Статья Реализация системно-деятельностного подхода на этапе раннего обучения английскому языку в ДОУ.


Использование системно-деятельностного подхода на этапе раннего обучения английскому языку в ДОУ.
автор Иваненко Анна Ивановна
МДОУ «Детский сад №3»
«Человек достигнет результата, только делая что-то сам...»
Александр Пятигорский
При работе в современном детском саду перед воспитателем и педагогом стоят задачи организации работы с детьми в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования. Реализации данных требований способствует системно–деятельностный подход.
Цель системно- деятельностного подхода – это воспитание ребенка как субъекта жизнедеятельности, умение ставить цели, решать задачи и отвечать за результаты своей работы.
Принцип системно – деятельностного подхода в том, что в готовом виде знания не преподносятся. Ребенок получает необходимую информацию самостоятельно участвуя в определенной деятельности. Задача педагога не в том, чтобы все доступно объяснить и рассказать, а в том, чтобы организовать деятельность ребенка таким образом, чтобы он сам пришел к результату. Педагогу важно не передать объем знаний, а научит детей учиться.
Д.Б. Эльконин писал «никакое воздействие взрослого на процессы психического развития не может быть осуществлено без реальной деятельности самого субъекта. И от того, как эта деятельность будет осуществляться, зависит процесс самого развития».
С 2008 года в нашем детском саду введено раннее обучение английскому языку. Дети дошкольного возраста наиболее восприимчивы к языку и языковым явлениям. В этом возрасте формируется интерес к своему речевому запасу. Дети быстро усваивают небольшой по объему языковой материал, и могут воспроизвести его в речи. В нашем саду английский изучают средние, старшие и подготовительные группы, а с 2015 года еще и младшие.
Поведение дошкольников не отличается устойчивостью, поэтому на занятия английским языком предполагают частую смену деятельности. В основном это активные формы обучения, которые чередуются в ходе занятия. Используются такие формы обучения, как фронтальная, когда допустимы хоровые ответы, групповая, при работе с мальчиками и девочками, парная, при отработке вопросов и ответов, и игровая.
Обучение дошкольников иностранному языку осуществляется в основном с помощью игровых методов, так как игра является для ребенка естественной деятельностью, и именно в ней он в большей степени проявляет себя как субъект.
Игровая форма проведения занятий создает благоприятные условия для овладения языковыми умениями и речевыми навыками. Опора на игровую деятельность обеспечивает языковую мотивацию. Помогает сделать интересными и осмысленными даже самые элементарные высказывания.
Игры в образовательной деятельности не должны быть эпизодическими и изолированными. Для эффективного обучения иностранному языку лучше использовать игры, включающие в себя и другие виды деятельности.Игровые формы организации деятельности позволяют улучшить процесс запоминания изучаемого материала, способствуют развитию коммуникативной компетенции – умению общаться друг с другом и взрослыми на иностранном языке.
На занятиях используются различные виды игр. Каждая игра выполняет свои функции, помогающие формированию речевых умений и навыков, накоплению речевого материала, закреплению ранее изученного.
Игры делятся на ситуативные, соревновательные, ритмо-музыкальные и художественные или изобразительные.
К ситуативным относятся ролевые игры, которые воспроизводят ситуации общения по тому или иному поводу. Например, игра «Давайте познакомимся!», «Одеваемся на прогулку», при изучении лексики по теме одежда и времена года, «Разговор по телефону» - закрепляем числительные от 1 до 10 и учимся вежливому разговору, игра «Интервью» и многие другие. К соревновательным относятся большинство игр, способствующих усвоению лексики и грамоты. «Кто самый внимательный?», «Кто самый догадливый», и т.д., они побуждают детей к активной работе.
Ритмо-музыкальные игры способствуют не столько овладению коммуникативными умениями, сколько совершенствованию фонетической сторон речи. Это прослушивание сказок, песен, стихов, умение узнавать в оригинальной речи знакомые слова, понимать смысл английских фраз.
Творческие игры – это постановка маленьких сценок на английском языке. Например, «Сад Макдональда», «В гостях у Господина Английского языка» и многие другие. В отличие от ситуативных диалогов, творческие игры требуют большей подготовки, но детям очень нравиться выступать друг перед другом в различных масках и костюмах.
Изобразительные игры – это графический диктант, раскрашивание картинок. Например, нарисуйте зеленую лягушку «a green frog», красное яблоко «a red apple», и т.д. Это разнообразит способы закрепления лексического материала.
На занятиях английским языком особое внимание уделяется подвижным играм, физкультминуткам и коммуникативным танцам. Это может быть выполнение различных команд и заданий, или исполнение песни, сопровождаемое движениями.
При введении страноведческой информации, при знакомстве с культурой, обычаями и традициями англоязычных стран эффективно использовать метод проектов.
Например, с воспитанницей подготовительной группы мы проводили исследование «Чем Дед Мороз отличается от Санта Клауса?», с которым она затем познакомила других детей группы.
Для повышения мотивации при обучении иностранному языку используются информационные и коммуникационные технологии, такие как компьютерное оборудование, мультимедийные средства, аудио видео материал.
Просмотр мультфильмов, коротких ситуативных роликов, понятных для ребенка создает положительную мотивацию к изучению языка, приносит удовлетворение и придает веру в свои силы и желание к дальнейшему совершенствованию.
Уверенность сегодня на занятии в детском саду, это залог успешности завтра в школе, аза тем и в жизни. Для этого необходима кропотливая работа педагогов, нацеленная на рост личности.
Естественная игровая среда, в которой есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности является оптимальной для достижения этих целей.
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М. «Просвещение», 2015 г.
2. Иванова М.В. Английский для малышей. – М.: АСТ: Астрель, 2009 г.
3. Гусева Л.П. Играем, учим, мастерим – мы английский знать хотим. – Ростов н/Д: Феникс, 2009 г.
4. Как перейти к реализации ФГОС по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…». Методическое пособие под редакцией Л.Г.Петерсон – М.:
5. Епанчинцева Н.Д., Моисеенко О.А. «Сквозная» программа раннего обучения английскому языку детей в детском саду и 1-м классе начальной школы. – ИПЦ «Политерра», 2008 г.