Пояснительная записка к методическому семинару Создание оптимальных условий для нравственного развития школьников с ОВЗ
Пояснительная записка
Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что воспитанию духовности было уделено немало внимания. Многие из этих исследований были выполнены давно, что свидетельствует о том, что эта проблема всегда считалась важной при воспитании каждого гражданина.
Главная цель школьного обучения – формирование личности ученика. Чтение как учебный предмет имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная литература. Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем больше воздействие на личность оно оказывает. Поэтому в качестве одной из ведущих задач обучения чтению программа выдвигает задачу обучения восприятию художественного произведения
К.Д. Ушинский одну из важнейших задач школы видел в том, чтобы “ приучить дитя к разумной беседе с книгой ”. Чтобы решить данную задачу учителю необходимо создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразных видов работы.
По мнению О.И. Колесниковой, уроки чтения в 5 - 6 классах, помимо утилитарных целей дидактического и воспитательного планов, призваны решать проблему, связанную с адекватным восприятием детьми произведений искусства слова. “ Технику восприятия нужно учить ”, считает А.А. Леонтьев, основатель отечественной теории речевой деятельности.
Достаточно часто дети, читая художественное произведение, воспринимают изображенное неточно и даже неверно, потому что, на уроках чтения учитель не работает над развитием способностей, связанных с художественной рецепцией, целенаправленно.
Актуальность темы вытекает из потребности в совершенствовании воздействия на формирование духовно-нравственных ценностей детей с ОВЗ и продиктована временем. На современном этапе, когда на первый план выходит активизация человеческого фактора, как одного из условий дальнейшего человеческого прогресса, гуманизации общества придается большое значение. И перед школой ставится задача не просто подготовки ответственного гражданина, но и человека, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.
Цель исследования – изучить влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных ценностей детей среднего звена школы
Проблемой исследования является создание педагогических условий для нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности и взаимодействия с современным миром, понимание того, как знакомство с миром художественной литературы воздействует на формирование духовности и нравственности учащихся 5-6 классов. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предмета и методика его преподавания, но и общая грамотность, соответствие современной общественной формации, знание круга интересов своих учеников.
Объектом изучения выбрана формирующая роль художественной литературы на школьника 10-12 лет.
Задачи
1. Изучить научно-теоретические основы воспитательной деятельности учителя, систематизировать способы воздействия на формирование духовно-нравственных ценностей.
2. Описать содержательную сторону работы педагога в воспитательном процессе.
3. Провести опытно-педагогическую работу исследовательского характера.
Теоретическая новизна и практическая значимость: систематизирована теория вопроса, составлена программа опытно-экспериментальной работы, предложены методические рекомендации на основе результатов исследования.
Методы исследования.
Анализ литературы по теме исследования.
Проведения и анализ анкетирования.
Беседы со школьниками, их родителями и учителями.
Этапы исследования
этап – анализ литературы по теме исследования.
этап – Разработка содержания опытно-экспериментальной работы и реализация ее на практике.
этап – Анализ результатов исследования; написание методических рекомендаций на основе анализа результатов исследования, оформление работы.
Теоретическая и практическая значимость выделен понятийный аппарат теоретической части работы, проведено исследование, по итогам которого написаны методические рекомендации.
Вопрос нравственного воспитания детей с ОВЗ является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи, подмена физического воспитания и заботы о здоровом физическом развитии детей
В нравственном воспитании учащихся с ОВЗ 5-6 классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.
В этом плане с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Однако, чтобы вся эта система воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие педагога имело силу формирующего.
Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.
Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка.
Современное общество требует от человека, чтобы он был не просто исполнителем, а человеком, способным самостоятельно образовываться в течение всей жизни, готового к принятию решений, способного нормально «функционировать в сложном и требовательном обществе». Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становятся одной из приоритетных задач современного образования. Несомненно, этому способствует работа в рамках олимпиадного движения. Предметные олимпиады школьников являются в настоящее время одной из самых широко распространенных форм внеклассной и внешкольной работы, одним из видов дополнительного образования. Выполняя целый ряд функций (обучающую, интегративную, коммуникативную, мотивационную и др.), олимпиады способствуют формированию у детей навыков самостоятельной организации учебной деятельности, глубокому и прочному усвоению знаний, развитию нестандартного мышления, творческой инициативы, создают устойчивые положительные эмоции. В течение года школьники могут участвовать в самых разнообразных олимпиадах: традиционными остаются Всероссийская олимпиада школьников, «Мега-талант», «Новый урок», «ФГОСТЕСТ». Формирование полноценной личности школьника 10-12 лет немыслимо без воздействия художественной литературы. Привитие любви к чтению особенно важно в этом возрасте, когда налицо новый уровень развития самосознания, яркость чувств, постоянное стремление к новым впечатлениям, к общению и самовыражению. Художественная литература несовместима с равнодушием, праздностью, серостью и скукой, которые так опасны в этом возрасте. Вместе с тем особенности школьника накладывают свой отпечаток на его художественную деятельность: здесь имеют значение и его неумение просто созерцать, его стремление действовать активно.
Удовлетворение и развитие художественных интересов создает благоприятные условия формирования личности подростка, делает содержательным его досуг, его любимые занятия. Формирование художественных интересов зависит от индивидуальности ребенка, его способностей, условий жизни семьи.