Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для 4 класса коррекционной школы VIII вида
Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для 4 класса коррекционной школы VIII вида
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа для 4 класса составлена на основе «Образовательной программы для учащихся 1 – 4 классов специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида (для детей с нарушением интеллекта)» под редакцией И.М. Бгажноковой, 2007 г. разработана в соответствии с Положением о рабочей программе МБОУ Олонская СОШ.
Программа рассчитана на 68 часов, в том числе на экскурсии.
Рабочая программа построена по концентрическому принципу применительно к обучению в течение года, а также с учётом преемственности планирования тем на весь курс обучения, что позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, дополнять новыми сведениями.
«Живой мир» в специальных образовательных учреждениях VIII вида является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития понятийного мышления на материале сведений о живой и неживой природе.
Живой мир как предмет по развитию речи должен обогащать и развивать активный словарный запас. На уроках учащиеся должны составлять простые предложения, сложные предложения с союзами, и описывать под руководством учителя предметы и явления природы.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект: Е.Д. Худенко, Д. И. Барышников. Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром. 4 класс. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида.- Москва, АРКТИ, 2007г
Цель программы обучения:
-углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы;
-формирование основы для изучения в дельнейшем предметов «Естествознание» и «География», создание преемственной системы знаний между названными предметами.
Задачи программы обучения:
уточнить имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дать новые знания об основных ее элементах;
на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира;
выработать умение наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений;
сформировать знания учащихся о природе своего края;
сформировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе.
2. Содержание тем учебного курса.
Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, гроза, ветер). Высота солнца в разное время дня. Признаки лета: солнце сильно греет, жарко, роса, туман, на небе бывают облака и тучи, летний дождь, ливень, град, гроза (молния, гром). Летние работы в деревне. Названия летних месяцев. Признаки осени: дует холодный ветер, часто идут дожди, становится холоднее, листья на деревьях желтеют, опадают, на ветках остаются почки, птицы (грачи, скворцы) собираются в стаи, улетают в теплые края, заморозки. Осенние работы в поле. Названия осенних месяцев. Признаки зимы: снегопады, морозы, метели, в морозную погоду снег скрипит под ногами, красиво сверкает на солнце, зимой солнце поздно восходит, рано заходит, дни короче, ночи длиннее, самый короткий день, самая длинная ночь, замерзли пруды, лед на реке твердый, скользкий, птицам голодно, они прилетают к домам, ищут корм, люди заботятся о птицах. Труд людей. Названия зимних месяцев. Признаки весны: солнце поднимается выше, греет все сильнее, ледоход, разлив, первые проталины, первые травы и цветы, на деревьях и кустарниках набухают почки, распускаются листья и цветки, цветут фруктовые деревья, на улицах и в садах люди сажают деревья и кустарники, в огородах и цветниках сеют семена, появляются насекомые, прилетают птицы. Названия весенних месяцев. Город, село, деревня.
Главная улица города, села. Учреждения города, села, деревни (почта, телеграф, телефонный узел, магазины, рынок, больница, аптека и др.). Дорожное движение.
Правила дорожного движения: правильный переход улицы (все случаи). Овощи, фрукты, ягоды.
Определение и различение. Орехи. Орех лещины, грецкий орех, кедровый орешек. Различение по внешнему виду, вкусу. Грибы. Части гриба. Грибы съедобные и несъедобные. Семена цветковых растений. Сбор и хранение семян. Практические работы по выращиванию цветковых растений из семян (настурция, ноготки, душистый горошек и др.). Полевые растения. Рожь, кукуруза, овес, другие местные. Части этих растений: корень, стебель (соломина), листья, колос (метелка, початок), зерна. Как используются эти растения. Осенние работы в поле. Квартира, комната. Столовая, спальня, кухня и др. Назначение. Мебель. Мебель для столовой, спальни, кухни. Назначение. Уход за мебелью. Посуда. Называние посуды. Посуда столовая, чайная, кухонная. Уход и хранение. Одежда. Как мы одеваемся в разное время года: одежда летняя, зимняя, демисезонная. Из чего сшита наша одежда. Уход за одеждой (чистка, сушка, проветривание, хранение). Обувь. Из чего делают обувь. Обувь кожаная, резиновая, валяная, текстильная. Уход за разными видами обуви. Комнатные растения. Традесканция, бегония, герань, алоэ (на выбор). Части растений. Практические работы по выращиванию комнатных растений из черенков. Деревья. Ель, сосна. Распознавание. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья, хвоя. Семена в шишках. Ель, сосна — хвойные деревья. Домашние животные. Лошадь, корова, свинья и др. Особенности внешнего вида. Пища. Уход и содержание. Польза, приносимая людям. Дикие животные. Лось, олень. Внешний вид, пища, повадки. Домашние птицы. Гусь, индюк и др. Внешний вид, пища, повадки. Польза, приносимая людям. Дикие птицы. Гусь, лебедь и др. Внешний вид, места обитания, пища. Птицы перелетные и зимующие. Время отлета и прилета разных птиц. Насекомые вредные и полезные. Бабочки, майский жук, пчела, муравей, муха. Рыбы. Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как питаются рыбы. Уход за рыбами в аквариуме. Охрана здоровья. Отдых и труд дома. Режим сна. Режим питания.
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии на природу для проведения этих наблюдений. Ведение сезонного календаря природы и труда. Экскурсии по главной улице города, села, деревни, в школьные мастерские, магазины, огород, сад, парк или лес, к цветочной клумбе, в зоопарк, на животноводческую ферму, звероферму, птицеферму (исходя из местных условий). Практические работы по уходу за одеждой, обувью, за комнатными растениями, по выращиванию цветковых растений из семян.
3. Учебно-тематический план
Программа рассчитана на 70 часов, в том числе на экскурсии – 7 часов. В программу 4 класса по живому миру включены следующие разделы и темы:
Раздел Кол. час. Краткое содержание раздела
I четверть (16ч) Сезонные изменения в природе 6 Как ты провёл лето?
Сентябрь - начало осени (экскурсия).
Осенний сентябрь (обобщающий урок).
Сезонные ра боты в саду, в огороде, в поле в осеннее время года.
Домашние и дикие животные осенью.
Труд людей осенью.
Неживая природа 1 Почва. Состав почвы (песок, глина, камни).
Живая природа 9 Начало осени, сбор урожая.
Сбор урожая. Овощи, фрукты.
Овощи, фрукты, ягоды. (Определение и различе ние).
Грибы. Части гриба. Грибы съедобные и не съедобные.
Полевые растения (рожь, пшеница, овес, кукуруза).
Полевые растения и их использование.
Сад. Растения сада.
Лекарственные растения (календула, зверобой).
Парк (сквер). Создание человеком парков.
II четверть (16ч) Сезонные изменения в природе 7 Поздняя осень.
Сезонные изменения в природе, погоде: декабрь. (Экскурсия).
Погода и природа зимой (обобщающий урок).
Влияние солнца на изменения в природе, на смену времён года.
Чередование времён года. Названия месяцев.
Домашние и дикие животные зимой.
Труд людей зимой.
Неживая природа 4 Простейшие свойства почвы, их значение для растений.
Формы поверхности земли: равнины, овраги, холмы, горы.
Живая природа 5 Семена цветковых растений (экскурсия на пришкольный участок).
Семена цветковых растений (обобщающий урок).
Орехи.
Деревья, кустарники, травы.
Разнообразие животных в природе.
III четверть(20ч) Сезонные изменения в природе 6 Зима – начало года. Как я провел зимние каникулы.
Формирование представлений о явлениях в неживой природе.
Февраль - месяц метелей и вьюг (обобщающий урок).
Февраль - последний месяц зимы (экскурсия).
Март - весенний месяц (экскурсия).
Голубой март (обобщающий урок).
Живая природа 14 Зимние забавы детей.
Вечнозеленые деревья. Ель. Сосна.
Сосна как представитель хвойных деревьев.
Ель как представитель хвойных деревьев.
Домашнее животное - корова.
Домашнее животное - лошадь.
Домашнее животное – овца.
Домашнее животное - свинья.
Дикие животные: лось, олень. Внешний вид, пища, повадки.
Домашние и дикие животные.
Домашние птицы: гусь.
Домашние птицы: индюк.
Домашние птицы: утка.
Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, места обитания, пища.
IVчетверть(18ч) Сезонные изменения в природе 4 Середина весны (обобщающий урок).
Весна в апреле (экскурсия).
Май – конец весны (экскурсия).
Май – конец весны (обобщающий урок)
Живая природа 14 Перелетные птицы.
Зимующие и перелетные птицы.
Насекомые вредные и полезные.
Разведение и использование человеком пчёл. Пасека.
Рыбы - как представители животных.
Рыбы в аквариуме. Уход за рыбами в аквариуме.
Земноводные.
Все мы - звенья одной цепи.
Человек – часть природы.
Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество.
Здоровье человека. Профилактика заболеваний.
Режим дня школьника. Отдых и труд.
Голова и мозг человека. Профилактика травматизма головного мозга.
Наше питание.
4.Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.
Учащиеся должны уметь:
правильно называть изученные объекты и явления;
сравнивать и различать растения сада, леса, огорода, поля;
различать диких и домашних животных, птиц, уметь описать их повадки и образ жизни, значение в жизни человека;
различать времена года, названия месяцев и их основные признаки, особенности жизни растений, животных и человека в разные времена года.
Учащиеся должны знать:
о земле, её составе, свойствах, значении для жизни растений;
о растениях поля, сада (цветковых растениях), их строении, использовании человеком;
о домашних животных и птицах, их повадках, образе жизни, роли человека в жизни домашних животных;
о насекомых, их роли в жизни природы;
о взаимосвязях сезонных изменениях в живой и неживой природе;
о взаимодействии человека и природы, значении состояния природы для здоровья и жизнедеятельности человека;
правила ухода за растениями сада, как использует человек;
о необходимости бережного отношения человека к себе и к природе.
5. Учебно-методическое обеспечение.
6.Список литературы.
Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии»//Под редакцией В.В. Воронковой. – М., 2007.
Клепинина З.А., Титова М.Ф. «Природоведение». Учебник для 3-4 классов. – Москва «Просвещение» 2006.
Энциклопедия в 3-х томах «Что такое. Кто такой». – М.: «Педагогика - Пресс», 2008.
Сухаревская Е.Ю. “Окружающий мир. Справочник для ученика начальной школы». 1-4й классы. «Легион». Ростов-на Дону, 2010.