План-конспект по русскому языку на тему Перенос слов с мягким знаком (2 класс)
Русский язык2 класс Формирование функциональной грамотности с определением УУД
Тема: «Перенос слов с мягким знаком в середине слова».
Модель урока
Цель урока:
-научить переносить слова с мягким знаком в середине слова;
Планируемый результат:
-научиться переносить слова с мягким знаком в середине слова;
Задачи урока:
1) Воспитательная
Уметь организовать работу в паре, в группе, при помощи выполнения правил групповой работы. Уметь сравнивать высказывания и отстаивать свою точку зрения в соответствии с целями урока.
2) Развивающая
Построить логическую цепь рассуждений по переносу слов с Ь в середине слова типа «пальма» и переводить в письменную речь при помощи плана действий.
3) Обучающая
Уметь вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия, в случае расхождения с эталоном при переносе слов с мягким знаком в середине слова.
Тип урока
Урок «открытия» нового знания. (По ДМО.Автор Л.Г.Петерсон)
Технологическая карта
1.Определение значение слова при помощи словаря.
2. Согласные и гласные звуки (их различие).
3. Количество гласных, количество слогов.
4. Слог.
5. Открытый и закрытый слог.
6. Перенос слов с мягким знаком в середине.
7. ПРОВЕРКА (эталон, правило)
I этап.
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Цель: создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Я прошу вас по рисунку узнать пословицу.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Почему на уроке вспомнили эту пословицу? (На каждом уроке мы трудимся)
Объясните эту пословицу (Всякое дело требует усилий).
Как это относится к вам? (Для того, чтобы достичь хороших результатов, необходимы терпение и усилия, тогда все получится).
Я желаю вам, чтобы у вас сегодня на уроке все получилось.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)
Смыслообразование «для чего человеку трудиться»
( ЛичностныеУУД)
II этап.
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
Подготовить мышление учащихся к следующим шагам учебной деятельности.
Организовать самими уч-ся фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Запись на доске:
Пальма деньки
- Прочтите слова.
-Определите значение этих слов.
- Определите количество гласных и согласных звуков.
-Определите количество слогов в данных словах.
- Разделите эти слова по слогам.
- Каким звуком заканчивается первый слог?
-Это открытый или закрытый слог?
У каждого ребенка на столе узкие полоски бумаги из тетради, на которых они должны записывать слова.
Два человека работают у доски.
Проверка результатов работы, сравнивание с доской.
- У всех слова полностью поместились на строке? (Нет)
- Как вы разделили слова? (Каждый ученик озвучивает свой вариант)
Вывод: мы выполняли одинаковые задания, но получили разные результаты, так как не знаем, как переносить слова с мягким знаком в середине слова.
Уметь выбирать основания и критерии для сравнения (Познавательные УУД)
Уметь самостоятельно делать выводы, грамотно формулировать высказывания (Познавательные УУД)
Умение находить и формулировать проблему (Познавательные УУД)
III этап Выявление места и причины затруднения. Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести их к выявлению места и причины затруднения
-Так чему мы сегодня будем учиться на уроке? (переносить слова типа «пальма» «деньки»).
-Какая цель нашего урока? (научиться переносить слова типа «пальма», «деньки»)
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя
(Регулятивные УУД)
Уметь соотнести то, что уже известно и усвоено, и то, что ещё неизвестно. (Регулятивные УУД)
IV этап Построение проекта выхода из затруднения. Цель: построить проект (алгоритм), выбрать наиболее эффективные способы решения проблемы.
-Прочитайте слова.
Пальто, письмо.
-Какие слова непонятны? Что вы можете сказать об этих словах? (С мягким знаком в середине слова)
-Какую роль выполняет мягкий знак в слове «пальто»? (Обозначает мягкость согласного)
- Можно ли сказать, что согласная буква и мягкий знак после нее обозначают один мягкий согласный звук? (Да)
-Какой звук?
- Можно ли разделить звук? (Нет)
- Сделайте вывод.
(Вывод: звук мягкий согласный нельзя разделить, значит и при переносе слова нельзя отделять мягкий знак от согласной.)
Работа со вторым словом «письмо» выполняется по алгоритму (ученик у доски)
- А теперь давайте сравним с эталоном. (учебник, правило)
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)
Уметь построить логическую цепь рассуждений (Познавательные УУД)
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
V этап
Реализация построенного проекта
Цель: реализовать полученные знания в первой самостоятельной работе.
Дети выполняют работу в группах со словами по алгоритму.
горький, огоньки, кольцо.
Повторить правила работы в группе.
Говори негромко.
Один говорит, другие слушают.
Мнение группы представляет один человек.
Проверка самостоятельной работы.
Каждый участник группы проговаривает вслух доказательство выбранного способа переноса слов горький, огоньки, кольцо, коньки
и сравнивает с эталоном (на доске) Умение договариваться, работая в группе, выполнять правила работы в группе (Личностные УУД)
Уметь проговаривать вслух доказательство, выбранного способа действия, уметь сравнивать с эталоном (Познавательные УУД)
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)
VI этап.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: организовать усвоение новых знаний при помощи тренировочных упражнений с проговариванием во внешней речи.
Работа по учебнику в парах.
Фронтальная проверка выполненной работы.
Вывод: мы выполняли одинаковые задания и получили одинаковые результаты, так как знаем, что делать и как делать. Уметь вносить необходимые дополнения и кррективы в план и способ действий в случае расхождения с эталоном (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)
Уметь проговаривать во внешней речи последовательность действий (Регулятивные УУД)
Физминутка
Выполнение упражнений необходимых для эмоционального настроя и снятия напряжения.
(Регулятивные УУД)
VII этап.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель: организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новые знания.
1. Самостоятельная работа по зеленой карточке, сверка по эталону оранжевая карточка
.Задание: Найдите в тексте слова с мягким знаком в середине слова и разделите как для переноса. Сравните с эталоном.
(Настали теплые деньки.Синеют в поле васильки.Словно шустрые зверьки,Побежали ручейки.Быстро мчат меня коньки,Лишь мелькают огоньки.)
(Настали теплые день-ки.Синеют в поле василь-ки.Словно шустрые зверь-ки,Побежали ручейки.Быстро мчат меня конь-ки,Лишь мелькают огонь-ки.)
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
Уметь находить основания и критерии для классификации объектов (Познавательные УУД)
Уметь определить качество и уровень усвоения материала (Регулятивные УУД)
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
(Личностные УУД)
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: выявить границы применимости нового знания; повторить содержание изученного знания.
Базовый уровень.
1.Прочитайте слова, запишите их самостоятельно для переноса.
Коньки, линьки, Булька, крыльцо.
Фронтальная проверка выполненной работы с опорой на эталон. Каждый ученик доказывает свой ответ.
- Ребята, кто допустил ошибки? - Как ещё можно перенести слова беленький, стебельки? Почему?
Повышенный уровень.
2.Исправь ошибки в карточке и докажи.
Бор-ьба, зорь-ка, мел-ьница, альб-ом,
окунь-ки, огон-ьки,
угольк-и, конь-ки
Фронтальная проверка выполненной работы с опорой на эталон. Каждый ученик доказывает свой ответ.
- Ребята, кто допустил ошибки?
-Давайте вернемся к эталону и хором проговорим.
Вывод: применив новое знание, мы смогли выполнить работу правильно.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)
Уметь находить основания и критерии для классификации объектов (Познавательные УУД)
Уметь проговаривать вслух доказательство, выбранного способа действия, уметь сравнивать с эталоном (Познавательные УУД)
IX этап. Рефлексия учебной деятельности
Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками своей учебной деятельности
-Какова же цель нашего урока?
-Почему мы научились?(работали в группах, по правилу, самостоятельно)
-Смогли бы мы справиться с заданиями, если бы не трудились?(Обращаемся к пословице)
-Значит вы какие?(самостоятельные, целеустремленные, внимательные, дружные, трудолюбивые, ответственные)
-Как мы еще с вами работали?(по плану)
-Где вы можете применить полученные знания?
Урок заканчивается условным звуковым сигналом.
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя
(Регулятивные УУД)
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД