Конспект урока обучения грамоте (письмо) в 1 классе по теме «Письмо строчной буквы т»


Конспект урока обучения грамоте (письмо) в 1 классе по теме «Письмо строчной буквы т»
Урок обучения грамоте по теме «Письмо строчной буквы т» разработан в соответствии с содержанием программы и учебным планом по обучению грамоте в 1 классе (УМК «Планета знаний». В.А. Илюхина «Пропись №3» к «Букварю» Т.М. Андрияновой).Урок является первым по данной теме. Конспект урока предназначен для учителей, работающих по программе ФГОС.
  Особенностью стандарта нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в обучении. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Задача учителя на уроке —  включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми новыми знаниями, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.
Цель: научиться писать строчную букву тЗадачи:
1. Образовательные:
- Формировать умение писать букву т;
- Учить писать слоги, сочетания и слова с буквой т;
- Закреплять написание изученных букв
2. Развивающие:
- Развивать навыки самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля;
- Развивать орфографическую зоркость;
- Развивать навыки каллиграфического почерка, внимание, речевые умения, умение анализировать и обобщать
3. Воспитывающие:
- Воспитывать интерес к учению, любовь к родному языку;
- Воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения;
- Воспитывать желание оказать помощь одноклассникам, применять правила делового сотрудничества
Тип урока: Открытие новых знаний
Форма: Проблемно – диалогическая игра
В уроке использованы элементы современных педагогических технологий:
- игровая (урок построен в форме игры)
- личностно – ориентированная (индивидуальная работа у доски и письмо)
- проблемное обучение (частично – поисковый)
- здоровьесберегающая (смена видов деятельности, физ. минутки)
На данном уроке прослеживаются межпредметные связи с чтением, математикой, окружающим миром.
Принципы: наглядность, доступность. Принципы систематичности и последовательности реализуются через переходы от простого к сложному.
Технические особенности урока:  урок включает в себя компьютерную презентацию. ИКТ используется на всех этапах урока как средство наглядности вместе со словом, т.е. словесные и наглядные методы выступают в дидактическом единстве.
Планируемые результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- удерживать цель деятельности до получения её результата;
- планировать решение учебной задачи;
- выполнять последовательность необходимых операций;
- анализировать написание буквы в соответствии с эталоном;
- находить общие элементы в буквах;
- конструировать буквы из элементов, анализировать графические ошибки;
- находить правильно написанную букву;
- анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их
причины.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- ориентироваться в прописи;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свойжизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной или
письменной речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в парах и следовать им;
Личностные УУД:
- проявлять интерес к новому;
- интерес к способу решения и общему способу действия;
- развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха или
неуспеха в учении
Ход урока:
Организационный этап.
СЛАЙД 1 СЛАЙД 2
- Сегодня на нашем уроке гость: мальчик-первоклассник. Он, как и вы, 1 сентября сел за парту и теперь учится читать, писать, считать. Зовут его Петя. У него есть старшая сестра. Она попросила Петю написать записку маме, потому что торопилась.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Целеполагание.
СЛАЙД 3
Записка: «Мама, Кира ушла на каток»
- Почему брат напечатал букву «т»? (ещё не умеет писать)
- А «ш» тоже ещё не проходили. Почему у него легко получилось написать эту букву? («и», «ш» - одинаковый элемент в написании)
- Будем сегодня учиться вместе с Петей.
Актуализация знаний.
- Посмотрите внимательно, из каких элементов состоит строчная «т»?
- Знание какой строчной буквы и умение её писать нам сейчас поможет? (буква «п»)
- Как вы думаете, Петя сумел бы написать эту букву дома один, без помощи взрослых (предполагаем, что мальчик заболел)
Первичное усвоение новых знаний.
- Найдите в ленточке правильно написанную букву «т», выделите её, выберите правильный цвет (синий, зелёный)
Распознавание графических ошибок. (Интеллектуальный марафон)
- Почему выбрали такие цвета? (согласный звук «т» бывает твёрдым и мягким)
- Задание №1 «Соедини по порядку». Дети соединяют элементы буквы в порядке её написания, называют образовавшуюся при этом геометрическую фигуру.
5) Первичная проверка понимания
- Давайте пропишем букву «в воздухе» с проговариванием порядка (алгоритма) написания.
Письмо «в воздухе»:
1) Ставим ручку на верхнюю линейку рабочей строки;
2) Опускаемся по наклонной линии;
3) Поднимаемся по наклонной и, не доходя 1/3 сверху «бугорком» уходим вправо вверх;
4) Коснувшись линеечки, разворачиваем ручку и по наклонной с 1/3 сверху вписываем «бугорок»;
5) Опускаемся по наклонной вниз, выполняем «качалочку» и поднимаемся по крючку до середины
СЛАЙД 4 СЛАЙД 5
- А теперь учимся в тетради, но сначала проверьте свою посадку и положение прописи на парте (работа в прописи, индивидуальная помощь ученикам)
Первичное закрепление.
а) Запись парных согласных: б-п, в-ф, г-к, д-т- С какой буквой составит пару «т» по звонкости-глухости?
- Какие ещё парные согласные мы выучили?
б) Способы соединения:
тв, тл, та
- Назовите запись с нижним соединением, с верхним, на середине рабочей строки (запись с комментированием по принципу «веду за собой»)в) «Волшебное» слово (тут)
- В чём секрет этого слова?
- Сестра оставила для Пети задание, чтобы он не скучал.
Поможем ему отгадать слова с секретом? (как, заказ, казак, потоп, шалаш, дед, комок, топот)На каждой парте карточка со словами, ученики работают в паре.
Физкультминутка
Отложите-ка тетрадку!
Становитесь на зарядку! (вариант: сидя сделаем зарядку)
Распрямились,потянулись… Ваши мышцы все проснулись? (да)
Ваши лица улыбнулись? (да)
Пальчики к письму готовы? (да)
Мы работать будем снова?
г) Орфографическая работа:
- анализ слов: ты, с тобой, там, твой, дата;
- (РР) придумайте предложения с этими словами.
- Запишите слова по образцу.
д) поисковая деятельность: выделить слова по теме «Каток» (каток, табло)
- Напишите по точкам слово «каток»
- Разделите слово на слоги, поставьте ударение. Назовите ударный слог. Назовите безударный.
СЛАЙД 7
д) Словарная работа: табло, карта, труба (многозначность слова), топор.
Табло – устройство для отображения информации;
Карта – это рисунок, план какой-либо территории;
Труба – это музыкальный инструмент или промышленное изделие;
Топор – это инструмент с металлическим лезвием.
- Списывание с печатного текста.
У доски работают 4 ученика. Каждый обозначает группу ребят, которая будет записывать то же слово.
Самостоятельная запись слов. Проверка работы по записи на доске.
7) Работа в парах:
а) Анализ слов с графическими ошибками.
СЛАЙД 8
дрозд, трутень
- Что обозначают эти слова? (дополнительные сведения о трутне; смысл пословицы «Трутень жирен телом, да худ делом»)
- Подсчитайте количество ошибок в каждом слове, результат запишите в квадратики.
- Молодцы! Но помните, что ошибки важно не только находить, но не допускать самому при написании слов.
8)Рефлексия (подведение итогов занятия)
а) Чтение пословицы в задании 2 «Труд всегда побеждает»
- Посмотрите внимательно на табличку и найдите способ прочтения пословицы: строка или столбик?
- Отметьте цветным карандашом, где заканчивается каждое слово. Прочитайте пословицу.
- Как мы можем связать смысл этой пословицы с нашим уроком?
б) СЛАЙД
- Новая записка от Пети для вас: «Вы так красиво выполнили работу!»
- Ребята, обратили внимание? Петя работал вместе с нами, и теперь маленькая буква «т» у него в записке письменная.
- Петя сейчас похвалил вас всех за работу.
Посмотрите внимательно в свои прописи.
- За что мог похвалить Петя каждого из вас?
- Что вам сегодня на уроке удалось лучше всего?
- А чему следует ещё поучиться?
- Урок письма закончен. Мне было радостно видеть, как легко вы справились сегодня со всеми заданиями. Молодцы! Спасибо за урок!