Урок по русскому языку для 2 класса по теме «Правописание и перенос слов с мягким знаком»


Русский язык 2 класс
Тема урока: Правописание и перенос слов с мягким знаком.
Цели урока:
Развитие умения обозначать на письме мягкость согласного звука в середине слова, делить для переноса такие слова.
Обогащение словарного запаса учащихся, формирование любознательности, гибкости ум.
Воспитание бережного отношения к природе, птицам.
Ход урока.
Организационный момент.
Буквенный диктант.
С-глухой согласный звук.
Запиши звонкий парный звук .(3)
Жи - ши пиши с буквой…(И).
Хорошо известно всем,
Где метро, там буква…(М)
Вторая буква в слове валенки (А)
- Прочитайте слово. (Зима.)
Постановка цели урока.
- Сегодня на уроке мы продолжим тему «Мягкий знак», научимся правильно переносить слова с Ь знаком в середине слова, но все слова, предложения будут связаны со словом « Зима».
- Слово мы записали. А Ь знак смягчит холод, который веет от зимы.
Словарная работа.
1) Зимние осадки. ( Снег.)
2) Если он зимой ударит, спрятать всех носы заставит. ( Мороз.)
3) Снег в куче. (Сугроб.)
4) Время года перед зимой. (Осень.)
5) Овощ, который используется при лепке снежной бабы. (Морковь.)
6) Морозная картина. (Узор.)
7) Льётся речка - мы лежим.
Лёд на речке - мы бежим. (Коньки.)
- Назовите слова, в которых букв больше, чем звуков. Почему?
- Что обозначает в слове Ь знак?
- Где может находиться Ь знак в слове?
- Вспомним стихотворение о Ь знаке.
Мягкий знак – хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
- Подчеркните согласную букву, которую Ь знак делает мягкой, и сам Ь знак.
Работа с поговорками.
На доске написано:
…- году начало, зиме середина.
…-силён метелью, а март капелью.
…- году конец, зиме начало.
- Прочитайте название месяцев. Прочитайте название зимних месяцев.
На доске написано:
Ноябрь, декабрь, январь, февраль, октябрь.
- Подберите название месяцев, чтобы получилось верное высказывание.
- Подсказка: все слова связаны со словом «Зима».
- Объясните смысл.
- Что общее в этих словах?
1) Название месяцев.
2) Все зимние месяцы.
3) В конце Ь знак.
4) 2 слога.
5) Второй слог ударный.
- Чем отличаются?
1) Начинаются с согласной и гласной буквы.
2) Количеством букв.
Задание:
1) Списать только названия месяцев по порядку, в скобках указать, сколько букв, сколько звуков.
Например: октябрь (7 б., 6 зв.)
Проверка.
- Почему букв больше, чем звуков?
2) Списать предложение, в котором говорится о текущем месяце.
5. Физминутка.
6. Новая тема.
Он очень вежлив Ь знак.
Не любит споров он и драк.
Чтоб никого не огорчить,
Он всё старается смягчить,
Так мягко просит Ь знак,
То отказать нельзя никак.

Мягкий знак очень мягко и вежливо обратился ко мне с просьбой помочь одной девочке и ему. Я решила, что мы поможем вместе. Вот что мне рассказал мягкий знак: «Я дружу с разными буквами. Но больше всех я люблю стоять с буквой К. Мы решили дружить вечно и не расставаться никогда!»
Например: коньки, деньки, пеньки…
Ребята, теперь вы - капельки, угольки и т. д.
Но вот однажды стала девочка писать эти слова в тетради. Дошла до угольков. Слово не помещалось. Что делать? Девочка разбила слово на слоги. Как? «У - голь - ки» и решила перенести «уголь- ки». Ь знак забеспокоился. Заволновался, не хотел расставаться с буквой «К». Стал просить: «Не разлучай меня с буквой, пожалуйста »
-А как по-другому? - спрашивает девочка.
- «У - голь - ки», - просит Ь знак.
- Так нельзя! Не могу! Не разрешают!
- Какие правила? - мягко возмутился Ь.
( Ответ ребят.)
- Тогда «у-гольки»,- не сдавался Ь.
- Так нельзя!
- Почему?- опять мягко удивился Ь.
( Ответ ребят)
- Ну, тогда, хоть так «угол-ьки»
- Что ты? Разве так можно?
- Почему так-то нельзя?- продолжал спорить Ь.
Учитель: «Ребята, объясните ему правило переноса слов с Ь знаком посередине».
Работа с учебником с.85.
1) Прочитайте хором правило.
- Как вы думаете, придётся Ь знаку со своей подружкой буквой «к» в слове угольки.
- Запишите это слово, разделяя черточками для переноса .- Как это слово можно связать с темой «Зима»?
2) Работа с упражнением №157.
- Прочитайте слова.
Как можно переносить слова с Ь знаком в середине слова?
- Спишите только те слова, которые связаны с темой «Зима». Остальные проговорить устно.
( Работают цепочкой у доски)
Аль - бом, паль – то, день – ки, апель – син.
- Я продиктую слова, а вы выберите по теме «Зима»:
Сосулька, коньки, редька, полька, мотыльки, пеньки.
Физминутка.
Работа с синонимами.
( На доске написано.)
У бурана есть подруга,
А её названье…(вьюга).
- Найдите слова синонимы. (Буран- вьюга).
- Какие синонимы ещё знаете? (Метель, позёмка).
(На доске написано.)
За окном бушует…(6 б.,5 зв.)
Вьюга хлещет так и сяк,
Бьёт в лицо крупой сыпучей,
Очень жесткой и колючей,
Не смотря на Ь знак.
( А.Акимов.)
Повторение пройденного материала.
- Мы говорим о вьюге, метели,
А к нам давно уж гости прилетели!
- Отгадайте кто?
( По мере отгадывания, выставляется картинка птицы).
- Слушайте загадки:
В тёплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик- чирик! Не робей!
Я бывалый…(воробей).
- Воробей - постоянный спутник человека. За лето 2-3 раза выводит птенцов.
Кто дубки сажает,
Гнёзда разоряет,
Терпит холод стойко?
Пёстренькая…(сойка).
- Эта птица считается скандальной лесной родственницей сороки.
По рабочему одеты Плотники и ловко!
Все в малиновых беретах,
В пёстреньких спецовках. ( Дятел.)
- Дятел - лесной санитар деревьев.
Этот маленький птенец-
Настоящий сорванец.
Он родился в феврале
На высокой, на сосне. (Клёст).
- Клесты выводят птенцов в конце зимы.
Зимой на ветках яблоки
Скорей их собери!
И вдруг - вспорхнули яблоки.
Ведь это…(снегири).
- Снегири прилетают в октябре с далёкого севера, потому что у нас зимой теплее. Снегири - рыцари. Даже голодные они всегда уступят лучшие гроздья рябины самкам.
- Как можно назвать всех этих птиц одним словом? ( Зимующие).
- Смотрите у них листочки со словами. Составьте из них предложение и запишите.
Снегири зимуют в наших краях.
- Разберите по членам предложения. Найдите подлежащее и сказуемое.
- Следующее предложение запишем под диктовку.
Снегири зимой поют на снег и вьюгу.
Снегири под окном чирикают - потеплеет.
Самка снегирей поёт только зимой.
Собрать слова, которые спрятаны под номерами.
На доске:
А Б В С Е ЗИ М О ПУ К ! Р1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
4 10 1 4 7 2 9 6 1 11 14 9 12 13
Спасибо за урок!
- Читаем хором!
Итог урока
- Как переносятся слова с Ь знаком в середине слова?
Домашнее задание.
Упражнение № 158.