Конспект урока русской литературы в 5 классе Друзья и враги Герды (Х.К.Андерсен Снежная королева)
УРОК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
КЛАСС: 5
Учитель: Ю.С.Кулеш
ТЕМА: Друзья и враги Герды
ЦЕЛИ: помочь учащимся понять истинную сущность поступков героев, раскрыть их внутренний мир;
совершенствовать навыкивыразительного чтения, анализа художественного текста, обобщения и оценки литературного материала;
способствовать развитию навыков работы с таблицей;
формировать и совершенствовать связную речь учащихся, умение логически мыслить;
способствовать воспитанию талантливого, вдумчивого читателя, умеющего выделять главное в произведении, обобщать и делать выводы.
ОБОРУДОВАНИЕ:Русская литература:4-й кл.:Учеб.пособие для спец.общеобразоват.шк. В 2 ч. Ч.1./Авт.-сост. С.Н.Каратай и др. – Мн.: Науч.-метод. центр учеб.кн. и средств обучения, 2002. – 304 с.; фрагмент кинофильма «Снежная королева», 1957 г.; запись мелодии В.А.Моцарта «Маленькая ночная серенада»; заготовки кластеров; фломастеры; листы белой бумаги.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: музыка, кинематография.
ХОД УРОКА
Организационный момент. Создание положительного эмоционального фона
Игра «Цепочка пожеланий».
Учитель: Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке. Чтобы наша работа была успешной, прошла в дружелюбной атмосфере, давайте что-нибудь пожелаем себе, друг другу. Начну с себя. Желаю всем получить удовольствие от своей работы на уроке.
(пожелания учащихся)
Объявление темы и целей урока
Учитель: На сегодняшнем уроке мы с вами отправимся в увлекательное путешествие вместе с Гердой на поиски Кая, попытаемся определить, кто помогал девочке, кто стал её другом, а кто – напротив – хотел ей навредить. Готовы?
(ответы учащихся)
Актуализация опорных знаний и умений
Метод «Рассыпанные эпизоды».
Учитель: Сказочная история начинается с необычного пролога: это история о тролле и разбитом зеркале. В Дании разбитое зеркало – символ семи лет несчастий. И далее следуют одна за другой семь частей сказочного повествования. Но злющий-презлющий тролль перепутал все события в сказке. Давайте расположим их в правильной последовательности.
(работа в парах)
Событие 2 « - Что ты хнычешь? – спросил он Герду. – У! Какая ты сейчас некрасивая! Мне ничуть не больно!.. Фу! – закричал он вдруг. – Эту розу точит червь. Какие гадкие розы!»
Событие 7 «… ты отнесёшь вот эту девочку во дворец Снежной королевы – там её названный брат»
Событие 5 «И вот она пошла в сад, дотронулась своей клюкой до всех розовых кустов, и те, как стояли в цвету, так все и ушли глубоко-глубоко в черную землю»
Событие 3 «Салазки погрузили на белую курицу, крепко привязали, и она полетела с ними за большими санями. Снежная королева ещё раз поцеловала Кая, и он позабыл и Герду, и бабушку…»
Событие 4 «Лодку уносило всё дальше. Герда сидела смирно, в одних чулках, - красные башмачки её плыли за лодкой…»
Событие 6 «На другой день её одели с ног до головы в шёлк и бархат и позволили ей гостить во дворце сколько душе угодно. Девочка могла бы жить тут припеваючи, но она стала просить, чтобы ей дали повозку с лошадью и башмачки…»
Событие 1 «Но вдруг зеркало так перекосилось и задрожало, что вырвалось у них из рук, полетело на землю и разбилось вдребезги»
(озвучивание таблицы: первый учащийся из пары зачитывает текст эпизода, второй – номер события по порядку)
Учитель: Ребята, с какими персонажами сводит судьба Герду?
(во время ответов учащихся на доску в хаотичном порядке вывешиваются карточки с именами героев сказки: солнечный свет, бабушка, Кай, маленькая разбойница, воробьи, река, принц и принцесса, тролль, розы, ворон и ворона, Снежная королева, олень, финка, лапландка, отряды Снежной королевы, ласточки, голуби, разбойники, старуха-колдунья)
Изучение нового материала
Аналитическая беседа по проблеме. Составление кластера
(в начале урока учащимся раздаются заготовки кластеров – Приложение 1)
Учитель: Молодцы! Чары злого тролля на вас не подействовали, и это прекрасно. Давайте же поможем Герде вернуть Кая к прежней жизни. Отправимся вместе с ней на поиски.
- В сказках Андерсена часто действия одного героя повторяют другие. В этой сначала исчезает Кай, затем – Герда. Похоже ли её исчезновение на исчезновение Кая?
- Каждая встреча на пути девочки – это её испытание. Испытание силы чувства. Какие испытания проходит наша героиня? Перечислите их, с какими героями они связаны?
- Первая пристань – это река. На какие жертвы готова пойти Герда ради встречи с Каем? Получается ли у неё?
(заполняется первый столбец кластера)
- Лодка причалила у вишневого сада, и Герда оказалась у старухи-колдуньи. Как встретила её старуха? Чем очаровала? Почему препятствовала встрече друзей?
(заполняется второй столбец кластера)
- Есть ли общее в желании колдуньи оставить у себя Герду и в поступке Снежной королевы? А различия?
- Герде было хорошо у старухи, но она смогла вспомнить о Кае. Как? Какую черту характера Герды помогает понять эта история?
- Во время поисков Кая Герда встретила много хороших людей. Как ей помогли принц и принцесса? Как об этом говорится в тексте? Прочитайте (с.122-123). Кто помог Герде попасть во дворец?
(заполняется третий столбец кластера)
- Герда оказывается в лесу. Что же с ней происходит?
Художественный пересказ содержания эпизода «Герда у маленькой разбойницы» (индивидуальное домашнее задание).
(заполняется четвёртый столбец кластера)
- Как вы думаете, почему изменилась маленькая разбойница?
(Герда своим рассказом и слезами растопила её сердце. Разбойницу поразил рассказ Герды о том, сколько ей пришлось испытать, чтобы спасти другого человека. Герда плакала сначала от горя, потом - от радости. Значит, любовь способна изменить человека. Преобразить его!)
- Как помогла девочке лапландка?
(заполняется пятый столбец кластера)
- Вспомним разговор финки с оленем.
(Чтение по ролям отрывка.С.137-138)
(заполняется шестой столбец кластера)
- Как финка объяснила то, почему Герде служат и люди, и животные? Какая сила жила в сердце Герды?
(в конце аналитической беседы у ребят получится приблизительно такой кластер – Приложение 2)
4.2. Физкультминутка и офтальмологическая пауза
Учитель: Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
4.3. Просмотр видеофрагмента «Герда в чертогах Снежной королевы. Возвращение домой»
Учитель: Ребята, предлагаю вашему вниманию интересный видеофрагмент.
(просмотр видеофрагмента)
- Как же Герде удалось вернуть Кая? Как она смогла победить Снежную королеву?
(ответы учащихся; заполняется итоговое окно кластера)
5. Обобщение и систематизация изученного
Учитель: На доске вы видите карточки с названиями всех героев, с которыми свела судьба Герду. Расположите их в две колонки – «Друзья Герды» и «Враги Герды».
(учащиеся по очереди подходят к доске и передвигают карточки в нужную колонку)
- Как вы думаете, почему уГерды больше друзей, чем врагов?
(Герда сильна своей любовью, добротой, желанием бороться за человека, сердце которого покрылось ледяной коркой. Ее отзывчивое, доброе сердце способно воздействовать на других – вот почему рядом с ней невозможно быть плохим. Именно поэтому у неё много друзей, а когда рядом друзья, готовые прийти на помощь, непреодолимых препятствий не бывает. Вот почему Герда не только нашла Кая, но и смогла растопить льдинку в его сердце)
Рефлексия
Метод «Цветопись»
(звучит мелодия «Маленькая ночная серенада В.А.Моцарта»)
Учитель: Ребята, с какими цветами у вас ассоциируются герои сказки, их поступки? В цвете постарайтесь выразить свои чувства и эмоции. Прокомментируйте.
(учащиеся оставляют цветовые знаки на бумаге и комментируют свой выбор)
Подведение итогов урока. Выставление отметок.
Учитель: Мне очень понравилась ваша активность и подготовка к уроку. В качестве награды за свой труд вы получите соответствующие баллы.
Добросовестно подготовился ученик, которому было предложено индивидуальное домашнее задание. Он успешно справился с заданием и принял активное участие в обсуждении нашей проблемы, поэтому его старания оценены в …
Хорошим знанием текста, умением анализировать и правильно оценивать поступки героев отличились ответы…
Содержательностью, правильным пониманием смысла происходящего выделялись ответы…
Однословные ответы были характерны для…
(проговаривание отметок)
Домашнее задание.
Учитель: Борьба сил Добра и Зла в сказке заканчивается. Красота живого сердца побеждает Владычицу Царства Холода и Льда. Дети возвращаются домой. Но прощаться со сказкой и её героями не хочется.
Домашнее задание я предлагаю вам выбрать самостоятельно.
Письменно ответить на вопрос: «Почему Снежная королева выбрала Кая, а не Герду?»
Придумайте ещё одного друга или врага Герды и историю, связанную с ним.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС
ОСТРОВ ШПИЦБЕРГЕН
ЧЕРТОГИ СНЕЖНОЙ КОРОЛЕВЫ
ГЕРДА
Фамилия, имя ___________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
подсказка лесных голубей и северного оленя
встреча с разбойниками
ГЕРДА
у реки
новые красные башмачки взамен
«Может быть, река несёт меня к Каю?» - подумала Герда.
у старухи- колдуньи
расчёсывала волосы, Герда забывала о Кае
помогли кусты роз
«Он не умер!» - ответили розы.
в королевстве
ворон-помощник
спальня принцессы
дали муфту, башмачки, платье и золотую карету
помощь маленькой разбойницы
Герда плакала от радости
у старухи лапландки
у финки
письмо на вяленой треске
«Сильнее, чем она есть, я не могу её сделать».
СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС
ОСТРОВ ШПИЦБЕРГЕН
ЧЕРТОГИ СНЕЖНОЙ КОРОЛЕВЫ
горячие слёзы проникли Каю в сердце, осколок растаял