Программа коррекционно – развивающих занятий с использованием песочной терапии «Песочная страна – страна чудес»


Утверждаю:
Директор ГБОУ
ш – и с. Воронцовка
_____________Т.Ю. Бабахина «____» ___________2016 г.

Программа
коррекционно – развивающих занятий с использованием песочной терапии
«Песочная страна – страна чудес»

Составитель: педагог-психолог Ю.А. Кухтик

2016 г.
Оглавление
Пояснительная записка ………………………………………. 2 стр.
Цели и задачи…………………………………………………… 7 стр.
Условия организации занятий с песком…………………….. 8стр.
Ожидаемый результат ………………………………………… 8 стр.
План групповых занятий.………………………………………
9 стр.
Содержание групповых занятий.………………………………
12стр.
План индивидуальных занятий……………………………….. 18 стр.
Содержание индивидуальных занятий………………………. 19 стр.
Список литературы……………………………………………. 23 стр.
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их  пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. Сухомлинский
Пояснительная записка.
Игра с песком, или песочная терапия становиться всё более и более популярной в психологической, психотерапевтической, и даже театральной деятельности. И эта популярность не случайна. Современный всё ускоряющийся темп жизни, обилие различного рода стрессогенных факторов заставляют психологов искать эффективные способы для снятия психо-эмоционального напряжения, решения внутриличностных конфликтов, путей для саморазвития, самопознания. На сегодняшний день практическая психология может предложить множество самых различных по своему содержанию, целям и задачам направлений. И одно из популярных направлений – это песочная терапия.
Применение игр с песком наиболее подходит для работы с детьми младшего школьного возраста. Часто маленькие дети затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений или задержки развития. Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды для них более естественна.
Формы и варианты игр с песком очень разнообразны и определяются особенностями конкретного ребёнка, задачами работы и её продолжительностью.
Песочная терапия может применяться в рамках коррекционно-развивающей деятельности для развития познавательных процессов ребёнка (внимания, памяти, мышления), совершенствования мелкой ручной моторики и тактильной чувствительности. А если учесть, что песок обладает свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребёнка.
При проведении игр с детьми эффект гармонизации психоэмоционального состояния может стать и основной целью работы в том случае, если необходима работа по коррекции эмоциональной сферы. Детям, имеющие сложности в психическом развитии, конфликты во взаимоотношениях, страхи, особенно показаны занятия с использованием игр с песком.
Игры с песком могут также использоваться в исключительно психотерапевтических целях для работы с детьми, пережившими психическую травму, переживающими стресс в результате утраты близких или разлуки с ними.
Песочная терапия это сравнительно молодой метод в научной психологии, но известный с давних пор в общечеловеческой практике. Карл Густав Юнг открыл песок для научного осмысления в контексте психотерапевтической помощи взрослым. И долгое время этот метод существовал исключительно в рамках юнгианской парадигмы.
Всем известна манящая притягательность песка, с ним любят играть как совсем маленькие дети, так и взрослые, оказавшись на пляже, невольно начинают водить руками по мягкому, податливому песку. И именно пластичность песка, позволяет человеку реализовывать через него свой творческий потенциал. Такие нехитрые действия успокаивают человека, помогают привести мысли в порядок, настраивают на философский лад, дают ощущение внутреннего покоя.
Работа в психологической песочнице позволяет увидеть себя со стороны, заглянуть в свой внутренний мир, почувствовать его противоречия, конфликты и самому решить их. Ведь преобразуя ситуацию в песочнице, человек получает опыт самостоятельного решения трудностей как внешнего, так и внутреннего порядка.
Метод песочной терапии уникален также и своей универсальностью, он одинаково эффективен как для взрослых, так и для детей. В работе с детьми песочную терапию используют для решения как коррекционных, так и развивающих, дидактических и даже общеобразовательных задач. Перенос традиционных развивающих занятий в песочницу помогает повысить учебную мотивацию, сделать изучение даже самого трудного и скучного для ребёнка материала, интересной и захватывающей игрой.
Для правильной организации песочной игры с ребёнком нужно знать и учитывать следующие пять шагов:
1.  Первый шаг — демонстрация песочницы. На данном этапе ребёнку предлагается следующая инструкция: «Посмотри на нашу песочницу, она заполнена песком наполовину. Это позволяет тебе видеть борта, окрашенные в голубой цвет. Как ты думаешь, зачем это нужно? Дело в том, что борта нашей песочницы символизируют небо. Но у песочницы есть и еще один секрет. Если ты раздвинешь песок, то обнаружишь голубое дно. Как ты думаешь, а это зачем нужно? Дно символизирует воду. Ты можешь создать реку или озеро, море или даже океан, если тебе это будет необходимо. А с помощью кувшина с водой сухой песок легко превращается во влажный. Словом, здесь все подвластно твоей фантазии».
2. Второй шаг — демонстрация коллекции фигурок. Этот шаг предполагает следующие действия со стороны психолога: «Посмотри внимательно на разнообразнообразие фигурок, которые ты видишь перед собой. Ты можешь их не только рассмотреть, но и подержать в руках. Здесь есть люди, животные, деревья и многое другое. Играя с песком, ты можешь создать свой мир, свою картину в песочнице, используя любые из этих фигурок».
3. Третий шаг — знакомство с правилами игр на песке. Независимо от того, что перед ребенком при проведении песочной терапии не задаются жёсткие рамки, всё же соблюдение некоторых правил необходимо. Чтобы избежать нравоучений, эти правила можно завуалировать в контексте некоего ритуала: нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы, нельзя бросать песок в других (если проводится групповое занятие), по окончанию игры игрушки необходимо поставить на место, после игры в песке нужно помыть руки.
4. Четвёртый шаг — формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия. Этот шаг осуществляется с помощью виртуального сказочного героя (Песочной Феи, Песочного человека и др.). Он задаёт тему занятию, от его лица ведётся рассказ о каком-либо событии. Он даёт ребёнку все необходимые инструкции на этом этапе, интересные задания, загадывает загадки и т. д. То есть весь необходимы материал преподносится через сказочного героя. Выдуманный персонаж ведёт игровой процесс, контролирует его ход, резюмирует и анализирует то, что происходит на песке, подбадривает и хвалит ребёнка, но не в коем случае не высказывает оценочных реплик. Особое внимание на этом этапе стоит уделить формулировке инструкций. Например, при обнаружении внутрисемейных проблем, инструкция может звучать следующим образом: «Создай, пожалуйста, на песке картину, похожую на твою семью. Подбери такие игрушки, которые будут выступать в роли членов твоей семьи, и расположи их на песке так, чтобы каждый занимался привычным для него делом». Таким образом, формулировка инструкции зависит только от тех задач, которые ставит перед собой специалист при проведении психотерапевтической работы с ребёнком.
5.  Пятый шаг — завершение занятия, ритуал выхода. На этом этапе ребёнок разбирает свою постройку, расставляет игрушки на место, разравнивает песок и прощается с ним.
Таким образом, соблюдение всех вышеописанных шагов позволит избежать со стороны ребёнка посторонних вопросов («Зачем меня сюда привели?», «Что мне нужно делать?», «Чего от меня хотят?»), плавно подведёт его и включит в основной этап работы.
Песочная терапия имеет множество преимуществ. Перечислю некоторые из них. Игра на песке является естественным языком для детей. Ведь зачастую, независимо от возраста ребенка, он не всегда может объяснить словами, какие трудности или конфликты появились на его жизненном пути. Он может не понимать, из-за чего всё это с ним происходит. Песочная терапия в таком случае даёт возможность ребенку представить с помощью образов то, что происходит в его внешнем и внутреннем мирах. Для него образы являются средством общения с психологом и с самим собой. С помощью образов ребенку представляется возможность передать свой бессознательный «материал». При проведении песочной терапии перед ребёнком не ставятся жёсткие задачи, условия и критерии. Психологом создаются лишь такие условия, в которых будет активно проявляться созидающая творческая сила ребёнка.
В соответствии с этим, с помощью песка, воды и миниатюрных фигур ребёнок может сделать что-то новое, необычное, а затем сломать или изменить то, что уже создано. Таким образом, ребенку предоставляется возможность в безопасной форме выплеснуть свою агрессию, гнев и проработать отрицательные эмоции. В процессе такой работы ребёнком проживается и усваивается опыт безусловного, безоценочного принятия самого себя и своих действий. Всё это способствует повышению самооценки, уверенности в себе, даёт ощущение собственной значимости и защищённости. Играя с песком, у ребёнка разрешается множество внутренних эмоциональных проблем, так как восприятие всего происходящего переводится на более глубинный уровень. На разыгрываемую в песочнице ситуацию ребёнок может посмотреть со стороны. Всё это позволяет провести параллели между игрой и реальной жизнью. Ребенку даётся возможность осмыслить всё, что происходит, а также найти способы выхода из сложившейся ситуации. Таким образом, песочные игры помогают детям преодолеть множество различных страхов, пугающих сновидений. Песочная игра является одним из самых органичных, привычных, хорошо знакомых и реальных для ребёнка способов исследования мира, выражения своих переживаний, выстраивания отношений. Выражая свои самые глубокие эмоциональные переживания, ребёнок сам себя лечит. Благодаря этому пережитое не перерастает в  психическую травму.
Предлагаемая ниже цель и задачи при организации игр с песком обобщает все изложенные варианты использования игр с песком в коррекционно-развивающей деятельности с детьми.
Цель программы
Формирование и коррекция эмоционально волевой сферы, познавательной сферы детей младшего школьного возраста.
Задачи программы:
Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно - логическое мышление, пространственное воображение), сенсорно - перцептивную сферу, творческий потенциал ребёнка, коммуникативные навыки.Развитие тактильных ощущений.
Формировать установку комфортного отношения к себе.
Совершенствование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства.
Развитие фантазии, наглядно – образного мышления, словесно – логического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания, способствуя эмпатии.
Актуализация эмоций.
Формы и методы работы:
- беседа;
-дидактическая игра;
- сюжетно-ролевая игра;
- игра-драматизация;
- арт - терапевтические методы;
- элементы сказкотерапии.
Занятия могут проводиться как в индивидуальной, так и в подгрупповой форме. Оптимальная численность подгруппы – 2 – 4 чел. Продолжительность каждого занятия – от 20 минут до 1 часа, в зависимости от возраста ребёнка и цели занятия.
Условия организации игр с песком:
1. Согласие и желание ребёнка.
2. Наличие у ведущего достаточной квалификационной подготовки для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми.
3. Отсутствие медицинских противопоказаний у ребёнка к занятиям с песком (отсутствие аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний, порезов на руках).
4. Наличие специального оборудования:
- Водонепроницаемый ящик для песка.
- Чистый просеянный и прокалённый песок. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика. Используемый песок время от времени необходимо менять или очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть и прокалить.
- Коллекция миниатюрных фигурок (высотой не более 8 см).
Ожидаемые результаты
Реализация мероприятия позволит:
Повышение уровня представлений и различных эмоциях, умение понимать и выражать собственные чувства;
Снижение психоэмоционального напряжения;
Расширение знаний об окружающем мире и повышение уровня развития познавательных процессов;
Развитие произвольности поведения;
Развитие мелкой моторики пальцев рук.
План групповых занятий
№ Цель занятия Содержание деятельности
1 Способствовать созданию доверительной обстановки, снижению эмоционального и мышечного напряжения, развивать умение наблюдать за своими ощущениями. Упражнять детей в умении отражать в речи свои чувства и эмоции, стимулировать желание и интерес работать с песком, развивать мелкую моторику пальцев рук. «Здравствуй песок»
2 Способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения, развивать умение наблюдать за своими ощущениями. Актуализировать визуальные, кинестетические ощущения, закрепить знания о сенсорных эталонах. Стимулировать желание и интерес работать с песком, развивать мелкую моторику пальцев рук. «Необыкновенные следы»
3 Способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения, развитию тактильной чувствительности, образного мышления. Формирование мотивации деятельности и активных личностных установок, формирование навыков целенаправленной деятельности. Развивать мелкую моторику пальцев рук. «Царство песчаных человечков»
4 Расширять представления детей об эмоциях и связанных с ними состояниях. Побуждать эмоционально, откликаться на происходящее, проявлять активность и самостоятельность. Способствовать снятию психоэмоционального и телесного напряжения. Развивать наблюдательность, воображение, мелкую моторику пальцев рук. «Радость песчаного человечка»
5 Формировать знания у детей об эмоциональном состоянии грусти, развивать наблюдательность, чувство эмпатии, желание прийти на помощь к другим, проявлять активность и самостоятельность в деятельности. Развивать мелкую моторику пальцев рук. «Грусть песчаного человечка»
6 Формировать знания у детей об эмоции страха. Способствовать снижению уровня тревожности. Закреплять знания о сенсорных эталонах. Стимулировать желание и интерес работать с песком, развивать мелкую моторику пальцев рук. «Страх мышат»
7 Формировать знания у детей об эмоции злости. Способствовать коррекции негативных проявлений (агрессии, злости) развивать гуманные чувства. Стимулировать желание и интерес работать с песком, развивать творческое воображение, мелкую моторику пальцев рук. «Злой волшебник»
8 Формировать у детей знание об эмоции интерес. Снижение психоэмоционального напряжения, создание положительного эмоционального фона, развитие коммуникативных навыков, творческого воображения, познавательного интереса. «Волшебник по имени Интерес»
9 Формирование знаний у детей об эмоциях злости, грусти, стыда. Способствовать снижению негативных проявлений, учить выражать свои эмоции в безобидной форме. Закреплять знания о сенсорных эталонах. Развивать мелкую моторику пальцев рук. «Песчаная буря»
10 Создавать условия для положительного эмоционального фона, атмосферы доверия, развивать коммуникативные навыки, творческое воображение. Упражнять детей в умении отражать в речи свои чувства и эмоции. Развивать мелкую моторику пальцев рук. «Нарисованная сказка»
ИТОГО: 10
Содержание
Занятие 1
«Здравствуй песок»
Способствовать созданию доверительной обстановки, снижению эмоционального и мышечного напряжения, развивать умение наблюдать за своими ощущениями. Упражнять детей в умении отражать в речи свои чувства и эмоции, стимулировать желание и интерес работать с песком, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Ритуал начала занятия, вербальные и невербальные способы приветствия.
Упражнение «Раз, два, три - свое имя назови!»
Рассказ о правилах работы с песком.
Упражнение «Здравствуй песок» (положить руки на песок поздороваться, отразить ощущения).
Упражнение «Песочный дождик» (пропустить песок тонкой струйкой между пальцев).
Упражнение «Подуй» (рисование на сухом песке с помощью коктельной трубочки, дуя в нее).
Работа с песком и мелкими игрушками.
Этап вербализации «Сказка о том как мы подружились с песком…»
Ритуал окончания занятия - рефлексия. Собираемся в кружок, попрощаемся дружок! Улыбнемся на прощанье и помашем: до свидания!
Занятие 2
«Необыкновенные следы»
Способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения, развивать умение наблюдать за своими ощущениями. Актуализировать визуальные, кинестетические ощущения, закрепить знания о сенсорных эталонах. Стимулировать желание и интерес работать с песком, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Ритуал начала занятия, вербальные и невербальные способы приветствия.
Упражнение «Заколдованный ребенок».
Упражнение «Здравствуй песок».
Вопросы к детям (по восприятию песка).
Упражнение «Необыкновенные следы» (следы от ладошек, пальчиков сгруппированные по 2,3,4,5)
Упражнение «Узоры на песке» (пальцем, ладошкой, палочкой и т.д.).
Работа с песком и бросовым материалом (камешки, бусинки и т.д.) выложить геометрические фигуры.
Этап вербализации «Песочный круг» использование техники активного воображения.
Ритуал окончания занятия – рефлексия.
Занятие 3
«Царство песчаных человечков»
Способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения, развитию тактильной чувствительности, образного мышления. Формирование мотивации деятельности и активных личностных установок, формирование навыков целенаправленной деятельности. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Ритуал начала занятия, вербальные и невербальные способы приветствия.
Упражнение «Карлики и великаны».
Упражнение «Здравствуй песок».
Рассказ и рисунок «Песчаный человек».
Упражнение «Ласковый дождик» (дети опускают руки в воду а потом капают на песок).
Стихотворение «Ты корзину в лес бери…»
Упражнение «Собери грибы для песчаного человечка» (дети опускают руки с песок и ищут грибы).
Работа с песком и мелкими игрушками ( разложи грибы по корзиночкам).
Этап вербализации «Сказка о песчаных человечках»
Ритуал окончания занятия – рефлексия.
Занятие 4
«Радость песчаного человечка»
Расширять представления детей об эмоциях и связанных с ними состояниях. Побуждать эмоционально, откликаться на происходящее, проявлять активность и самостоятельность. Способствовать снятию психоэмоционального и телесного напряжения. Развивать наблюдательность, воображение, мелкую моторику пальцев рук.
Ритуал начала занятия, вербальные и невербальные способы приветствия.
Упражнение «Краски моего настроения».
Упражнение на песке «Веселый человечек» (рисунок эмоции радости).
Вопросы к детям (о настроение песчаного человечка).
Упражнение «Угощение для песчаного человечка» (сеем муку, лепим пирожки и т.д.).
Упражнение «Игра на пианино» (на песке).
Работа с песком и мелкими предметами «Сундучок с сюрпризом»
Этап вербализации «Радость песчаного человечка».
Ритуал окончания занятия – рефлексия.
Занятие 5
«Грусть песчаного человечка»
Формировать знания у детей об эмоциональном состоянии грусти, развивать наблюдательность, чувство эмпатии, желание прийти на помощь к другим, проявлять активность и самостоятельность в деятельности. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Ритуал начала занятия, вербальные и невербальные способы приветствия.
Упражнение «Краски моего настроения».
Упражнение на песке «Грустный человечек» (рисунок эмоции радости).
Упражнение «Помоги песчаному человечку найти пропажу».
Работа с песком и счетными палочками (построим железную дорогу)
Стихотворение «Мчится поезд по пескам…»
Этап вербализации «Сказка о том, почему песчаный человек грустил…».
Ритуал окончания занятия – рефлексия.
Занятие 6
«Страх мышат»
Формировать знания у детей об эмоции страха. Способствовать снижению уровня тревожности. Закреплять знания о сенсорных эталонах. Стимулировать желание и интерес работать с песком, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Ритуал начала занятия, вербальные и невербальные способы приветствия.
Упражнение «Краски моего настроения».
Упражнение «Дорожки широкие и узкие» (рисование на песке).
Упражнение «Большие – маленькие следы, шаги» (мышки, зайцы, лисы, медведи…).
Этюд «Страх мышат».
Строительство норок для мышат.
Работа с песком и мелкими игрушками «Заборчики для зверят».
Этап вербализации «Сказка о том, как мышки испугались».
Ритуал окончания занятия – рефлексия.

Занятие 7
«Злой волшебник»
Формировать знания у детей об эмоции злости. Способствовать коррекции негативных проявлений (агрессии, злости) развивать гуманные чувства. Стимулировать желание и интерес работать с песком, развивать творческое воображение, мелкую моторику пальцев рук.
Ритуал начала занятия, вербальные и невербальные способы приветствия.
Упражнение «Краски моего настроения».
Сказка «Проделки злого волшебника» ( о разрушенной стране).
Упражнение «Песочные часы» (изготовленные из пластиковых бутылок).
Задание «Найди сказочных героев» (ищут фигурки в песке).
Упражнение «Найди пару сказочному герою» (по аналогии).
Работа с песком «Восстановим сказочную страну».
Этап вербализации «Сказка о том, как злой волшебник засыпал песком волшебную страну».
Ритуал окончания занятия – рефлексия.

Занятие 8
«Волшебник по имени Интерес»
Формировать у детей знание об эмоции интерес. Снижение психоэмоционального напряжения, создание положительного эмоционального фона, развитие коммуникативных навыков, творческого воображения, познавательного интереса.
Ритуал начала занятия, вербальные и невербальные способы приветствия.
Упражнение «Краски моего настроения».
Жил – был волшебник по имени Интерес, которому было интересно все вокруг. Любил он играть в разные игры.
Упражнение «Волны на песке»
Упражнение «Кораблик по волнам»
Упражнение «Водопад».
Упражнение «Море волнуется» ( с использованием воды и соломинки).
Индивидуальная работа «Сказочный друг» (дети засыпают на бумаге силуэт волшебника Интерес).
Этап вербализации «Сказка о волшебнике по имени Интерес».
Ритуал окончания занятия – рефлексия.

Занятие 9
«Песчаная буря»
Формирование знаний у детей об эмоциях злости, грусти, стыда. Способствовать снижению негативных проявлений, учить выражать свои эмоции в безобидной форме. Закреплять знания о сенсорных эталонах. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Ритуал начала занятия, вербальные и невербальные способы приветствия.
Упражнение «Краски моего настроения».
Сказка «Жил – был в домике волшебный песчаный человечек».
Рисунки на песке по сказке.
Упражнение «Проказы песчаной бури» (разрушение нарисованного).
Упражнение «Отыскивание жемчужин».
Подвижная игра «Буря затихай».
Работа с песочными формами «Рассели жителей в своих домах».
Этап вербализации «Почему песочной буре стало стыдно?».
Ритуал окончания занятия – рефлексия.
Занятие 10
«Нарисованная сказка»
Создавать условия для положительного эмоционального фона, атмосферы доверия, развивать коммуникативные навыки, творческое воображение. Упражнять детей в умении отражать в речи свои чувства и эмоции. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Ритуал начала занятия, вербальные и невербальные способы приветствия.
Упражнение «Краски моего настроения».
Упражнение «Игры волшебника» (по желанию детей).
Коллективная работа «Полянка для сказочных друзей».
Этап вербализации «Нарисованная сказка» (метод преобразования).
Ритуал окончания занятия, рассказ о своих чувствах, ощущениях.
План индивидуальных занятий
№ Цель занятия Содержание деятельности
1 Снятие напряжения, развитие восприятия.
«Знакомство с песком»
2 Развитие тактильных ощущений, увеличение словарного запаса в ходе обобщения чувственного опыта. «Мой песочный мир».
3 Развитие самосознания, снижение уровня тревожности, агрессивности, эмоциональной саморегуляции, игровой деятельности. «Моя сказка»
4 Развитие умения пользоваться ресурсными состояниями; снятие напряжения. Умение распознавать эмоциональное состояние (свое и других), повышение самооценки.
Развитие навыков саморегуляции. «Страна наших чувств»
5 Развитие мышления, сообразительности Игра «Наоборот».
6 Развитие внимания, зрительной памяти. «Что изменилось?»
7 Развитие произвольности. «Меняем местами»
8 Развитие воображения, мышления. «Я создаю мир».
9 Развитие воображения, мышления. Эмоциональная разрядка. «Однажды…»
10 Развитие восприятия длительности временного интервала «Минута»
11 Развитие представления о частях суток, внимания. «Кто самый ранний?»

12, 13,
14,
15. Развитие пространственно- временного представления,
воображения. «Времена года».
16 Развитие произвольности, умения соблюдать правила. «Выйди из лабиринта»
17 Рефлексивная часть «Мой песочный мир»
ИТОГО: 17
Содержание
Занятие 1.
Знакомство с песочницей:
Проговаривание ощущений, возникающих в ходе манипуляций с песком. Создание композиции из песка. Обсуждение.
Занятие 2.
Развитие тактильных ощущений, увеличение словарного запаса в ходе обобщения чувственного опыта.
«Мой песочный мир». Ребенок сам создает картину из песка и воды, при этом с помощью наводящих вопросов проговаривает свои ощущения.
Занятие 3.
Развитие самосознания, снижение уровня тревожности, агрессивности, эмоциональной саморегуляции, игровой деятельности.
«Моя сказка». Педагог просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок описывает и сравнивает свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т.д. Учить детей с помощью пальчиков изображать на песке различное настроение.
Занятие 4
Развитие умения пользоваться ресурсными состояниями; снятие напряжения, установление психологического комфорта, положительного эмоционального состояния.
Развитие навыков саморегуляции.
«Страна наших чувств» Взрослый предлагает ребенку на мокрой и ровной поверхности песка нарисовать свой страх. Затем поливать рисунок до тех пор, пока нарисованное не исчезнет (не "смоется") и вновь - чистая, ровная поверхность, страх исчез. На том месте, где был нарисован страх, ребенок создает "веселую картинку" из материала и фигурок, которые выбрал.
Взрослый просит ребенка вылепить из песка своего обидчика, а затем разрушить фигурку и залить водой. Затем взять выбранную фигурку обидчика и закопать в песок (но мы закапываем не обидчика, а свой гнев и озлобленность на него). Все - негативных эмоций и переживаний нет, а значит "обидчик" больше не обидит. В конце работы ребенок выравнивает поверхность песочницы.
Занятие 5
Ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, моторики.
«Во саду ли, в огороде» По взмаху волшебной палочки одна песочница превращается во фруктовый сад, другая — в огород. Ребенку предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет. Взрослый просит ребенка описать овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу.
Занятие 6
Развитие внимания, зрительной памяти.
«Что изменилось?» В песочнице выкладываются фигурки в определенном порядке. Дается время на запоминание фигурок. Ребенок выходит из кабинета или отворачивается, меняется расположение сначала одной фигурки, если у ребенка не вызывает сложности обнаружить изменения, меняется расположение большего числа фигурок. В конце занятия дается задание вспомнить, как располагались фигурки в самом начале.
Занятие 7
Развитие произвольности. «Меняем местами» Дается задание внимательно посмотреть на фигурки, выложенные в ряд. Потом инструкция: «Поменяй местами носорога и лису, убери собаку, а на ее место поставь обезьяну». Так можно играть, постепенно усложняя правила. Потом психолог меняется местами с ребенком, и выполняет его инструкции. В конце занятия обсуждается, в какой роли было интереснее находиться.
Занятие 8
Развитие воображения, мышления. «Я создаю мир». На этом занятии без помощи взрослого ребенок сам создает мир в песке, населяет его героями, рассказывает об их жизни, о характерах.
Занятие 9
Развитие воображения, мышления. Эмоциональная разрядка.
«Однажды…» Инструкция: «В созданном на прошлом занятии мире (картина не разбирается) что-то произошло». Начинается работа со слов «однажды…». Дальше ребенок сам придумывает выход из ситуации, им же придуманной. При необходимости можно задавать наводящие вопросы, предлагать вводить персонажи. В ходе обсуждения обязательно выясняется, какие качества характера были необходимы героям, чтобы выйти из положения.
Занятие 10
Развитие восприятия длительности временного интервала
«Минута» Ребенку показываются песочные часы или часы с секундной стрелкой. После того как он проследит за движением и определит, что такое минута, попросить его отвернуться и просидеть минуту. Когда, по его мнению, пройдет минута, он должен об этом сообщить. Далее предлагается за минуту проделать задания, например:
-вырезать из бумаги полосу,
- соорудить в песке горку,
- принести со стола фигурку и расположить в песочнице и т.д.
Упражнение можно повторять и на последующих занятиях, чтобы сформировать и закрепить восприятие длительности временного интервала.
Занятие 11
Развитие представления о частях суток, внимания
«Кто самый ранний?» Дается задание подобрать фигурки и расположить их в песочнице по принципу, «кто раньше всех встает». Утро может символизировать петух или корова, день- собака, вечер-кошка, ночь- сова или другие. По ходу деятельности ведется обсуждение:
- как расположено солнце в разное время суток?
- какие еще признаки времени суток мы знаем?
- какая история случилась с нашими персонажами?
- что произойдет, если перепутать время суток?
Занятие 12,13,14,15
Развитие пространственно- временного представления, воображения.
«Времена года». На каждом из занятий дается задание создать в песке картину одного из времен года. Например, «зима». Для создания картины можно использовать различные материалы. В ходе работы обсуждаются вопросы, касающиеся представления об этом времени года, например:
- какие основные признаки зимы?
- какие месяцы зимние?
-в каких странах зимой особенно холодно, в каких тепло?
- всегда ли зимой идет снег?
- какая история могла произойти у нас в песочнице в это время года? И т. д.
Занятие 16
Развитие произвольности, умения соблюдать правила
«Выйди из лабиринта» На песке чертится лабиринт, в центре кладется фигурка. Задача заключается в том, чтобы как можно быстрее вывести фигурку из лабиринта, соблюдая при этом правила:
не отрывать фигурку от песка
сразу начинать движение, не пытаясь заранее просмотреть путь следования.
не разрушать стенки лабиринта,
не поворачивать назад.
Время выхода- 1 минута, для тренировки можно придумывать каждый раз более сложные варианты.
Ребенок может сам придумать лабиринт.
Дополнить занятие можно упражнением «минутка».
Занятие 17
Рефлексивная часть
«Мой песочный мир» Задание состоит в том, что ребенку предлагается вспомнить, чем мы занимались на занятиях, рассказать о том, что ему понравилось, что было сложно, и затем перенести свои впечатления на песочную картину, создав свой песочный мир, из любых фигурок, лабиринтов, времен года, или чего-то еще.
Список литературы
1.        Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.
2.        Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб.: Речь, 2005.
3.        Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Волшебная страна внутри нас // Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. М.: Речь, 2005.
4.        Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии». _ СПб.: Речь, 2006.
5. 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе.-М.: ООО «Издательство Астрель»,2004.-126с.