Разработка урока _Структура ветвления на языке блок-схем и языке программирования
Тема урока: Структура ветвления на языке блок-схем и языке программирования
Цель урока: ознакомление студентов с условным оператором.
Задачи:
Обучающие:
дать представление о разветвляющейся конструкции алгоритма и условного оператора программы, написанной на языке Pascal;
закрепить умения и навыки по работе с разветвляющимися конструкциями алгоритма и условного оператора программы, написанной на языке Pascal.
Воспитательные:
умение работать в коллективе и в паре;
формирование ответственного отношения к учебе, аккуратность.
Развивающие:
способствовать развитию абстрактного и логического мышления;
умение выделять из класса задач задачи, решаемые с использованием конкретного алгоритма;
умение аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Оборудование:
Компьютер;
Программа Turbo Pascal;
Тетрадь студентов;
Экран с мультимедийным проектором;
Компьютерная презентация.
Содержание урока:
Ориентировочно-мотивационный этап.
Повторим структуру программы языка Pascal.
1. Ответьте на вопросы:
В каком разделе программы идет описание типов переменных?
Какой знак препинания стоит после слова VAR?
С какого слова начинается тело программы?
Чем заканчивается любая программа?
2. Чему будет равно значение переменной х после выполнения последовательностей операторов?
а ) а : = 1;
b : = 3 * a;
x : = ( a + b ) / a * b – a;
б ) a : = 2;
x : = a * a;
x : = x * x;
x : = x * a;
3. Какими будут результаты вычисления выражений?
а ) ( 10 + 6 * 2 ) / 2;
б ) 3 – 8 + 21 div 3;
в ) ( 2 + 3 ) mod 7 – 2;
г ) Trunc ( 5 .4 );
д ) Round ( 5 .4 );
4. Составьте программу, которая выполнит умножение 3*3.
А теперь проблема: как заставить компьютер проверить правильно ли выполнено умножение? Составить алгоритм.
Итак, как будет звучать тема сегодняшнего урока?
Операционально-исполнительский этап.
-Такой алгоритм обязательно содержит условие и в зависимости от результата выполнения условия происходит выбор действия.
Например:
Если день рабочий, то идем в школу, иначе будем отдыхать.
-Построить блок-схему.
Таких примеров можем привести много из обычной жизни и наук. К примеру,
физика: Если удар упругий, то масса тела сохраняется, иначе масса изменяется.
Математика: Если у равностороннего четырехугольника углы прямые, то назовем его прямоугольником, иначе назовем его ромбом.
В рассмотренных до сих пор алгоритмах и программах все команды (операторы) выполнялись последовательно одна за другой в том порядке, в каком они были записаны. Однако таким образом может быть построен алгоритм для решения далеко не всякой задачи.
В практике хорошо известны задачи, дальнейший ход решения которых зависит от выполнения какого-либо условия.
Демонстрация презентации «Условный алгоритм».
Команды, с помощью которых записываются алгоритмы подобного типа (разветвляющиеся алгоритмы), называются командами ветвления. Команде ветвления в Паскале соответствует условный оператор.
Условный оператор может иметь две формы (структуры).
Неполная форма условного оператора: действие выполняется только тогда, когда выполняется записанное в ромбе условие. В случае невыполнения условия происходит переход к следующему оператору (выход из структуры).
Полная форма условного оператора: в случае выполнения условия (выход «+» из ромба) выполняется одно действие, в случае невыполнения (выход «») другое действие. Каждая структура имеет один вход и один выход. Программу рекомендуется строить из последовательных, логически завершенных блоков, не допуская передачи управления из одного блока в другой. Такая программа содержит меньше ошибок при разработке, легче проверяется на правильность выполнения.
Неполный условный оператор имеет вид:
IF условие THEN оператор;
Полный условный оператор:
IF условие THEN оператор_1 ELSE оператор_2;
Если перевести на русский язык английские слова IF, THEN и ELSE, то вид условного оператора будет таким же, как вид команды ветвления в рассмотренном примере:
ЕСЛИ условие, ТО оператор 1, ИНАЧЕ оператор 2;
В различных случаях после слов THEN и ELSE надо выполнить не один оператор, а несколько. Тогда эти операторы заключаются в так называемые операторные скобки, открывающая скобка которых слово BEGIN, а закрывающая слово END:
begin
(операторы)
end;
Перед словом ELSE точка с запятой не ставится. В операторных скобках рекомендуется каждую пару BEGIN END записывать в одном столбце: так легче проверить соответствие каждой открывающей скобке закрывающую.
Рассмотрим задачу.
Задача 1.
Построить алгоритм определения, является ли счастливым трамвайный билет?
(Ребята, счастливым билет является тогда, когда из шестизначного номера, указанного на нем, первые три цифры (их сумма) равна сумме трех последних цифр.
Program b1;
Var n1,n2,n3,n4,n5,n6: integer;
Begin
Writeln (введите число n1’);
Readln(n1);
Writeln (введите число n2’);
Readln(n2);
Writeln (введите число n3’);
Readln(n3);
Writeln (введите число n4’);
Readln(n4);
Writeln (введите число n5’);
Readln(n5);
Writeln (введите число n6’);
Readln(n6);
If (n1+n2+n3)=(n4+n5+n6)
Then writeln (счастливый’)
Else writeln(обычный’);
Readln;
End.
Практическая работа. Раздаются карточки с задачами.
Задача №1
Написать программу нахождения удвоения меньшего из двух чисел.
Контрольный пример:
Данные:2.3 Результат: 4
Данные: 3.2 Результат: 4
Задача №2
Написать программу нахождения построения алгоритма, по которому можно определить: пройдет ли график функции y=5*x через данную точку.
Контрольный пример:
Данные: x, y=1.5 Результат: «пройдет»
Данные: 15.8 Результат: «не пройдет»
Задача №3
Составить программу нахождения алгоритм вычисления значения функции
y= 2x, если x>0
x*x, если x<0
Контрольный пример
Данные: -5 Результат: 25
Данные: 5 Результат: 10
Задача №4
Напишите программу-модель анализа пожарного датчика в помещении, которая выводит сообщение «Пожарная ситуация», если температура (ее значение вводится с клавиатуры) в комнате превысила 60єС , иначе «Нормально»
Контрольный пример:
Данные: 65 Результат: «Пожарная ситуация»
Данные: 15 Результат: «Нормально»
Задача №5
Написать алгоритм, распознающий по длинам сторон среди всех треугольников – прямоугольные.
Контрольный пример:
Данные:
3, 4, 5 «прямоугольный»
4, 3, 5 «прямоугольный»
5, 4, 3 «прямоугольный»
4, 4, 5 «не прямоугольный»
4, 4, 9 «не существует»
9, 4, 3 «не существует»
4, 9, 2 «не существует»
Студенты садятся за парты и решают задачу-телеграмму.
Задача -телеграмма.
В следственном отделе произошло ЧП! Из сейфа пропали задания на розыск. Только что мне позвонил «доброжелатель» он запрятал эти задания в ячейках камеры хранения, номер вы сможете определить, выполнив его условия: вы должны определить результаты выполнения предоставленных вам программ (задания распределяются и выполняются каждым членом группы) и сложить их. Полученное число и есть номер нужной ячейки камеры хранения.
1. a := 5; b := 10;
if a
write(a,b);
2. a:=10; b:=5;
if a
write(a,b);
3. a := 5; b := 5;
if a
write(a,b);
4. a:=5; b:=10;
if a
write(a,b);
Номер ячейки 105.
1. a := 2; b := 4;
if a
write(a,b);
2. a:=4; b:=2;
if a
write(a,b);
3. a := 2; b := 2;
if a
write(a,b);
4. a:=2; b:=4;
if a
write(a,b);
Номер ячейки 42.
1. a := 4; b := 6;
if a
write(a,b);
2. a:=6; b:=4;
if a
write(a,b);
3. a := 4; b := 4;
if a
write(a,b);
4. a:=4; b:=6;
if a
write(a,b);
Номер ячейки 70.
III. Рефлексивно-оценочный этап.
Обобщение урока:
Что нового узнали на уроке?
Чему научились на уроке?
3. Как работает полный условный оператор??
4. Как работает неполный условный оператор?
Оценивание работ студентов.
Домашнее задание
Повторить конспект.
Решить задачи:
Составить алгоритм определения: есть ли решение системы неравенств: у > = х*x, у < = 1 для данной пары чисел х, у
Контрольный пример:
Данные: 6, 9 результат: «нет решения»
Данные: 0.2, 0. 5 результат: «есть решение»
8. Построить алгоритм принадлежности точки с координатами (х, у) кругу радиуса R, центр которого лежит в начале координат.
Контрольный пример:
Данные: х, у =1, 1, R = 2 результат: «принадлежит»
Данные: х, у =2, 2, R = 2 результат: « не принадлежит»
Заголовок 1Заголовок 315