Воспитательный час «Загадочный мир русских народных сказок»
Воспитательный час для 5 класса.
«Загадочный мир русских народных сказок»
Цель: вызвать интерес к русским народным сказкам.
Задачи:
приобщать детей к народному творчеству;
формировать у учащихся доброе взаимоотношение;
способствовать развитию мышления и познавательной активности, творческих способностей, формированию классного коллектива;
развивать воображение, сообразительность, мышление, речь учащихся.
Ход классного часа
Объявление темы классного часа
Все сумели мы собраться, за работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать, можем мы урок начать.
Сегодня у нас не совсем обычный воспитательный час. Мы совершим путешествие, а куда, узнаете, разгадав загадку:
Что наш маленький народ в мир волшебный унесет,
Полный смеха, света, краски! А зовется чудо – сказка!
- Итак, мы отправляемся в сказку.
В путешествие пойдем, в страну сказок попадём,
Слушай, думай, наблюдай, сказку в душу пропускай.
I. Слово учителя.
Давным – давно, когда не было реактивных самолетов и вертолетов, водолазных костюмов и подводных лодок, не было телевизоров и даже электрических кастрюль и чайников, люди мечтали о том, чтобы человек мог подниматься в воздух и опускаться на дно морское, чтобы вода сама домой пришла, а горшок без огня кашу варил. И об этом люди сочиняли сказки.
Сказки – древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности.
- А почему сказки называют народными? (Ответ детей)
- Верно, народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение. Рассказывали сказки сказатели – гусляры. Затем их стали записывать в свитки, старинные книги. Потом ребята появились грам пластинки. После появления телевидения сказки стали показывать по телевизору. Существовала такая передача ,которая так и называлась в гостях у сказки. Затем уже сказки записывались на видеокассеты, а теперь на компакт диски. Мы можем включить компьютер и посмотреть любую сказку через Интернет.
Шло время Сказки стали былью, и чудеса превратились в умные машины, в помощников людей. И никого не удивляет теперь, что вода сама приходит домой, что в аэросани не надо впрягать лошадь, что один человек при помощи динамита может целую гору своротить, что телевизор передает изображение на далекое расстояние. Все эти чудеса стали для нас обычными. Наша действительность великими достижениями науки и техники осуществила давние мечты людей.
Нет, волшебные русские сказки не лгали
Про Кощееву смерть, про ковёр-самолёт;
Нет, не праздные люди те сказки слагали,
А провидцы, в чьих вымыслах правда живёт,
Разве сказки не справились те в самом деле,
Что светили когда-то, как звёзды в ночи?
Мы кощеево царство разрушить сумели,
Мы от тайн вековых отыскали ключи.
Н.Рыленков
II. Анализ сказок: волшебное чудо и его реальное воплощение.
- Вы, ребята, читали и знаете русские народные сказки, знакомы и с новейшими достижениями нашей науки и техники. Попробуйте их сопоставить.
- Посмотрите на сказочные чудеса и назовите сказку:
Конек – Горбунок.
Ковер – самолет.
Золотой Петушок.
Сани – самокаты.
Чудо – зеркальце.
Перо Жар – птицы.
Клубок ниток, указывающий путь.
Садко с гуслями на дне морском.
- Молодцы, сказки вы знаете. А теперь посмотрите на изобретения, машины и приборы.
Телевизор.
Радиолокатор.
Аэросани.
Космическая ракета.
Воздушный лайнер (самолет).
Прожектор.
Водолаз в скафандре.
Компас.
- Попробуйте против сказочного чуда поставить соответствующее ему изобретение. Объясните.
- Подумайте, в каких еще сказках есть чудо и какому изобретению оно соответствует.
1. Назовите сказки, в которых есть цифры в названии («Три поросенка», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Три медведя»).
II. слово учителя
- Ребята, а вы любите сказки? (Ответ детей)
- И я люблю. Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с детства. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости.
Сказки любят и дети, и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты.
Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы или бабушки, а потом пошли в школу и сами научились их читать. Читая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир.
В сказках совершаются самые невероятные чудеса.
III. Мини – викторина «Узнай сказку по иллюстрации»
Я приготовила вам следующее испытание – игру «Из какой мы сказки?». Сейчас вы увидите на экране небольшие фрагменты из сказок, которые любят многие дети. Думаю, вы их тоже любите и без труда узнаете героев и определите, из какой они сказки.
(На экране фрагменты из сказок:
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,
«Маша и медведь»,
«Морозко»,
«Каша из топора»,
«Три медведя»,
«Гуси-лебеди»)
(Ответы детей)
Молодцы, ваши дружные ответы показали, что сказки вы любите и знаете. Мы отправляемся дальше.
(Звучит музыка)
IV. Сказочная викторина
1. На чем передвигаются сказочные герои в русских народных сказках? (Гуси – лебеди, ступа, сапоги – скороходы, печка, ковер – самолет, серый волк и т.д.)
2. Кого в русских народных сказках называют кумушкой? (Лису)
3. В какой сказке герой не послушался своей сестры и превратился в животное? Какое? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», Иванушка превратился в козленка)
4. Какая сказочная героиня является владелицей первого летательного аппарата? (Баба Яга)
5. В какой русской народной сказке есть слова: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?» («Морозко»)
6. Кто в русской народной сказке ловил рыбу хвостом?(Волк)
- Ой, какие вы молодцы! И мы отправляемся дальше.
(Звучит музыка)
для вас интересное задание.
V. Сложить разрезанную картинку
VI. Игра «Узнай сказку»
Послушайте внимательно загадку и отгадайте, о какой сказке говориться.
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три медведя)
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
(Емеля)
Тянут дедка, бабка, внучка,
Тянет маленькая Жучка,
Кошка с мышкой тянут крепок...
Догадался? Это...
(Репка).
Где и когда приключилось такое?
Мышка разбила яйцо золотое.
Дед горевал
И печалилась баба
Только кудахтала
(курочка Ряба).
Не послушал брат сестренку,
Превратился он в козленка.
Во всём ведьма виновата.
Звали как сестру и брата?
(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка).
Он от дедушки ушел,
Он от бабушки ушел,
Круглый сам, румяный бок,
А зовется
(Колобок).
Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов.
(«Теремок»).
На печи лежит Емеля,
Долго мучился бездельем.
А потом пошло везенье,
Всё ... (по щучьему веленью)
Физминутка
Быстро встали, тихо сели,
Головами повертели,
Сладко-сладко потянулись
И друг другу улыбнулись,
Открываем сказочный замок,
Продолжаем наш урок.
VII. В названиях следующих сказок есть ошибки. Найди их.
«Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».
«Даша и медведь» – «Маша и медведь».
«Волк и семеро ягнят» – «Волк и семеро козлят».
«Петушок и гороховое зёрнышко» – «Петушок и бобовое зёрнышко».
«Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».
«Лисичка с кастрюлькой» – «Лисичка со скалочкой.
«По рыбьему велению» – «По щучьему велению».
«У страха глаза огромны» – «У страха глаза велики».
«Заюшкин домик» – «Заюшкина избушка».
VIII. Раскрась сказку
IX. Подведение итогов воспитательного часа
- Зачем нужно читать сказки?
- Чему учат сказки?
- Что общего во всех сказках? (Они учат добру, которое всегда побеждает)
Ребята!
Чтобы сказки не обидеть –
Надо их почаще видеть.
Их читать и рисовать,
Их любить и в них играть!
Сказки всех отучат злиться,
А научат веселиться,
Быть добрее и скромнее,
Терпеливее, мудрее,
Пети, Саши, Тани,
Леши, Кати, Вани.
И другие ребятишки,
Кто читать умеет книжки,
Сказки чаще “проверяйте”,
Ежедневно их читайте.
Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых.
Прощаясь с вами, хочу сказать, что вы замечательные и очень талантливые ребята.
Игра «Узнай сказку»
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три медведя)
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
(Емеля)
Тянут дедка, бабка, внучка,
Тянет маленькая Жучка,
Кошка с мышкой тянут крепок...
Догадался? Это...
(Репка).
Где и когда приключилось такое?
Мышка разбила яйцо золотое.
Дед горевал
И печалилась баба
Только кудахтала
(курочка Ряба).
Не послушал брат сестренку,
Превратился он в козленка.
Во всём ведьма виновата.
Звали как сестру и брата?
(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка).
Он от дедушки ушел,
Он от бабушки ушел,
Круглый сам, румяный бок,
А зовется
(Колобок).
Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов.
(«Теремок»).
На печи лежит Емеля,
Долго мучился бездельем.
А потом пошло везенье,
Всё ... (по щучьему веленью)
1)Конкурс «Узнай сказку»
- Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Всё ж попался
(колобок) картинка (слайд №1)
- Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам того не ведая,
Несет её домой.
Но отгадав загадку,
Тогда скорей ответь.
Название этой сказки
(Маша и медведь) картинка (слайд №2)
- Кто-то за кого-то
Ухватился цепко:
Ох, никак не вытянуть!
Ох, засела крепко.
Но еще помощники скоро прибегут
Победит упрямицу дружный общий труд!
Кто засел так крепко?
Может, это
(репка) картинка
- Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте, без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три медведя) картинка
- В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные.
Печенька, спаси меня.
Реченька, спаси меня.
(Гуси-лебеди) картинка
- Из копытца, из копытца, ну-ка кто хотел напиться.
Он напиться-то напился,
Но в кого он превратился.
Над рекой в кустах зеленых
Отчего кричит козленок?
(Сестрица Аленушка и братец Иванушка) картинка
- В чистом поле, где нет дорог,
Стоит не низок, не высок.
Всех приглашает за порог
Этот домик
(теремок) картинка
- Сами, сами едут сани.
Вымолвил словечко –
Покатилась печка.
Прямо из деревни
К царю да царевне.
И за что не знаю
Повезло лентяю.
(По щучьему велению) картинка
- Ах ты, Петя-простота, сплоховал немножко.
Не послушал ты кота, выглянул в окошко.
(Кот, петух и лиса) картинка
- Колотил, колотил по тарелке носом.
Ничего не проглотил и остался с носом.
(Лиса и журавль) картинка
В названиях следующих сказок есть ошибки. Найди их. Напиши правильное название.
«Петушок Ряба» –
«Даша и медведь» –
«Волк и семеро ягнят» –
В названиях следующих сказок есть ошибки. Найди их. Напиши правильное название.
«Петушок и гороховое зёрнышко» –
«Утки-лебеди» –
«Лисичка с кастрюлькой» –
В названиях следующих сказок есть ошибки. Найди их. Напиши правильное название.
«По рыбьему велению» –
«У страха глаза огромны» –
«Заюшкин домик» –
15