Разработка урока «Ганс Христиан Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева»»
Тема: Ганс Христиан Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева» (1-й урок)
Цель: познакомить детей с биографией датского сказочника Г.Х. Андерсена и его сказочным миром.
Задачи: на основе прочитанного учить выделять черты характера героев, анализировать их поступки, развивать устную речь учащихся.
Наглядные пособия: презентация, иллюстрации к сказке, портрет писателя.
Ход урока
Орг. момент
Перед вами портрет писателя и иллюстрации к его произведениям. Знаете ли вы этого человека?
Сегодня мы с вами познакомимся с его биографией и начнем работать над одной из его сказок «Снежная королева»
Рассказ о Гансе Христиане Андерсене и его сказке.
А) презентация о сказочнике
Б) история создания сказки
Сказка «Снежная королева» была написана 170 лет назад. Во многом история, описываемая в сказке, напоминает личную жизнь самого сказочника. Те же цветы, что когда – то росли возле его дома, девочка – напоминает его маленькую соседку, те же плотно прилегающие друг к другу дома. А вот сам образ Снежной королевы ассоциировался у Андерсена с отцом. Незадолго до смерти его больной отец подозвал маленького Ганса и тихо прошептал: «За мной пришла Снежная королева, я уже слышу ее холодное дыхание и чувствую холодные руки…» Через некоторое время отец умер.
Введение в тему урока
Мир прекрасен, радуйтесь жизни, будьте оптимистами
Боритесь за человека сердце которого покрыто льдом!
Будьте терпеливы в достижении цели, не жалейте времени и
сил, чтобы воспитать в себе человечность, отзывчивость и доброту.
Г.Х. Андерсен.
- Вы уже знакомы со сказками Андерсена, их отличительными чертами.
- А в чем сходство русских народных сказок и сказок Андерсена?
- Вот и маленькая главная героиня этой сказки, решается побороться со злом ради спасения души своего названного брата. Ей предстоит долгий и нелегкий путь.
- Сегодня мы лишь начнем этот путь вместе с нашей героиней и обратим внимание на первые истории.
Просмотр отрывка из к/ф «Тайна Снежной королевы» (песня сказочника).
Работа с текстом сказки
История первая
А) пересказ текста
Б) анализ текста
- Кто главное действующее лицо в этой истории?
В германо-скандинавской мифологии
Великан, обитающий внутри гор, где хранит свои сокровища. Тролли, как правило, вредят людям.
В сказке Андерсена
Дьявол, злой дух, сатана, абсолютное воплощение зла.
- Чему учит Тролль своих учеников?
- Какое средство выбрал Тролль для достижения своей цели? (Зачитайте об этом).
-Какими становились люди, попадающие под власть Тролля? (Насмешливыми, злыми, бессердечными, черствыми, эгоистичными, завистливыми, жадными).
- А как об этом говорит автор? (Человек же с таким осколком в глазу…)
- Посмотрите, сколько эпитетов мы с вами подобрали. Но ведь их нет в сказке. Откуда же мы знаем про эти человеческие качества?
- Ребята, а почему зеркало разбилось?
- А почему автор говорит, что осколки наделали больше бед, чем само зеркало?
- Какую из этих бед можно считать самой ужасной и почему?
- Почему сердце, в которое попали осколки, становилось ледяным, а не железным или каменным?
- Как вы понимаете эпитет «ледяное сердце»? (Холодное, лишенное тепла, жизни)
- Тогда как мы назовем сердце, способное прийти на помощь другу, умеющее сострадать? (Горячим).
- У кого из героев сказки сердце оказалось ледяным, а у кого горячим?
- А теперь подумайте случайно ли такое вступление к сказке?
- Как вы думаете, о чем пойдет речь дальше? (О ледяном и горячем сердце, о добре и зле, о том, насколько они живучи в реальном мире).
История вторая.
- Имена, данные героям сказки, во многом являются «говорящими». Так основной чертой характера Кая – является «тщеславие». Значение имени Герда звучит как «защитница».
- О чем нам рассказывают во второй истории?
- зачитайте об условиях жизни детей? Об их интересах?
- Давайте определим какие взаимоотношения были у детей в начале сказки. (Работа в парах).
1958900264235
297191266526
1483771155687Кай и Герда
00Кай и Герда
357228619106002909159504825001555489504302802453155201
(Любят друг друга, теплые, нежные, заботливые, доброжелательные, доверительные, дружеские).
- А всегда ли наши герои были такими положительными?
- Почему Снежна королева в первый раз пришла не к Герде, а к Каю? Ведь он еще не знает о ней ничего, а уже грозится посадить ее на печку?
- Как эти слова характеризуют Кая? (зачитайте этот отрывок). ( В его голосе слышен гнев, а также сильное желание причинить зло другому).
- Мстит ли Снежная королева Каю за эти слова, или наоборот видит в нем родственную душу?
- Можно ли представить, чтобы осколок зеркала попал бы в сердце Герды? Почему вы так думаете?
- Какими мы видим детей к концу второй истории? (Чтение отрывка «Один раз Кай и Герда…»)
802005207645004388336105077635008309969874648051781834357187527051004388336270846673479969870085624110501781151516772870-223004770343733912521858Герда
0Герда
246641521858Кай
Кай
- Изменятся ли отношения Кая и Герды?
- Виноват ли Кай в этих изменениях?
- Почему Кай, а не Герда становится пленником Снежной королевы?
- Как вы думаете, что может спасти Кая от этого холодного плена? (Любовь Герды).
- Найдите в тексте доказательство ваших слов.
5. Итог урока
- И вот, эта маленькая хрупкая девочка решается на столь тяжелый и далекий путь полный опасностей. Во время этого путешествия добрая Герда заведет новых друзей, благодаря которым она сможет добраться до чертогов Снежной королевы и спасти Кая.
- Но обо всем об этом вы узнаете на следующем уроке.
6. Рефлексия
- Наше путешествие по сказочной Дании подошло к концу.
- А вот закончить наш урок хотелось бы следующими словами:
Не думайте, что холод длится вечность,
Его растопит теплота сердец.
Восторжествует в мире человечность
Любовь и Доброта всему венец!
Урок окончен.