Конспект психологического занятия «Я и мой выбор».
ЗАНЯТИЕ №1
Тема: «Я и мой выбор».
Время: 135 минут
Возраст, класс: 14-16 лет, 7-9 классы
Форма занятия: тренинг
Расположение зала: круг
Материалы: карандаши, картонные карточки 10х10, фломастеры, лист ватмана, релаксационная музыка, магнитофон, шар/мяч.
1.Упражнение «Реклама» * (М.Либманн, Д.Кемпбелл, Д.Уэллер)
цель: развитие чувства самоценности, принятие каждого таким, каков он есть, сближение друг с другом в группе.
Время: 10 минут
Техника проведения: участники группы сидят в кругу, передают друг другу шар(мяч), называя при этом своё имя, по которому он хотел бы, чтобы к нему обращались участники группы. Желательно, чтобы имена не повторялись (очень важно тщательно поработать над именем)
Инструкция: сейчас этот яркий шар полетит из рук в руки. Тот, у кого окажется шар, должен назвать своё имя. Как только круг завершится, шар полетит в другую сторону, и вы назовёте имя, по которому к вам будут обращаться участники группы в течение всего тренинга. Желательно, чтобы имена не повторялись.
* А теперь дайте рекламу себе или рекламное объявление. Подтвердите рекламу рисунком на карточке.
Анализ упражнения:
Какое чувство вызвало у вас это упражнение ?
Как вы думаете, для чего в начале тренинга мы провели это упражнение ?
Что вы хотите пожелать на предстоящий тренинг ?
2.Правила работы в группе (Н.В.Стебенёва, Н.А.Королёва)
цель: принять правила поведения в группе на протяжении всего тренинга.
Время: 10 минут
Техника проведения: на доске крепится лист ватмана, где участники вырабатывают совместные «королевские правила» в тренинговой группе
Инструкция: представь себе, что ты король или королева, а наша аудитория – твоё королевство. Ты можешь устанавливать здесь любые правила, которые кажутся тебе разумными и которые все будут соблюдать в течение всего тренинга, чтобы каждому здесь было комфортно.
Какие правила ты введёшь в своём королевстве ? Придумай и напиши список своих правил
А теперь выработаем единые общегрупповые правила поведения. Вы мне будете говорить, а я буду записывать их на ватмане.
Королевские правила.
не опаздывать (закон 00) 8. активность
не перебивать 9. работа от начала до конца.
не оценивать 10. правило поднятой руки («один в эфире»)
право помолчать(«право на нет») 11. правило «стоп»
«здесь и сейчас» 12. правило «пирога» (не говорить много)
больше контактов
конфиденциальность
В знак того, что мы принимаем Королевские правила, поаплодируем.
3. Тест «Рог изобилия»
цель: определить, какие ценности важны для подростков, что они выбирают в первую очередь, о чём мечтают.
время: 10 минут
техника проведения: каждому участнику даётся лист с рисунками «Рог изобилия», где они должны обвести кружком значимые для них ценности.
Анализ упражнения:
Вы думали о жизненных ценностях раньше ?
Какую ценность вы бы поставили на первое место ?
Какое чувство вызывало у вас это упражнение ?
4.Тест: «Проверьте свои нервы» (Е.Жариков, Е.Крушельницкий)
цель: предоставить подросткам возможность провести экспресс-анализ своего психического состояния, заставить задуматься о своём здоровье.
время: 15 минут
ключ к тесту: на каждый ответ «да» загибайте один палец на руках.
хлопаете ли вы дверью, выходя из класса?
раздражают ли вас расставленные в комнате вещи, задеваете ли вы их, ходя по комнате?
теряете ли вы самообладание в споре?
прерываете ли вы собеседника?
разговаривая, размахиваете ли вы руками?
не можете удержать кончиками пальцев лист бумаги так, чтобы он не дрожал?
говорите ли вы иногда сами с собой?
обижаетесь ли вы по пустякам?
долго ли не можете вечером уснуть?
часто ли прибегаете к грубости?
Определение результата и его интерпретация: «да» = 1 баллу.
10-8 баллов – ваше нервное напряжение перешло все границы. Вам нужно срочно заняться своим здоровьем.
7-4 – намечается тенденция «жить на нервах», что, очевидно, не приведёт к добру.
3 и меньше – нервы в порядке.
Что вы можете сказать о своём здоровье?
Какой вы можете предложить вариант для восстановления здоровья?
ПРИМЕЧАНИЕ: результаты тестирования и их интерпретация могут вам не понравиться. Может быть, вы и правы. Но поверьте есть смысл задуматься над своим здоровьем. Нервные перегрузки разрушают самый крепкий организм. Наши тренинги помогут вам снимать нервные перегрузки, вырабатывать в себе способность к терпению, пониманию своего состояния.
5. Мини-лекция «Способы снятия нервно-психического напряжения».
цель: познакомиться с понятием саморегуляции и предложить эффективные способы снятия нервно-психического напряжения.
время: 10 минут
способы снятия нервно-психического напряжения.
Релаксация – напряжение – релаксация – напряжение -
Спортивные занятия.
Принять контрастный душ.
Постирать бельё.
Вымыть посуду.
Пальчиковое рисование (ложка муки, ложка воды, ложка краски), кляксы, потом поговорить о них.
Скомкать газету, потом выбросить её.
Соревнование: кто своё напряжение вложит в газетный лист, скомкает его как можно меньше размером и закинет подальше.
Газету порвать на мелкие кусочки, потом ещё мельче, затем их выбросить на помойку.
Слепить из газеты в развёртку своё настроение
Закрасить в разворот газету.
Песок, глина, вода, газета.
Громко спеть любимую песню.
Покричать то громко, то тихо.
Танцы, музыка то тихая, то буйная.
Смотреть на горящую свечу.
Вдохнуть глубоко до десяти раз.
Погулять в лесу, покричать.
Посчитать зубы языком с внутренней стороны.
6. Упражнение «Прочь напряжение» (Гордеева А.В., Морозов В.В.)
цель: обучить снимать напряжение приемлемым способом.
время: 10 минут
техника проведения: участники тренинга поочерёдно напрягают и расслабляют своё тело.
инструкция: Закрыли глаза. Вы сейчас на берегу реки, тепло, светит солнышко, вы сидите на песке. Наберите в руки песок, крепко его зажмите, а потом начинайте постепенно его высыпать на счёт от 10 до 1. задержите вначале дыхание, а потом постепенно с шумом выдыхайте. Упражнение выполнить 6-8 раз.
Анализ упражнения: изменилось ли что-нибудь в вашем самочувствии? Расстались ли вы со своим напряжением?
Упражнение «Без ошибки».
цель: развитие факторов помехоустойчивости, умения придерживаться внутреннего плана действий.
время: 10 минут
техника поведения: Участники тренинга стоят по кругу. Несколько человек выбрасывают руки вперёд, остальные поднимают руки вверх, затем участники меняются движениями. Движения желательно не путать.
инструкция: Станьте по кругу. Сейчас те, кто стоит слева от меня, будут по команде «раз – два!» выбрасывать руки вперёд и опускать. Стоящие справа от меня поднимают руки и опускают под ту же команду. Начали: «раз – два!».
анализ упражнения: Какое у вас настроение? Что вызвало затруднение? Что отвлекало?
Упражнение «Зажги свет в душе»
Цель: возможность расслабиться и набраться оптимизма, приобрести уверенность в достижении цели.
Время: 10 минут.
Техника проведения: участники сидят по кругу. Им предлагается закрыть глаза, представить горящий костёр.
Инструкция: сядьте удобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха (Звучит музыка.) Представьте, что вы сидите вокруг яркого костра, трещат горящие поленья, искры улетают в тёмное небо. Вам хорошо, уютно Вы протягиваете руки и чувствуете тепло огня. Вы чувствуете яркий свет, хотя ваши глаза закрыты. Пусть эти тепло и свет останутся с вами. Зажгите тёплый свет в своей душе. Потянитесь всем телом, проведите ладонями от головы до ступней ног. Откройте глаза. Пусть вам всегда в жизни будет тепло и светло. Это зависит от вашего Выбора. Эти свет и тепло будут на каждом нашем тренинговом занятии излучать добро, дружбу, взаимопомощь, поддержку. Храните их в душе, делитесь ими с другими.
9. Упражнение «Итог дня»
Цель: получение обратной связи от участников группы.
Время: 10 минут.
Техника проведения: участники группы передают по кругу шар и высказывают впечатления от сегодняшнего дня и высказывают пожелания на следующую встречу. Ведущий подводит итог занятий.
Инструкция: сядьте удобнее и передайте по кругу этот шар. Что вы можете сказать о сегодняшнем занятии? Что вы хотите пожелать друг другу?
Анализ упражнения: Какие открытия вы сделали для себя? Что возьмёте на вооружение и будете использовать в дальнейшем?
Рисунок 115