивать слуховой вербальный анализ слоговой структуры слова;
развивать умение изменять словосочетания;
развивать фонематический слух, зрительное восприятие, внимание и память;
развивать общую и мелкую моторику;
расширять словарный запас;
развивать коммуникативные умения;
Обучающие: 
совершенствовать знания о гласных а-я;
формировать умение различать гласные а-я в словах, предложениях, в тексте
Коррекционно-воспитательные: 
формирование навыков самостоятельности, инициативности и доброжелательности;
формировать положительную мотивацию на участие в занятии.
Здоровьесберегающие: 
содействовать сохранению и укреплению здоровья.
Оборудование:  индивидуальные тетради, карточки с заданиями, картинки-ребусы. Длительность занятия: 40 мин 
Ход занятия 
I. Организационный момент 1. Психологический настрой. - Здравствуйте ребята! Урок начнём сегодня с улыбки на лице, успехов пожелаем друг другу и себе! Игра «Угадай первый звук». Логопед называет слова: арбуз, яблоко, осень, астра, абрикос, ячмень, яхта, аромат, янтарь.- Назовите первую букву в словах. -Ребята, какие первые буквы в словах вы выделили? (Буквы А и Я.) -Догадались, какие звуки и буквы вы сегодня будете учиться различать? (Буквы А и Я.) 2.Сообщение темы занятия. - Сегодня мы будем работать с гласными А и Я, учиться их различать в словах, предложениях, в тексте. 
II.Основная часть 1. Анализ и характеристика звуков [а] и [йа]. 1.1.- Что мы знаем о гласных а, я?
-Гласнаяа относится к гласным первого ряда, она произносится как один звук;
-гласная яотносится к гласным второго ряда, она произносится как два звука [й], [а], обозначает мягкость согласных.
2.Дифференциация гласных а-яв словах. 2.1.Работа с карточками. Логопед раздаёт учащимся карточки и предлагает списать слова, разделить их на слоги и поставить ударение. Подчеркнуть гласные а-я.
Слова:армия, яма, янтарь, коряга, коляска, лягушка, акация, Яна, баня, маяк, пламя, цапля.
2.2.Работа с ребусами. - Посмотрите на доску, перед вами ребусы. Попробуем их разгадать. 
Слова: заря, сеялка, ягода, капуста, язык, ракета.
- Запишите слова в тетрадь. Почему написание этих слов нужно запомнить? (Это словарные слова).3.Упражнение на развитие координации кистей рук
Руки, как глазки,Руки ладонями вниз лежат на столе.
Закрылись-открылись, Затем одновременно сжимаются в кулак и
Словно из сказки сноваложатся ладонями  на стол
Они появились.

Один кулак - одна ладошка,Правая рука сжимается в кулак, а,
И поменяй их быстро, крошка!левая – прямаязатем смена рук:
Теперь – ладошка и кулак, одновременно правая рука
И все быстрее делай так!распрямляется, а левая –сжимается
в кулак.
4.Дифференциация гласных а-я в словосочетаниях. Тренировка в изменении словосочетаний. Логопед раздаёт детям карточки с заданием. - Измените словосочетания по образцу. Подчеркните гласные а-я.
Дикие яблони – дикая яблоня, полярные совы - …, большие дыни - …, вкусные груши - …, веселые пляски - …, бумажные гусята - … .5. Физкультминутка. 
Руки подняли и покачали-Дети повторяют движения заЭто деревья в лесу, Вниз опустили, логопедом
Кисти встряхнули-
Листья роняют росу.
В стороны руки, Плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут – тоже покажем,
Крылья сложили назад.
6. Дифференциация гласных а-я в предложениях. Работа над предложением. Логопед раздает карточки и озвучивает задание.
- Прочитайте и запишите данные предложения, вставив пропущенные гласные. Выделите вставленные буквы и согласные перед ними.
К_ат_ ел_ к_шу из овс_нки. У кошки М_шкип_тькот_т. Тол_ вынул з_нозу из п_тки. 7. Дифференциация гласных а-я в тексте. Работа с текстом /задание на доске/. -Исправьте ошибки. Учащиеся по очереди выходят к доске исправляют ошибки. Подчёркивают гласные буквы А и Я. 
Патькотат есть хотят. На плажеЛюса купалась и играла в мач. Малыш гладит, как брат глядит майку.
III. Итог занятия. - С какими гласными звуками и буквами мы сегодня работали?
- Чем различаются эти звуки? - Что у них общего?- Какое задание было самым интересным? Список использованной литературы: 
1. О.И. Крупенчук Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2008.
2. Л.А. Барсукова Логопедия для учителей, психологов, родителей. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.
3. О. Н. Яворская Занимательные задания логопеда для школьников (3-4 классы). – СПб.: КАРО, 2014
4. «Ребусы. Словарные слова». – АНО ЦОТР «Ребус», 2012