Тематическое музыкальное занятие Агидель — моя малая родина для воспитанников подготовительной группы дошкольного учреждения
Тематическое занятие «Агидель – моя малая родина»
Составила музыкальный руководитель Маликова Елена Геннадьевна.
Цели: уточнить и расширить знания о родном городе, о малой родине. Воспитывать любовь к родному краю. Закрепить знакомый музыкальный материал, развивать выразительность и эмоциональность исполнения.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, аудиозаписи, видеофильм «Агидель – город моей мечты».
Интеграция: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Ход занятия:
Дети входят в музыкальный зал под «Марш» Р. Сальманова.
Музыкальный руководитель и дети приветствуют друг друга.
Муз.рук.Ребята! Сегодняшнее наше занятие будет посвящено нашей родине. А что такое родина? (Ответы детей) Правильно, это место, где мы родились и живём.
Край, который с детства дорог,
Родиной зовётся.
А где мы с вами живём? Где вы родились? Правильно, наша родина – город Агидель, Республика Башкортостан. В Башкортостане дружной семьёй живут люди разных национальностей. У всех народов есть свои традиции, обычаи, а так же своя культура, свои песни и танцы. В течение года мы с вами разучивали элементы танцев разных народов. И сейчас я предлагаю вам угадать, танец какого народа вы увидите.
Ребята показывают элементы танцев: ковырялочка (русский танец), тройные притопы с вращением кистей (башкирский танец), верёвочка (марийский танец).
Муз.рук.Молодцы, ребята. Сейчас я предлагаю вам закрепить элемент «верёвочка»
Дети выполняют «Верёвочку» (марийская народная мелодия «Йуржойуреш»в аудиорзаписи)
Муз.рук.А сейчас я приглашаю вас к инструменту, мы продолжим свой разговор о родине.
Дети проходят и садятся на стулья возле пианино.
Муз.рук.Итак, мы с вами уже выяснили, что наша родина – это город Агидель. Сегодня мы о нём поговорим, ведь в этом году нашему городу исполняется 35 лет. А как вы думаете, каков наш город? Сейчас мы посмотрим видеозапись о нашем городе .Просмотр документального фильма «Агидель – город моей мечты»
Вопросы и пояснения по ходу:
- Что вы видите на экране?
Это наш город с высоты птичьего полёта.
- В нашем городе очень много красивых зданий. Вот одно из них. Что здесь находится? Правильно, Агидельская мечеть.
- Так же в нашем городе есть различные предприятия. На одном из них делают тротуарные плиты, из которых затем делают дорожки.
- Другое предприятие – это фабрика «Агидель – М». Что на ней изготавливают? (Ответы детей) Правильно, красивую, современную мебель.
- В нашем городе есть много учебных заведений, где учатся дети. Есть три детских сада и строится ещё один, он будет самым большим в нашем городе. А какое учебное заведение вы видите на экране? Правильно, это Башкирская гимназия.
- В нашем городе очень любят искусство. А вы бывали на концертах? Как называется то место в нашем городе, кудавы вместе с родителями ходили на концерты? Правильно, Дом культуры «Идель». Сейчас вы можете видеть выступление народного ансамбля народного танца «Яшьлек» Посмотрите, танец каких народов вы видите?
Просмотр фрагментов русского и татарского танцев в исполнении ансамбля народного танца «Яшьлек»
(Ответ детей)
Правильно, русский и татарский танец. А как вы догадались? Правильно, по костюмам и движениям танцоров.
Давайте, мы с вами тоже немного подвигаемся, только на местах.
Вокально-двигательная разминка «Палочки весёлые» (модель М. А. Давыдовой из книги «Музыкальное воспитание в детском саду», стр. 15).
Муз.рук.Продолжим просмотр фильма. В городе есть ансамбли, исполняющие народные песни. Это ансамбль марийской песни «Вис-вис», что в переводе с марийского означает «ромашка», и ансамбль русской песни «Зоренька». Участница ансамбля «Зоренька Елена Щербак написала песню об Агидели. Я предлагаю вам её прослушать.
Слушание Песня «Агидель», слова и музыка Е. Щербак (аудиозапись)
Обсуждение:
о чём поётся в песне?
Каков характер музыки?
Что вы почувствовали, прослушивая песню, какие чувства она вызывает? (Чувство гордости, любви к родному городу)
Муз.рук.Мы с вами тоже знаем песню о родном крае. Сейчас я загадаю вам музыкальную загадку.
Музыкальный руководитель играет на фортепиано мелодию песни «Солнечный край» Л. БатыркаевойВопросы:
Как называется песня?
О чём в ней поётся?
Пение. Установка: споём выразительно, нежно, как на концерте,так, чтобы у слушателей тоже возникло чувство любви к своей родине.
Исполнение песни Л. Батыркаевой «Солнечный край»
Муз.рук.Молодцы, ребята, очень выразительно исполнили песню. Из вас получается замечательный хор, мы тоже скоро сможем выступать на концерте в Доме культуры. Это потому, что вы пели слаженно, вместе, дружно. Так и в нашем родном городе все живут очень дружно. И сейчас мы покажем, как дружно нужно играть детям. Поиграем в игру «Чей кружок быстрее соберётся?» и посмотрим, какие вы ловкие, быстрые и дружные. Выберем 4 человека, построим вокруг них кружочки. Под спокойную русскую народную мелодию вы будете водить вокруг солистов хоровод, под башкирскую плясовую - выйдете плясать на лужок. А как музыка закончится, все займут места в своих кружках. Нужно внимательно слушать смену музыки и её окончание, чтобы вовремя занимать нужные места.
Игра «Чей кружок быстрее соберётся»
Музыкальный руководитель подводит итог.
Муз.рук.О чём мы с вами говорили? О родном городе Агидель. Мы даже видели его с высоты птичьего полёта. Какие достопримечательности вам запомнились? Почему? Что вам больше всего понравилось? А мне очень понравилось, как вы сегодня занимались.Все вы, ребята, показали себя сегодня умными, талантливыми, ловкими. А ещё я поняла, что вы знаете и очень любите родной город. Наше занятие подошло к концу.
Музыкальный руководитель прощается, ребята покидают зал.