Портфолио по месячнику патриотической работы «Великая Россия. Великая история»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Купянская ООШ»
Богучарского района
Воронежской области


Портфолио
по месячнику патриотической работы
«Великая Россия. Великая история»






Работу выполнил:
Сокур Е.Н.
ст. вожатая
тел. 9507679311

Введение
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. Патриотическое воспитание, прежде всего это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина патриота Родины. Образовательные учреждения должны решать проблемы, связанные с повышением уровня физического и нравственного здоровья подрастающего поколения, воспитанием морально-нравственных ориентиров, базовых ценностей, таких, как Родина, патриотизм, семья. У современных школьников растет уровень самостоятельности, ответственности за свою судьбу; проявляется мобильность и адаптивность к жизненным переменам; они готовы участвовать в общественно-полезном труде, реализовывать активную жизненную позицию.







Основные этапы работы
Исходя из необходимости формирования у подрастающего поколения высокой гражданственности, патриотизма, чувства ответственности за судьбу Отечества, готовности и способности отстаивать его интересы в любой сфере жизни общества, одной из важнейших составляющих учебной и воспитательной работы  школы мы видим воспитание учащихся на героических страницах истории нашей страны, примерах жизни и судеб россиян разных поколений и времен. Наша школа выдвигает на первый план задачу по формированию у подрастающего поколения высокой гражданственности, патриотизма, чувства ответственности за судьбу Отечества, готовности и способности отстаивать его интересы в любой сфере жизни общества. Патриотическое воспитание мы рассматриваем как плановое, системное, одно из приоритетных направлений в деятельности школы. В школе разработана и успешно реализуется с 2015 года  программа деятельности по патриотическому воспитанию школьников «Во славу Отечества».
Быть патриотом без знания своего Отечества невозможно. Поэтому в программе  заложена идея гуманизации обучения и воспитания, возрождения духовных традиций России, более глубокого изучения российской истории и культуры в контексте мировой истории, познания истории родного края, более целостного, интегрированного восприятия различных областей знаний, приобщения учащихся к социально-значимой и  к исследовательской краеведческой деятельности. Целью программы «Во славу Отечества» является: · воспитание у школьников чувства патриотизма, гражданского долга, защиты общественных интересов; · любви к малой Родине; · уважения к правам и свободам человека; · духовности и чувства сопричастности к истории России. Школа осуществляет тесное взаимодействие с заинтересованными организациями по военно-патриотическому воспитанию: · отделом по делам молодежи; · районным управлением образования; · районным домом детского творчества; · администрацией сельского поселения; · домом культуры; · советом ветеранов; · сельской библиотекой; · организациями и предпринимателями села. Система патриотического воспитания нашей школы охватывает все уровни воспитательной деятельности: семью, учебные занятия, внеклассную работу, взаимодействие с органами местного самоуправления, общественными организациями и предприятиями села и района. Она предполагает организацию мероприятий патриотической направленности на общешкольном уровне, в классных коллективах, проведение индивидуально-воспитательной работы с отдельно взятой личностью.     Одно из ведущих мест в системе патриотического воспитания занимает семья. Прежде всего в семье идет процесс воспитания личности, формирования и развития гражданских, патриотических чувств. Поэтому особое внимание в школе уделяется работе с родителями учащихся. Вопросы патриотического воспитания в школе обсуждались на Управляющем совете школы, общешкольных родительских собраниях. Проанализированы следующие аспекты: · взаимодействие семьи и школы по вопросам патриотического воспитания; · организация социально-значимой деятельности школьников; · воспитание активной гражданской позиции школьников. В рамках подготовки к Дню народного единства на общешкольном собрании было сделано сообщение старшей вожатой о гражданско-патриотическом воспитании в МКОУ «Купянская ООШ» Затем было проведено анкетирование родителей по вопросам гражданско-патриотического воспитания в семье и школе, в котором приняло участие 52 человека. Результаты анкетирования: 1) Как Вы считаете, достаточное ли внимание уделяется в нашей стране в последние годы гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи? не нужно 12% нужно 78% 2) Как Вы считаете, в нашей школе воспитывается или не воспитывается патриотизм? воспитывается 89% не воспитывается 5% 3) Как Вы считаете, сегодня средства массовой информации воспитывают или не воспитывают патриотизм? 4) Как Вы считаете, в Вашей семье идет воспитание в должной мере патриотизма? В процентном отношении ответы родителей на вопрос: «Что для Вас «патриотическое воспитание», как Вы понимаете это выражение?» выглядят таким образом: Среди ответов родителей на открытый вопрос: «Что для Вас «патриотическое воспитание»?»  были такие фразы: "любовь к своей стране, в которой живет"; "прививать любовь к Родине, Отечеству"; "воспитывать уважительное отношение к стране»; "верность Отечеству, Родине"; "воспитание чувства долга перед Родиной"; "уважение молодежи к старшим"; "чтобы было культурное воспитание"; "знать основные положения Конституции, историю страны"; "занимать молодежь полезными делами"; "приучать детей к общественной жизни";"защищать свою Родину, служить в армии"; "Бережное отношение ко всему в России";  "патриотизм – что-то делать для Родины "; "Быть патриотом страны". Мы сделали вывод, что родители достаточно точно представляют, что такое гражданско-патриотическое воспитание, большинство из них уделяют ему должное внимание, высоко оценивают роль школы в воспитании патриотических качеств детей.  В связи с празднованием 71 годовщины Победы в Великой Отечественной войне с особой остротой выдвигаются задачи по формированию у подрастающего поколения высокой гражданственности, патриотизма. В системе патриотического воспитания в школе важнейшей составляющей является массовая работа гражданско-патриотической направленности. В рамках реализации программы «Во славу Отечества» в 2016 году проводились месячники оборонно-массовой и оздоровительной работы, спортивно-патриотические игры, неделя правовых знаний, беседы на классных часах, конкурсы творческих работ, акции и КТД, общественно-полезная социальная деятельность, тимуровская работа, совместные мероприятия к Дню Победы, другим государственным праздникам; оформлялись стенды, уголок Славы, тематические выставки и т.д..      Традицией школы является проведение уроков мужества с приглашением ветеранов войн и тружеников тыла ( 3 за год), бесед по соответствующей тематике ( 24 за год). В 2016 году по традиции каждый класс подготовил Урок славы с приглашением знаменитых людей нашего села. Проводится работа по подборке материалов областных и районных газет о нашем селе, районе, знаменитых людях нашего края. На уроках истории, обществознания, литературы, ИЗО, ОБЖ, других предметов делается особый упор на изучение достижений и творчества выдающихся земляков и героев Русской истории и культуры. Погибшему герою чеченской войны нашему земляку Певневу Евгению по традиции посвящают Урок славы учащиеся 9 класса. За его могилой ведется регулярный уход  выпускниками. Святой обязанностью считают школьники нашей школы и уход за памятником воинам, погибшим в годы войны. Ежегодно в канун Дня Победы в школе проводятся общешкольные мероприятия: вечера памяти, литературно-музыкальные композиции. Первого сентября, 9 мая,  в день последнего звонка и на выпускном вечере традиционно организуется шествие и возложение цветов к памятнику. В школьном музее собрано большое количество разнообразных исследовательских работ, компьютерных презентаций, таких как «История села Купянка», «История детской организации» «Церковь села Купянка», «Русская изба», «Мои земляки», «Из истории Купянской школы».  В настоящий момент идет накопление материалов по отдельным аспектам истории села Купянка, о знаменитых людях и героях-земляках, о воинах вооруженных сил России, участниках боевых действий. Материалы обобщаются и становятся достоянием школьного музея. В школьной библиотеке  систематически оформляются тематические выставки-обзоры  материалов патриотической и краеведческой направленности. Школа проводит активную работу по организации выездов школьников в музеи, к памятным местам, имеющим историческое и художественное значение в масштабах района. За 2016 год организовано 7 поездок в музеи района.  С удовольствием участвуют школьники в военно-спортивных конкурсах. В октябре 2016 года учащиеся школы участвовали в районном конкурсе патриотической песни «Вперед, Россия!», где заняли первое место. Традиционным спортивным мероприятием является розыгрыш кубка Капустина по волейболу. Вечер встречи выпускников также стал традиционным сплачивающим школьное сообщество делом. В рамках операции «Забота» регулярно оказывается помощь ветеранам войны и труда, инвалидам.
К Дню Конституции подготовлена выставка  плакатов и слоганов «Будущее моей страны, моего села – мое будущее», проведены Уроки Конституции, беседы «Овеянные славою герб наш и флаг»
Оценивая эффективность реализации Программы «Во славу Отечества», мы считаем, что в школе создана целостная система патриотического воспитания, позволяющая формировать у подрастающего поколения высокую общую культуру, патриотические чувства и сознание на основе исторических ценностей России, Воронежской области и малой родины. Основным критерием результативности является уровень патриотизма как одна из основных характеристик отдельной личности, проявляющийся в мировоззрении, установках и ценностях, общественно значимом поведении и деятельности. Уровень патриотизма является одной из составляющей уровня воспитанности школьников, который мы определяем два раза в год в 5-9 классах. Считаем, что выше среднего и  высокий уровень этого показателя у 87 % учащихся говорит о положительных результатах гражданско-патриотической работы в школе. У школьников воспитывается любовь к Родине и ответственное понимание своего гражданского долга и конституционных обязанностей. Создаются благоприятные условия для нравственного, интеллектуального и физического формирования личности ребенка. Социальный эффект построенного в школе системного гражданско-патриотического воспитания состоит в том, что оно позволяет в условиях демократизации общества участникам образовательного процесса осмыслить такие понятия, как национальная гордость, патриотизм, историческая память, и придаст им особое значение в будущем в развитии обновленного российского общества. Внеклассное мероприятие для 5-9 классов: общешкольная музыкально-литературная композиция «98 лет ВЛКСМ» проведена совместно с сельским ДК. Ребятам рассказали историю комсомола, как принимали в комсомол.
В 5 классе был проведён устный журнал «Россия – Родина моя». В ходе мероприятия у ребят развивается чувство гражданственности и патриотизма, формируется ценностное отношение к Родине.
Под руководством классного руководителя в 5 классе проведена беседа «Налоговая грамотность». Дети познакомились с экономическими понятиями как «налоги», и «налогообложение». Узнали как платили налоги раньше и в настоящее время.
Классный час «Быть патриотом Отечества!» классный руководитель 8 класса Мартынов О.И. Классный час «Александр Невский – герой России» классный руководитель 3 класса Сокур Е.Н.; В 9 классе проведена беседа «Есть люди, которым помогать, есть Отечество, которому служить!» классный руководитель Певнева В.И. Цель всех россиян, для которых любовь к Родине  не пустой звук -  достойно прожить собственную жизнь  и оставить в наследство детям и внукам могучее, единое, многонациональное государство, с многовековыми традициями культуры и искусства, обеспечивающее своим гражданам уверенность в сегодняшнем и завтрашнем дне. 






















Вывод Оценка результативности патриотического воспитания осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которая включает целенаправленность воспитательного процесса и его системный характер; широту охвата патриотической деятельностью. Основным критерием результативности является уровень патриотизма как одна из основных характеристик отдельной личности и граждан Российской Федерации в целом, проявляющийся в мировоззрении, установках и ценностях, общественно значимом поведении и деятельности. Уровень патриотизма является одной из составляющей уровня воспитанности школьников, который мы определяем два раза в год в 5-9 классах. Считаем, что средний и  высокий уровень этого показателя у 78 % учащихся говорит о положительных результатах патриотической работы в школе. Таким образом, мы считаем, что в школе создаются условия для формирования у школьников чувства патриотизма, гражданского долга, общественных интересов, любви к малой Родине и Отечеству.


15