Конспект логопедического занятия для учащихся 1 класса с НВОНР и ФНР по теме: Дифференциация звуков [и], [у] в слогах, словах. Буквы И – У.

Конспект логопедического занятия
с группой учащихся 1 класса с нерезко выраженным
общим недоразвитием речи

Тема: Дифференциация звуков [и], [у] в слогах, словах. Буквы И – У.
Цели:
Научить различать звуки [и], [у]. и буквы И и У.
Продолжить работу по предупреждению фонематической дисграфии на материале букв О и У.
Развивать фонематическое восприятие на материале слогов и слов.
Воспитывать внимание, наблюдательность к языковым явлениям.
Вырабатывать слуховую и зрительную дифференцировку.
Оборудование: веер букв, доска, схемы, наборное полотно с кассой букв, слова с окошечками, картинки с изображениями обезьянок, показывающих артикуляцию звуков [и], [у], буквы И, У, нитки для игры «Нарисуй букву», буквы О, У, разрезанные на несколько частей для игры «Собери букву».
Ход занятия
I.Оргмомент
У: Сядет тот, кто назовет слово, которое начинается со звука [о].
Д: окунь
У: слово, в котором звук [о] находится в середине слова.
Д: дочка
У: слово, в котором звук [о] стоит в конце слова.
Д: молоко
У: слово, которое начинается со звука [у].
Д: утка
У: слово, в котором звук [у] находится в середине слова.
Д: муха
II. Повторение пройденного материала
У: Чему учились на прошлом занятии?
Д: Отличать буквы О и У.
У: Сегодня в гости к нам пришли две обезьянки. Они просят нас выполнить задание.
У: Первое задание – зачеркни неправильно написанную букву.




У: Покажи обезьянкам, как правильно нужно писать буквы. Для этого на столе выложи с помощью ниточки букву О, а затем букву У.
У: А теперь на второй строке запиши две буквы О и три буквы У.
У: Второе задание – буквы рассыпались, собери их.

III. Новая тема
У: Обезьянки довольны и что-то хотят нам сказать. Какие звуки они произносят?
Д: Звуки [и], [у].
У: Как вы догадались?
Д: По губам.
У: Что происходит, когда мы произносим звук [и]?
Д: Губы растягиваются в улыбке.
У: А что происходит, когда произносим [у]?
Д: Губы вытягиваются в трубочку.
У: Как вы думаете в каком домике они живут и почему?
Д: В красном, потому что они поются и не встречают преграды.
У: Помогите им занять свои места в звуковой ленте.
1.Игра «Самые внимательные уши» (слуховая дифференцировка)
- Я называю звуки, слоги, слова со звуками И или У, а вы должны поднять карточку с соответствующей гласной.

У, И, И, У, УМ, ИС, НИ, РИ, БУ, УС, ЛИС, УТКА, СИЛА, ИРИС, ПИШУ
2. Игра «Внимательные глаза» (зрительная дифференцировка)
- У: Обезьянки зашифровали звуки, расшифруйте их. Кто догадался?




Д: И, у, у, и, у, и, и, у, у.
IV. Закрепление новой темы
1.«Внимательные глаза и уши»
У: А теперь зашифруйте звуки вы. Я называю, а вы записывайте.
И, У, У, И, У, У, У, И, У, У, У, И (звук [и] – улыбка, звук [у] – трубочка или кружочек).
У: Какие звуки вы услышали? К какой группе мы их относим?
Д: Гласные.
У: Что мы помним о звуках? Что мы помним о буквах?
Д: Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы видим и пишем.
2. Работа в тетради
У: Запишите буквы И и У в тетради. Похожи эти буквы друг на друга? Чем похожи?
Д: Элементами.
У: Из каких элементов состоит буква И? Буква У? Какой элемент повторяется?
Д: Первый, крючок.
3. Игра «Следопыты».
У: А сейчас мы поиграем в игру «Следопыты». Будем следить за звуками. Послушай сказку и запомни, как можно больше слов со звуком И.

Индеец изумрудный глаз.
В июле Игорек приехал к бабушке в деревню. Утром он вышел из избы и увидел девочку.
- Тебя как зовут? – спросил Игорь.
- Ириной. А тебя?
- Индеец Изумрудный глаз! – гордо сказал Игорь.
-_Хочешь быть индейкой?
- Надо говорить не индейкой, а индианкой.
- Нет, индейкой!
Тогда ты будешь индюком!
(Г.Юдин)
У: Назовите слова, в которых вы услышали звук [и].
Д: Июль, Игорек, изба, Ирина, индеец, изумрудный, индейка, индюк.
V. Физминутка

4. Спор букв
У: А пока мы с вами отдыхали, успели поспорить буквы И, У. Никак не могут найти, где чье место. Поможем им?
Д: Да.
У: Нужно выйти к доске и поставить правильную букву в словах.

Л__К __ВА ___СЫ М___КА Р__С Р__К__
(дети выходят к доске и вставляют соответствующие буквы)
У: Прочитайте слова хором.
У: Обезьянки предлагают найти каждому слову свою схему.



У: К первой схеме подходит слово
Д: Мука, рука.
У: Ко второй
Д: Лук, рис.
У: И к третьей
Д: Усы, ива.
4. «Разгадай ребус» (звуко - буквенный анализ слов)
У: Обезьянки просят нас о помощи, разгадать ребус, по первым буквам каждой картинки.







Д: Мухи.
У: Запиши слово. Разберем его. Сколько букв видишь?
Д: 4.
У: Сколько звуков слышишь?
Д: 4.
У: Какой звук слышишь первым? Какой последним?
Д: М, и.
У: Найди и подчеркни только гласные красным карандашом.
У: Поставь ударение, назови ударный слог. Назови безударный гласный.
Исправь ошибки
У: Обезьянки решили потренироваться и поставили буквы в словах. Проверьте, правильно они сделали?
Д: Все перепутали.
У: Поможем им.
(дети исправляют ошибки, а правильный вариант записывают в тетради)

РУС (РИС)
СУЛА (СИЛА)
РИКА (РУКА)
ЛУСА (ЛИСА)

VI. Итог урока
У: Молодцы, со всеми заданиями вы справились. Обезьянки говорят вам спасибо.
У: Чему учились на уроке?
У: Какие буквы были дежурными на уроке?