Обобщение опыта работы классного руководителя по теме: Роль классного руководителя в формировании ключевых компетентностей школьников
РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ
Семеняченко Н.П.
Воспитывая детей, мы должны ответить на вопрос: «Кого мы хотим воспитать?» и лишь после этого ответить на другой вопрос: «Как надо осуществлять воспитание?». Конечно, главная цель воспитания – это счастливый человек. Счастливый человек – это социально ориентированная личность, которая понимает людей, отзывчива и добра по отношению к окружающим, дружелюбна, миролюбива, общительна.
Я считаю, что каждый ребёнок должен чувствовать себя счастливым и быть им, а задача взрослых: классного руководителя, учителей, родителей помочь ему в этом. Прежде всего, это должен быть уверенный в себе человек. Уверенность в себе – это вера в свои силы, вера в себя, знание своих возможностей, желаний, смелость следовать в нужном направлении.
На каждом этапе развития личности я воспитываю в детях положительную Я-концепцию:
– Я личность, Я волевое, Я индивидуальный, Я характер, Я хочу, Я могу,
– Я надо (я нравлюсь, я способен, я значу). Это способствует успеху, эффективной деятельности, положительному проявлению личности. Стремлюсь видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать и верить в нее; создавать ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, помочь ощутить собственную успешность, воспитать в нем уважительную самооценку.
Воспитательная работа обладает широким набором способов, приёмов и методов, которые могут стать инструментом формирования ключевых компетенций, способствовать развитию поведенческих, мотивационных, этических и социальных особенностей учащихся.
Основные формы внеклассной деятельности, которые используются классными руководителями для формирования ключевых компетенций.
Предметные недели по учебным предметам социально-гуманитарного, математического и естественнонаучного циклов.
Учебно-познавательная деятельность:
общешкольные предметные олимпиады, участие учащихся класса в научно-практических конференциях, так ученик моего класса Косырев Владислав в этом учебном году принял участие в IV конкурсе проектов и учебно-исследовательских работ «Начинай», участие во всероссийских и международных конкурсах по разным предметам.
Когда учащиеся были в пятом классе Зубков Сергей и Корзунов Иван приняли участие
В конкурсе социально-значимых проектов «Люблю тебя мой край родной» , где представили проект «Астрахань-малая Родина» и получили диплом второй степени.
Героико-патриотические и духовно-нравственные мероприятия: работа школьного музея, тематические вечера и праздники; организация и проведение экскурсий по родному краю и тематических экскурсионных поездок, соревнований «Безопасное колесо» (2013 3 место в городском конкурсе юных велосепедистов)
Массовые праздники (коллективно-творческие дела):
тематические праздники, фестивали творчества и фантазии; конкурсы профессий,интеллектуальные турниры знатоков; конкурсы инсценированной или строевой песни, театральных постановок, чтецов и авторского творчества, рисунков и плакатов.
В школе и классе проходит много мероприятий, КТД при подготовке к которым школьники изучают традиции и обычаи народов, населяющих нашу страну, наш край. Например, «Фестиваль народов», цикл классных часов «Народные праздники» (про масленицу, Рождество), экскурсии в краеведческий музей, по улицам Астрахани. При этом происходит формирование общекультурной и информационной компетенций учащихся.
Специализированные (тематические или профориентационные) акции: праздники и фестивали народного творчества, национальных обычаев и традиций; фестивали науки и творчества, кружков и клубов по интересам; неделя детской книги
Общественно полезные и социально значимые мероприятия: трудовые десанты и субботники; поисковая и краеведческая работа.
Спортивная и туристская деятельность: организация и проведение соревнований, «Малых олимпийских игр», спортивных эстафет (с учащимися, родителями); подготовка и проведение дней здоровья.
Во время проведения Дней здоровья, туристических походов, классных часов о вреде курения (Приложение 2), наркотиков, школьники приобщаются к здоровому образу жизни, учатся организовывать своё свободное время со смыслом. Так формируется компетенция личностного самосовершенствования. Учащиеся моего класса участвовали в «Малых олимпийских игр» на базе нашей школы и заняли первое место.
Формы досугового общения: работа кружков и клубов по интересам
При подготовке и проведении тематических классных часов, диспутов, дискуссий, мастер-классов, презентаций, конкурсов и соревнований, учащиеся овладевают различными умениями и навыками, происходит процесс формирования ключевых компетенций.
Так, например, первый в учебном году классный час обычно посвящается отчёту актива о проделанной в предыдущем году работе и выборам нового актива. От учащихся требуется способность критически подойти к оценке своих дел и поступков, не обижаться на замечания, полученные от одноклассников. Выборы нового актива проводятся путём открытого голосования, ребята выбирают кандидатов на разные посты в классном активе. Счётная комиссия подсчитывает голоса, объявляются результаты. В процессе проведения этого классного часа формируется ценностно-смысловая и коммуникативная компетенции школьников.
При подготовке и проведении классных часов, посвящённых государственной символике, героям Отечества (Приложение 1), Великой победе, «Моя родословная» (Приложение 3), учащиеся испытывают чувство гордости за свою Родину, за земляков, за своих родных и близких, развивается их гражданское самосознание, другими словами формируется ценностно-смысловая компетенция, а так же и информационная, поскольку проведение классного часа сопровождается демонстрацией мультимедийных презентаций, чтением творческих работ, которые создали школьники, использовав информацию, собранную из разных источников.
Другой пример: классные часы на тему «Мой класс – моя семья, мой дом», «О взаимоотношениях девочек и мальчиков в классе», «Почему я стал хуже учиться?». Анализируя взаимоотношения в классе, ученики откровенно говорят о том, что их устраивает, что не устраивает, ищут причины неудач и пути их преодоления, критически оценивают себя и свои поступки, аргументировано отстаивают свою точку зрения. Кроме ценностно-смысловой, при этом формируется и коммуникативная компетенция.
В основе формирования ключевых компетенций мною используются современные технологии. Воспитательные технологии как одно из средств воспитания позволяют получить определённые результаты: позитивный социальный опыт учащихся – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что воспитательная работа играет большую роль в формировании ключевых компетенций учащихся. В процессе подготовки и проведения каждого воспитательного мероприятия, каждого коллективного, творческого дела одновременно формируется даже не одна, а целый комплекс ключевых компетенций.
Таким образом, используемые разнообразные формы работы, технологии, позволяют формировать ключевые компетенции у школьников,
Сценарий классного часа,
посвящённого Дню героев Отечества.
Цель: создать условия для воспитания у ребят чувства ответственности, гордости за земляков-астраханцев, чувства патриотизма, для становления их гражданской позиции.
1. Вступительное слово классного руководителя о том, что с 2007 года 9 декабря в России отмечается День героев Отечества. Именно в этот день в 1769 году русская императрица Екатерина II высочайшим указом утвердила высшую воинскую награду – Орден Святого Георгия Победоносца. Им были награждены выдающиеся российские полководцы, в том числе Александр Суворов и Михаил Кутузов. В СССР орден Святого Георгия был заменён на Золотую звезду Героя.
Беседа с учащимися.
- Что же такое героизм? (дети предлагают свои варианты ответов). Давайте посмотрим, какое определение этому понятию даётся в словаре
- Кто же они, герои? Кого мы можем назвать героями? (обычно дети отвечают, что героями являются те, кто воевал на фронтах Великой Отечественной войны).
Можно ли в мирной жизни стать героем? Оказывается, можно.
- Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы он мог совершить героический поступок (неравнодушие, сопереживание чужому несчастью, бесстрашие, желание помочь другому, думают не о себе и наградах, а о чужой боли и беде).
Есть такие профессии, которые называют героическими. Какие профессии вы бы отнесли в эту группу? (пожарные, медики, милиционеры, МЧС). Люди, выбирающие такую профессию, должны быть готовы к тому, что, возможно, придётся рисковать своей жизнью ради спасения совсем незнакомого человека.
Стойкость и мужество, честность и твёрдость характера человек может проявить и в повседневной жизни.
Приложение 2
Сценарий классного часа о вреде курения.
Классный час готовится и проводится силами учащихся и состоит из двух частей: 1-я часть – теоретическая, рассказ учащихся о появлении табака и вредной привычки, сопровождающаяся мультимедийной презентацией и просмотром фильма; 2-я часть – анкетирование учащихся (вопросы анкеты составлены самими учениками).
Цель: создать условия для формирования привычки к здоровому образу жизни, показать последствия, к которым может привести курение.
Используемая наглядность: высказывания о табаке и курении, иллюстрации, мультимедийная презентация «Правда о курении» и фильм «Антиникотин».
Часть 1.
Ведущий (1 и 2 слайды): Велика армия «дымящих». Велик соблазн, которым обладают бесчисленные сорта папирос, сигарет, сигар. Богаты на выдумку многоопытные мастера торговой рекламы табака. На всех языках мира они уговаривают вдыхать дурманящий дымок. И человек поначалу пробует, затем втягивается, привыкает и, наконец, становится рабом привычки.
Откуда же взялся табак?
1 уч-ся (3 слайд): Один из европейских путешественников 12 октября 1492 года увидел, как краснокожие люди Америки выпускают изо рта и носа клубы дыма. Они сворачивали сухие листья в длинные трубки. Такой свёрток они называли «табако». Европейцы смотрели на это с удивлением и отвращением. Кто же из европейцев впервые увидел курящих людей и ввёз табак в Европу? (учащиеся отвечают)
2 уч-ся: Вскоре табак стал популярен во всём мире. Но, несмотря на широкое распространение табака, курение через некоторое время запретили. В разных странах меры наказания были разными: издавались указы, отлучали людей от церкви. В городе Сантьяго (в Чили) в 1692 году за курение замуровали в стену пятерых монахов. В Турции курение рассматривалось как нарушение законов Корана, поэтому человека избивали и возили на осле по улицам города. Когда в городе Константинополе возник пожар, то курение запретили под страхом смерти. Состоялись массовые казни курильщиков. В государстве Персия запрещали курение под страхом лишения носа и губ, а торговцев табака сжигали на костре. В России Пётр 1 тоже наложил запрет на курение. Но табак продолжали продавать несмотря на жестокие расправы, потому что продажа приносила большие доходы. И постепенно в разных странах отменялся запрет на курение.
3 уч-ся: Уже давно доказано, что курение вредно для здоровья. Курящий человек болеет гораздо чаще, чем некурящий. Индейцы в своих старинных книгах писали о возможности применения листьев табака для уничтожения врагов. А в 1828 году два американских учёных, Ройман и Посельт, впервые получили высокотоксичное средство из листьев табака – сильнодействующий яд никотин. Учёные рассчитали, что количество никотина, содержащегося в одной сигарете достаточно, чтобы наступила смерть, если ввести его внутривенно. Никотин в чистом виде сейчас используют для борьбы с сельскохозяйственными вредителями.
Ведущий: Что же происходит в организме курильщика? (комментирует 4 и 5 слайды)
4 уч-ся: Сейчас во многих странах запрещена реклама табака, за курение в общественном месте взимают штраф до 1000 долларов (США) или наказывают лишением свободы сроком на 1 год, а устроиться на работу курящему человеку очень сложно. Трое из четырёх американцев не курят. В 2006 году знаменитая компания «Филипп Моррис», производящая сигареты, была оштрафована американским судом на 10 миллиардов долларов за то, что обманывала покупателей, утверждая, что так называемые лёгкие сигареты менее вредны для здоровья курильщика. Безопасных сигарет не бывает.
5 уч-ся: В 2001 году в нашей стране был принят закон «Об ограничении курения табака», который запрещает курение на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, в закрытых спортивных сооружениях, учреждениях здравоохранения, культуры, образования и государственной власти. Таким образом, наше государство подтверждает не только вредность курения, но и его незаконность, потому что курильщики нарушают право человека на здоровый образ жизни.
6 уч-ся: Особенно опасно курение для молодого, неокрепшего, несформировавшегося организма, неодолимое влечение формируется гораздо быстрее, чем во взрослом возрасте.
Табачный дым – это смесь тысяч химических соединений, в том числе, таких ядовитых, как угарный газ, никотин, смолы, аммиак, сероводород и многие другие. Однако, кроме самих курильщиков страдают и люди, находящиеся рядом с ними, они становятся пассивными курильщиками, потому что 20% вредных веществ, находящихся в табаке, оседают в организме курящего, а 50% уходят с дымом и поглощаются окружающими.
7 уч-ся: Быстрее развивается утомляемость, ослабевает память, нарастает раздражительность. Риск заболеть болезнями сердца возрастает в 2-3 раза, раком лёгких курящие болеют в 15 раз чаще. У курящих родителей часто рождаются дети с врождёнными уродствами (водянка головного мозга, недоразвитый спинной мозг, «заячья губа» «волчья пасть», «шестипалость») или мёртвые. Особенно риск возрастает, если курит женщина, потому что яд способен накапливаться в организме ещё неродившегося ребёнка. Такие дети медленнее растут, отстают в физическом и умственном развитии, часто болеют.
Ведущий: Посмотрите, к каким страшным последствиям может привести пагубная привычка к курению (демонстрируются 6 и 7 слайды).
Давайте же, ещё раз акцентируем наше внимание на страшных последствиях, которые могут подстерегать курильщиков (демонстрируется 8 слайд) и сделаем выводы для себя (9 слайд).
Ведущий: А теперь внимание на экран (демонстрируется фильм «Антиникотин»).
Часть 2.
Анкетирование.
Приложение 3
.
Название проекта: «Моя родословная»
( изучают историю воих семей, ребята прикасаются к истории своего края, т.е. можно считать, что работа по данному проекту имеет краеведческую направленность. Продукт проекта
сочинения, рефераты, мультимедийные презентации, фотоальбомы.)
Приложение 4
Сценарий классного часа Народные праздники. Масленица»
Классный час готовится и проводится силами учащихся и сопровождается дегустацией блинов и традиционного русского напитка – сбитня, приготовленного учениками по старым рецептам.
Цель: создать условия для формирования знаний о народных праздниках, воспитания интереса к истории и культуре русского народа.
Используемая наглядность: высказывания о масленице, иллюстрации, мультимедийная презентация «Масленица».
1. Начинаем проводы зимы –
И согласно праздничной программе
До ворот проводим зиму мы.
А зима уже не за горами.
2. Седмица сырная, или Масленица – единственный древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, официально признанный Русской православной церковью. Народ провожает надоевшую зиму, встречает долгожданную весну, ждёт обновления природы (Слайд 3).
3. В Масленицу долг каждого человека – помочь прогнать зиму, разбудить природу.
Зиму принято изображать в виде соломенного чучела, обряжённого в женское платье. В начале сырной недели чучело с комической торжественностью встречают, а в последний день с шумом сжигают на огромном костре (Слайд 3).
4. Отрывок из книги «Аргунеи» Виктории Балябиной (Слайд 4).
5. Масленица – самый весёлый, шумный народный праздник. Каждый день недели имеет своё название, а название говорит о том, что полагается в этот день делать (Слайд 5).
6. Понедельник – «встреча».
7. В этот день полагается устраивать и раскатывать ледяные горки: чем дальше катятся салазки, чем громче шум и смех над горкой, тем лучше будет урожай. А ещё для того, чтобы лучше росли растения, надо качаться на качелях – чем выше, тем лучше. В старину сам царь Пётр Великий открывал празднование и качался на качелях со своими офицерами (Слайд 6).
8. Вторник – «заигрыш».
9. В этот день начинаются весёлые игры, а за потеху и веселье угощают блинами (Слайд 7).
10. «Блинов да колобов пекли горы: и кислых, и пресных, и гречневых, и пшеничных, и со сметаной, и с маслом, и с творогом. Последняя же неделя перед Великим постом » (Слайд 7).
В. Балябина «Аргунеи»
11. Среда – «лакомка».
12. Название говорит само за себя. В этот день хозяйки поступают по поговорке: «Что есть в печи - всё на стол мечи!» На первом месте в ряду угощений, конечно, блины! (Слайд 8)
13. Как на масленой неделе
В потолок блины летели.
Ой, блины мои, блины,
Блины масленые (Слайд 9)
14. «Блин кругл, как настоящее щедрое солнце. Блин красив и горяч, как горячее всепрогревающее солнце, блин полит растительным маслом – это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным каменным идолам. Блин – символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей», - писал о блинах русский писатель А.И.Куприн (Слайд 9).
15. Ай да сбитень, сбитенёк,
Кушай, девки, паренёк.
Кушайте и пейте,
Денег не жалейте.
Сбитень сладкий, на меду,
Ну-ка, мёду подкладу!
А как буду-то варить,
Его все будут хвалить (Слайд 10)
16. Так сто лет назад зазывали покупателей сбитенщики – торговцы сбитнем. Этот напиток был особенно популярен в те времена, когда чай и кофе простому народу были не по карману. Сбитень можно было приготовить дома, а можно было – особенно в морозный зимний день – погреться этим янтарным пряным напитком прямо на улице, купив его у сбитенщика. Сбитень можно пить и холодным, как квас, но во время масленицы лучше, если он будет погорячее (Слайд 10).
17. Четверг – «разгуляй».
18. Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивают катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке) вокруг деревни. Главное мужское дело в этот день – оборона и взятие снежного городка. Мужчины и молодые парни с азартом включаются в битву, а женщины, старики и дети выступают в роли зрителей, строгих судей и страстных болельщиков (Слайд 11).
19. Пятница – «тёщины вечера»
20. В этот день зять едет к тёще «на блины», а тёща зятя привечает, угощает (Слайд 12).
21. Суббота – «золовкины посиделки».
22. Ходят в гости ко всем другим родственникам, и опять угощение - бесчисленные блины (Слайд 13).
23. «Под конец масленки на обоих концах посёлка конские бега. Сначала ребятишки на жеребятах балуются, навроде тоже как наперегонки бегают, пока большие к бегам готовятся. Заранее жеребёнка готовит пострел, своего нет, так у соседа выпросит. Потеха! Который добежал – скачет на одной ноге от радости, который свалился в пути – плачет от обиды. А которого жеребёнок и совсем в другую сторону унесёт, скачет и задом, и передом, а пострелёнок, как клещ, в него вцепится, сидит, не падает – казачонок ведь! А потом казаки скачут Ведь это же казак, он с конём адали из одного куска вылит. Вот страстей-то, вот рёву! Заклады ставили, да крупные. Тот выиграл – радуется, тот проиграл – серчает, ругается!»
В. Балябина «Аргунеи» (Слайд 14)
24. Воскресенье – «прощёный день».
25. В этот день просят прощения у родных, друзей и знакомых за нанесённые обиды и, облегчив душу, весело поют и пляшут, провожая широкую масленицу. Именно в этот день с шутками и смехом, шумом и плачем сжигают соломенное чучело, изображающее зиму (Слайд 15).
26. В наше время в этот день устраивают народные гулянья, ярмарки, концерты. Мастера-умельцы и мастерицы-рукодельницы могут похвастаться своим мастерством, а может быть – продать свои изделия. У каждого есть возможность поесть блинов прямо на улице, запив их горячим чаем или старинным русским напитком – сбитнем (Слайд 15).
27. Пословицы и поговорки про масленицу.
15