Интегрированный Урок по обучению грамоте в 1 классе. «Знакомство с буквой Й. Письмо заглавной и строчной буквы Й, й».

Конспект
интегрированного урока по обучению грамоте
1 класс УМК «Школа XXI века»
«Знакомство с буквой Й. Письмо заглавной и строчной буквы Й, й»
Задачи:
познакомить учащихся с мягким согласным звуком [й`], буквой Й, й;
учить выделять, дифференцировать и характеризовать звук [й`] в словах;
развивать речь, внимание, логическое мышление, наблюдательность, память;
способствовать формированию правильного, сознательного, выразительного чтения и рассказывания.
Организационный момент.
Тихо сели девочки, тихо сели мальчики.
Положили ручки и сложили пальчики.
Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок!

Далеко-далеко есть волшебная страна, где живут буквы и слова. В этой стране есть прекрасный город Буквоград и всё здесь буквенное. Буквенные улицы, переулки, азбучные поляны и площадки. Приглашаю Вас совершить путешествие в этот необыкновенный город, где мы познакомимся с новым звуком и буквой, которой он обозначается, научимся читать и писать слова с этой буквой.
Итак, мы начинаем наше путешествие.
Первая остановка «Улица гласных букв»
«Найди свой домик»
Учитель раздаёт детям гласные буквы (каждый ребёнок получает одну гласную букву). Выбираются два ведущих. Одному даётся фишка синего цвета, обозначающая твёрдый согласный звук, другому – фишка зелёного цвета (мягкий согласный звук).
Была хорошая погода, и все гласные буквы вышли погулять. Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучи, и начался проливной дождь. Буквы увидели домики. Один из них был синего цвета - это был домик твёрдого согласного звука. Другой – зелёного. В нём жил мягкий согласный звук. Решили буквы спрятаться от дождя в домиках. А чтобы войти в свой домик, надо вспомнить, после какого согласного пишется гласная буква, которую вы держите. Найдите свой домик.
Каждый ведущий пропускает в «домик» только те гласные буквы, которые пишутся после соответствующего согласного звука.
- Назовите по цепочке буквы, которые спрятались в домике твёрдого (мягкого) согласного звука.
- Что они обозначают?
- Назовите «хитрые» гласные буквы.
- Почему их называют «хитрыми»?
2. Путешествуем дальше. Следующая остановка «Улица согласных букв»
- На какие группы делятся согласные буквы?
- Кто назубок знает и назовёт все изученные согласные буквы? Молодцы!
Буквы и звуки мы повторили. А мы едем в гости к новому звуку.
3. Следующая остановка «Звукоград» Вам предстоит найти звук й и произнести его.
Откройте учебник. Сделаем звуковой анализ слов чайка, гайка. Дети работают самостоятельно. Проверяем, работаем по цепочке. Называем каждый звук, даём характеристику.
Прочитайте слова, интонационно выделяя звук й.
- Какой это звук?
Итак, мы нашли звук. Он согласен с нами поближе познакомиться.
Играем дальше «Назови словечко со звуком й»
- Как тебя зовут? (Андрей)
- Какое спортивное заведение находится рядом с нашей школой? (Бассейн)
- Из чего поливают цветы? (Из лейки)
- Что мы пьём на утро? (Свежий сладкий чай)
4. Наш поезд замедляет ход. Следующая остановка «Буквоград» Посмотрите на букву, которой обозначается звук й. Печатные заглавная и строчная (Й,й); письменные заглавная и строчная буквы. Давайте заменим в схемах слов фишки, обозначающие третьи звуки, буквами.
Чаще всего звук й встречается в середине и в конце слова. В начале слова й встречается редко. Запомните, пожалуйста, три таких слова: йогурт, йод, йог.
Прочитайте четверостишие «И глядит украдкою»
Назовите буквы, которые сравниваются в стихотворении. А чем же они похожи?
5. Следующая остановка «Умейка» Предлагаю сделать привал и отдохнуть. Возьмите квадрат на пластилиновой основе и выложите букву й из фасоли.
Беседа «Бережное отношение к предметам рукотворного мира»
Выполните работу, так чтобы она вам понравилась.
6. Нам пора в путь. Букву й мы возьмём с собой и научимся её писать.
Следующая остановка «Нарисуйка»
Рассказать, на какие письменные буквы похожа письменная заглавная и строчная буква Й, й. Чем они от них отличаются.
Дописывание элементов букв.
Пропишите заглавную и строчную письменную букву Й, й
7. Снова в путь нам пора. А вот и родная сторона: наша родная школа. Где встречают нас воспитатели. Из путешествия мы вернулись, не с пустыми руками. И привезли необычную букву Й.
- С каким звуком познакомились?
- Какой буквой он обозначается?
- Чем похожи и чем отличаются буквы И, й?
Закончен урок, и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились,
Что на уроке вы не ленились!