Портфолио по месячнику патриотической работы «Великая Россия. Великая история»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Купянская ООШ»
Богучарского района
Воронежской области
Портфолио
по месячнику патриотической работы
«Великая Россия. Великая история»
Работу выполнил:
Сокур Е.Н.
ст. вожатая
тел. 9507679311
Введение
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. Патриотическое воспитание, прежде всего это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина патриота Родины. Образовательные учреждения должны решать проблемы, связанные с повышением уровня физического и нравственного здоровья подрастающего поколения, воспитанием морально-нравственных ориентиров, базовых ценностей, таких, как Родина, патриотизм, семья. У современных школьников растет уровень самостоятельности, ответственности за свою судьбу; проявляется мобильность и адаптивность к жизненным переменам; они готовы участвовать в общественно-полезном труде, реализовывать активную жизненную позицию.
Основные этапы работы
Исходя из необходимости формирования у подрастающего поколения высокой гражданственности, патриотизма, чувства ответственности за судьбу Отечества, готовности и способности отстаивать его интересы в любой сфере жизни общества, одной из важнейших составляющих учебной и воспитательной работы школы мы видим воспитание учащихся на героических страницах истории нашей страны, примерах жизни и судеб россиян разных поколений и времен. Наша школа выдвигает на первый план задачу по формированию у подрастающего поколения высокой гражданственности, патриотизма, чувства ответственности за судьбу Отечества, готовности и способности отстаивать его интересы в любой сфере жизни общества.Патриотическое воспитание мы рассматриваем как плановое, системное, одно из приоритетных направлений в деятельности школы. В школе разработана и успешно реализуется с 2015 года программа деятельности по патриотическому воспитанию школьников «Во славу Отечества».
Быть патриотом без знания своего Отечества невозможно. Поэтому в программе заложена идея гуманизации обучения и воспитания, возрождения духовных традиций России, более глубокого изучения российской истории и культуры в контексте мировой истории, познания истории родного края, более целостного, интегрированного восприятия различных областей знаний, приобщения учащихся к социально-значимой и к исследовательской краеведческой деятельности.Целью программы «Во славу Отечества» является:· воспитание у школьников чувства патриотизма, гражданского долга, защиты общественных интересов;· любви к малой Родине;· уважения к правам и свободам человека;· духовности и чувства сопричастности к истории России. Школа осуществляет тесное взаимодействие с заинтересованными организациями по военно-патриотическому воспитанию:· отделом по делам молодежи;· районным управлением образования;· районным домом детского творчества;· администрацией сельского поселения;· домом культуры;· советом ветеранов;· сельской библиотекой;· организациями и предпринимателями села. Система патриотического воспитания нашей школы охватывает все уровни воспитательной деятельности: семью, учебные занятия, внеклассную работу, взаимодействие с органами местного самоуправления, общественными организациями и предприятиями села и района. Она предполагает организацию мероприятий патриотической направленности на общешкольном уровне, в классных коллективах, проведение индивидуально-воспитательной работы с отдельно взятой личностью. Одно из ведущих мест в системе патриотического воспитания занимает семья. Прежде всего в семье идет процесс воспитания личности, формирования и развития гражданских, патриотических чувств. Поэтому особое внимание в школе уделяется работе с родителями учащихся. Вопросы патриотического воспитания в школе обсуждались на Управляющем совете школы, общешкольных родительских собраниях. Проанализированы следующие аспекты:· взаимодействие семьи и школы по вопросам патриотического воспитания;· организация социально-значимой деятельности школьников;· воспитание активной гражданской позиции школьников. В рамках подготовки к Дню народного единства на общешкольном собрании было сделано сообщение старшей вожатой о гражданско-патриотическом воспитании в МКОУ «Купянская ООШ» Затем было проведено анкетирование родителей по вопросам гражданско-патриотического воспитания в семье и школе, в котором приняло участие 52 человека. Результаты анкетирования: 1) Как Вы считаете, достаточное ли внимание уделяется в нашей стране в последние годы гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи?не нужно12%нужно78% 2) Как Вы считаете, в нашей школе воспитывается или не воспитывается патриотизм?воспитывается89%не воспитывается5% 3) Как Вы считаете, сегодня средства массовой информации воспитывают или не воспитывают патриотизм? 4) Как Вы считаете, в Вашей семье идет воспитание в должной мере патриотизма? В процентном отношении ответы родителей на вопрос: «Что для Вас «патриотическое воспитание», как Вы понимаете это выражение?» выглядят таким образом: Среди ответов родителей на открытый вопрос: «Что для Вас «патриотическое воспитание»?» были такие фразы:"любовь к своей стране, в которой живет"; "прививать любовь к Родине, Отечеству"; "воспитывать уважительное отношение к стране»; "верность Отечеству, Родине"; "воспитание чувства долга перед Родиной"; "уважение молодежи к старшим"; "чтобы было культурное воспитание"; "знать основные положения Конституции, историю страны"; "занимать молодежь полезными делами"; "приучать детей к общественной жизни";"защищать свою Родину, служить в армии"; "Бережное отношение ко всему в России"; "патриотизм – что-то делать для Родины "; "Быть патриотом страны". Мы сделали вывод, что родители достаточно точно представляют, что такое гражданско-патриотическое воспитание, большинство из них уделяют ему должное внимание, высоко оценивают роль школы в воспитании патриотических качеств детей. В связи с празднованием 71 годовщины Победы в Великой Отечественной войне с особой остротой выдвигаются задачи по формированию у подрастающего поколения высокой гражданственности, патриотизма. В системе патриотического воспитания в школе важнейшей составляющей является массовая работа гражданско-патриотической направленности. В рамках реализации программы «Во славу Отечества» в 2016 году проводились месячники оборонно-массовой и оздоровительной работы, спортивно-патриотические игры, неделя правовых знаний, беседы на классных часах, конкурсы творческих работ, акции и КТД, общественно-полезная социальная деятельность, тимуровская работа, совместные мероприятия к Дню Победы, другим государственным праздникам; оформлялись стенды, уголок Славы, тематические выставки и т.д.. Традицией школы является проведение уроков мужества с приглашением ветеранов войн и тружеников тыла ( 3 за год), бесед по соответствующей тематике ( 24 за год). В 2016 году по традиции каждый класс подготовил Урок славы с приглашением знаменитых людей нашего села. Проводится работа по подборке материалов областных и районных газет о нашем селе, районе, знаменитых людях нашего края. На уроках истории, обществознания, литературы, ИЗО, ОБЖ, других предметов делается особый упор на изучение достижений и творчества выдающихся земляков и героев Русской истории и культуры.Погибшему герою чеченской войны нашему земляку Певневу Евгению по традиции посвящают Урок славы учащиеся 9 класса. За его могилой ведется регулярный уход выпускниками. Святой обязанностью считают школьники нашей школы и уход за памятником воинам, погибшим в годы войны. Ежегодно в канун Дня Победы в школе проводятся общешкольные мероприятия: вечера памяти, литературно-музыкальные композиции. Первого сентября, 9 мая, в день последнего звонка и на выпускном вечере традиционно организуется шествие и возложение цветов к памятнику.В школьном музее собрано большое количество разнообразных исследовательских работ, компьютерных презентаций, таких как «История села Купянка», «История детской организации» «Церковь села Купянка», «Русская изба», «Мои земляки», «Из истории Купянской школы». В настоящий момент идет накопление материалов по отдельным аспектам истории села Купянка, о знаменитых людях и героях-земляках, о воинах вооруженных сил России, участниках боевых действий. Материалы обобщаются и становятся достоянием школьного музея.В школьной библиотеке систематически оформляются тематические выставки-обзоры материалов патриотической и краеведческой направленности. Школа проводит активную работу по организации выездов школьников в музеи, к памятным местам, имеющим историческое и художественное значение в масштабах района. За 2016 год организовано 7 поездок в музеи района. С удовольствием участвуют школьники в военно-спортивных конкурсах. В октябре 2016 года учащиеся школы участвовали в районном конкурсе патриотической песни «Вперед, Россия!», где заняли первое место. Традиционным спортивным мероприятием является розыгрыш кубка Капустина по волейболу. Вечер встречи выпускников также стал традиционным сплачивающим школьное сообщество делом.В рамках операции «Забота» регулярно оказывается помощь ветеранам войны и труда, инвалидам.
К Дню Конституции подготовлена выставка плакатов и слоганов «Будущее моей страны, моего села – мое будущее», проведены Уроки Конституции, беседы «Овеянные славою герб наш и флаг»
Оценивая эффективность реализации Программы «Во славу Отечества», мы считаем, что в школе создана целостная система патриотического воспитания, позволяющая формировать у подрастающего поколения высокую общую культуру, патриотические чувства и сознание на основе исторических ценностей России, Воронежской области и малой родины.Основным критерием результативности является уровень патриотизма как одна из основных характеристик отдельной личности, проявляющийся в мировоззрении, установках и ценностях, общественно значимом поведении и деятельности. Уровень патриотизма является одной из составляющей уровня воспитанности школьников, который мы определяем два раза в год в 5-9 классах. Считаем, что выше среднего и высокий уровень этого показателя у 87 % учащихся говорит о положительных результатах гражданско-патриотической работы в школе. У школьников воспитывается любовь к Родине и ответственное понимание своего гражданского долга и конституционных обязанностей. Создаются благоприятные условия для нравственного, интеллектуального и физического формирования личности ребенка. Социальный эффект построенного в школе системного гражданско-патриотического воспитания состоит в том, что оно позволяет в условиях демократизации общества участникам образовательного процесса осмыслить такие понятия, как национальная гордость, патриотизм, историческая память, и придаст им особое значение в будущем в развитии обновленного российского общества.Внеклассное мероприятие для 5-9 классов: общешкольная музыкально-литературная композиция «98 лет ВЛКСМ» проведена совместно с сельским ДК. Ребятам рассказали историю комсомола, как принимали в комсомол.
В 5 классе был проведён устный журнал «Россия – Родина моя». В ходе мероприятия у ребят развивается чувство гражданственности и патриотизма, формируется ценностное отношение к Родине.
Под руководством классного руководителя в 5 классе проведена беседа «Налоговая грамотность». Дети познакомились с экономическими понятиями как «налоги», и «налогообложение». Узнали как платили налоги раньше и в настоящее время.
Классный час «Быть патриотом Отечества!» классный руководитель 8 класса Мартынов О.И. Классный час «Александр Невский – герой России» классный руководитель 3 класса Сокур Е.Н.;В 9 классе проведена беседа «Есть люди, которым помогать, есть Отечество, которому служить!» классный руководитель Певнева В.И.Цель всех россиян, для которых любовь к Родине не пустой звук - достойно прожить собственную жизнь и оставить в наследство детям и внукам могучее, единое, многонациональное государство, с многовековыми традициями культуры и искусства, обеспечивающее своим гражданам уверенность в сегодняшнем и завтрашнем дне.
ВыводОценка результативности патриотического воспитания осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которая включает целенаправленность воспитательного процесса и его системный характер; широту охвата патриотической деятельностью. Основным критерием результативности является уровень патриотизма как одна из основных характеристик отдельной личности и граждан Российской Федерации в целом, проявляющийся в мировоззрении, установках и ценностях, общественно значимом поведении и деятельности. Уровень патриотизма является одной из составляющей уровня воспитанности школьников, который мы определяем два раза в год в 5-9 классах. Считаем, что средний и высокий уровень этого показателя у 78 % учащихся говорит о положительных результатах патриотической работы в школе.Таким образом, мы считаем, что в школе создаются условия для формирования у школьников чувства патриотизма, гражданского долга, общественных интересов, любви к малой Родине и Отечеству.
15