Презентация к уроку Древние славяне
Древние славянеДогосударственный период( IV-VI вв.):-происхождение;-расселение;-внешний вид, быт и основные занятия;- военное искусство;- религия;- роль в европейской истории (мифы и реальность).Составитель Казанцева Л.В., преподаватель ГБОУ СПО СО КУПедК
На смену трипольцам пришли индоевропейские народы ямной культуры.Трипольская культура — энеолитическая археологическая культура, распространённая в VI—III тыс. до н. э. в Дунайско-Днепровском междуречье, наибольший её расцвет пришёлся на период между 5500 и 2750 гг. до н. э.
индоевропейцыБалтославянские племенабалтыславянезападныеюжныевосточныеукраинцыбелорусырусские4 тыс. лет назад5 век до н.э.5 век нашей эры
Традиционная версия расселения славян по территории Европы
Предки наши, славяне, в незапамятную еще старину пришли из Азии в Европу. Сначала поселились они по нижнему течению Дуная и заняли земли к северу от него до Карпатских гор. На Дунае жить было привольно: климат здесь теплый, земли плодородные, растительность богатая. Не ушли бы славяне отсюда по своей воле, да стали их теснить другие народы. Пришлось славянскому племени раздробиться и двинуться в другие земли.
Древние славяне. Реконструкция ак. М.М. Герасимова
Древние люди Русской равнины (реконструкции по скелетным остаткам). Верхний ряд (слева направо): сунгириец 5 (ок. 25 тыс. лет назад); оленеостровец (6300 – 5600 лет до н.э.); верхневолжевец (5240 – 3430 лет до н.э.).Нижний ряд: два слева – волосовцы (3065 – 1840 лет до н.э.); афанасьевец (3 – 2-е тыс. до н.э.).
Славянский поселок (реконструкция)
Занятия славян:
Бортничество - бортевое пчеловодство, добывание меда и воска диких лесных пчел из естественных дупел и разведение пчел в выдолбленных дуплах.
Подсе́чно-огнево́е земледе́лие — одна из примитивных древних систем земледелия лесной зоны, основанная на выжигании леса и посадке на этом месте культурных растений.
Переложная система земледелия, примитивная система земледелия, при которой выпаханное после снятия нескольких урожаев и засорённое сорняками поле (перелог) оставлялось без обработки на 8—15 лет.
Археологические находки позволяют выделить несколько типов славянских жилищ. Для лесостепных районов были характерны полуземлянки с бревенчатыми стенами, вдоль которых располагались лавки, вырезанные прямо из земли. Для северных лесных районов характерны наземные, из бревен жилища, убранство которых сходно с убранством крестьянской избы XIX в.
Славянское жилище. Реконструкция(полуземлянка)
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СЛАВЯНСКОГО ЖИЛИЩА В ЛЕСОСТЕПНОМ ПОДОНЬЕ «Основным типом поселения были городища, расположенные на высоких мысах. Жилища располагались отдельно друг от друга. Каждая постройка была обиталищем отдельной (малой индивидуальной) семьи. Котлован, углубленный в землю на 1-1,5 м имел средние рзмеры 4х4 м. По углам и посередине стен устанавливались мощные столбы, служившие опорой крыше и выполнявшие функцию крепления стен. В нижней части котлована плахи, служившие облицовкой стен, чаще всего закладывались за столбы. Но при внимательном анализе материалов раскопок оказалось, что очень часто доски закладывались в пазы столбов. Таким образом, у строителей появлялась возможность поднимать стены на высоту, позволяющую свободно находиться внутри помещения. Отапливалось жилище размещенной в одном из углов, чаще напротив входа, печью-каменкой или печью сделанной из глины. Хорошо сохранившиеся остатки дерева в постройке № 63 из раскопок Животинного городища в 1997 году, позволили осуществить ее гипотетическую реконструкцию». (рис.3,4,5).В.Н. КовалевскийВоронежский университетe-mail: archmuseum@hist.vsu.ru
Центр жилища – печь, которая топилась «по-черному»
В средневековых документах упоминаются славянские городища-крепости
Оборонительные укрепления Титчихинского городища (реконструкция)
Учебный рисунок-реконструкция
Учебный рисунок-реконструкция
Славянин-воин:какой он?
В основе организации войска лежало деление на роды и племена, Возглавлял воинов рода старейшина (староста), во главе племени стоял вождь или князь.»«У Славян воинами были все взрослые мужчины. У славянских племён имелись дружины, которые комплектовались по возрастному принципу молодыми, физически сильными и ловкими воинами.
А что бежит без повода?А что растёт без кореня?А что поёт без голоса?Вода бежит без повода.Камень растёт без кореня.Стрела поёт без голоса.Славянские воины проявляли хитрость, сноровку, выносливость. Европа боялась славян, проклиная их жестокость и ненасытность.
Религия древних славян представляет собой совокупность сложившихся в дохристианской славянской культуре религиозных воззрений и отношений, а также способов организации духовного опыта и поведения.Идолы славянских богов
Боги и праздникиБог огня, кузнечного дела, семейного очага. Небесный кузнец и великий воин. Бог Неба.Бог Солнца.Его имя означает - "дающий Бог", "податель всех благ".Родитель всего живого и сущего. Род породил все что мы видим вокруг.Главное божество языческого пантеона восточных славян. Перуна считают покровителем воинов и витязей.Плетет нити судеб, покровительница женских рукоделий, попечительствует женскому плодородию и урожайностиПокровитель домашнего скота и богатства, попечитель торговцев, землепашцев.. ДажьбогСварогРодПерунМакошьВелес
Рыбаков Б. А. дал интересную периодизацию славянского язычества, разделив его на четыре стадии: 1. Культ «упырей (вампиров) и берегинь» - дуалистический анимизм первобытных охотников каменного века, одухотворявший всю природу и деливший духов на враждебных и благожелательных. 2. Культ земледельческих небесных божеств «Рода и рожаниц». Исторически две рожаницы предшествуют Роду; это были богини плодовитости всего живого, ставшие в дальнейшем матриархальными богинями аграрного плодородия (энеолит). Род - дальнейшая патриархальная стадия развития тех же представлений, переродившихся в бронзовом веке в первобытный земледельческий монотеизм. Автор XII в. считает, что культ Рода был присущ не только славянам, по я многим народам Ближнего Востока и Средиземноморья Можно думать, что в источниках Род выступает и под именем Сварога («Небесный» - архаичная форма) или Стрибога («Бог-отец»- форма, известная с X в.). По всей вероятности, еще одним из обликов верховного небесного божества был индоевропейский Deus Дый (Див?). Культ двух рожаниц пережил культ Рода. 3. Культ Перуна, являвшегося в древности богом грозы, молний и грома, а в дальнейшем ставшего божеством воины и покровителем воинов и князей. При создании государства Киевской Руси Перун стал первым, главным божеством в кияжеско-государственном культе 10в. 4. После принятия христианства в 988 г. язычество продолжало существовать, отодвинувшись на «украины» государства» (двоеверие).Главными божествами славян являлись: божество Вселенной — Род, божество солнца — Даждьбог. Мокошь - богиня земли, бог скота — Велес, бог огня — Сварог, бог грозы — Перун. Кроме того, существовало множество мелких божеств. Священным считался домашний очаг или печь, как символ семьи. Огню молились под овином (в котором сушилось зерно).
Языческая религиозная система, характерная для всех народов, отражала своеобразный договор человека с определенными силами природы - богами. В любом явлении окружающего мира языческое мышление усматривало сакральную волю светлых, либо темных божеств.Многочисленные источники донесли до нас сведения о почитании славянами природных культовых объектов. Среди них можно назвать камни, родники, колодцы, деревья, болота, озера, деревья, вообще все объекты, выделявшиеся по тем или иным причинам из окружающего ландшафта.
Известные на сегодняшний день славянские языческие святилища условно можно отнести к пяти различным типам:1. Круглые площадки - капища, с идолом в центре и ограниченные рвом или системой ям.2. Малые городища - святилища, круглые площадки огороженные рвом и невысоким валом.3. Храмы - деревянные постройки, внутри которых находились идолы.4. Городища - убежища, на которых располагались святилища.5. Большие культовые центры в которых сочетались все типы святилищ и почитание отдельных природных объектов
Капище – языческое святилище древних славян Наиболее характерным признаком славянских святилищ является их круглая (реже овальная) форма. В центре обычно помещался кумир или иной культовый объект. Иногда центральная часть капища была дополнительно обнесена внутренним кругом из столбовых ям (вероятно, для установки в них дополнительных кумиров или требников), камней или земли, ограждавших центральную площадку. Подобная площадка, по-видимому, была подножьем основного кумира.
Святилище ПерунаВ 1951-52 годах В.В.Седовым был открыт культовый комплекс на урочище Перынь
Перуна не без оснований считают главным божеством языческого пантеона восточных славян. Его считают покровителем воинов и витязей и славят в дни победы и приносят жертвы, желая достижения военного успеха. Так же Перуну подвластны стихии природы и некоторые сферы жизни людей.Перун — это, прежде всего, бог грозы, грома, также он тесно связан помимо огня с культом воды, дерева и камня. Он считается родоначальником небесного огня, который, нисходя на землю, дает жизнь. С наступлением весеннего тепла он оплодотворяет землю дождями и выводит из-за туч ясное солнце. Его усилиями мир всякий раз как бы рождается заново.Люди верят, что Перун, гуляя по белому свету, охотно принимает облик лесного быка Тура, поэтому бык считается священным животным Перуна. Цветком его считается голубой ирис (шесть лилово-голубых лепестков, громовой знак).Святилища Перуна устраиваются под открытым небом. Они имеют форму цветка: в тех святилищах, что раскопаны археологами, «лепестков» обычно восемь, но в древнейшие времена, по мнению ученых, их было шесть. «Лепестки» представляли собой ямы, в которых горят неугасимые священные костры. Посередине ставится скульптурное изображение Перуна. Перед изображением Бога помещается алтарь, обычно в виде каменного кольца. Туда складываются приношения и проливают жертвенную кровь, чаще всего животную, но в древние времена в жертву приносили и рабов, захваченных в военных походах.
С развитием общественных отношений и возникновений признаков государства на первый план выходит культ воинствующего Перуна, покровителя князя и его дружины. Постепенно выстраивается новая иерархия богов, которая как зеркало отражает изменения, происходящие в славянском обществе. Князь во главе людей – Перун во главе богов.
Датский историк, описывая контыну (слявянский языческий храм), которая была разрушена при взятии города Арконы датским королем Эриком, говорит: «В центре равнины находился город; в городе этом выделялось святилище, чудесно исполненное из дерева; в этом святилище не только почитали Добро, но в нем были также изображения тех богов, которых боялись. Наружную оболочку (стены?) составляла связная конструкция (сруб?); верх был покрыт красной (червоной) краской; внутренней опорой служили четыре столба, а вместо стен (внутренних?) были повешены пышные ткани».
Обряд «перепекания»: на лопату и в печь?Не верь глазам своим: многие персонажи славянского языческого эпоса были дискредитированы церковью. Например, Баба Яга – хранительница леса, Кощей Бессмертный – символ замерзающей (окостеневающей) природы, которая весной опять оживает!
Одно из значений слова – Солнцеворот.
У древних славян год делился на двенадцать месяцев, названия которых были тесно связаны с явлениями природы:сечень (январь) - время вырубки леса; лютый (февраль) - лютые морозы; березол (март) - существует несколько толкований: начинает цвести береза, брали сок из берез, жгли березу на уголь; цветень (апрель) - цветение садов; травень (май) - зеленеет трава; червень (июнь) - краснеют вишни; липец (июль) - цветение липы; серпень (август) - от серпа - время жатвы; вересень (сентябрь) - цветение вереска; листопад (октябрь) - опадение листьев у деревьев; грудень (ноябрь) - от слова "груда" - мерзлая колея на дороге; студень (декабрь) - студено, холодно.
П.Н. ТретьяковПетр Николаевич Третьяков (1909-1976), известный советский археолог-славист, автор одной из основных и выдержавших проверку временем концепции славянского этногенеза, многие положения которой стали отправной точкой дальнейшей реконструкции раннеславянской истории, ведущейся рядом археологов (Е.А. Горюнов, А.М. Обломский, И.О. Гавритухин, Р.В. Терпиловский, О.М. Приходнюк и т.д.).
Сунгирь — верхнепалеолитическая стоянка древнего человека на территории Владимирской области. Стоянка находится на восточной окраине Владимира в месте впадения одноимённого ручья в реку Клязьма, в километре от Боголюбово. Обнаружена в 1955 году при строительстве завода и исследована О. Н. Бадером. Предполагаемый возраст 25 тысяч лет. Сунгирь - одна из самых богатых и исследованных стоянок древнего человека: в ходе раскопок, которые велись почти 30 лет, было сделано около 70 тысяч археологических находок.
Реконструированное жилище выглядело примерно таким образом:
1 – статуэтка Мокоши из Авдеево (ок. 20 тыс. до н.э.); 2 – 4 – статуэтки Мокоши из Триполья и балканских культур (7 – 3 тыс. до н.э.); 5 – вышивка с изображением Мокоши; 6 – керамика с антропоморфным и символическим изображениями Мокоши (Триполье, 7 – 3 тыс. до н.э.); 7 – изображение Мокоши в виде двухголового «орла» (дракона); 8 – вышивка с символами Мокоши.С 15-го тыс. до н.э. на Русской равнине складываются культуры мезолита – рессетинская (11 тыс. до н.э.) и иеневская (6,5 тыс. до н.э.). Обе культуры наследуют верхнепалеолитические традиции памятников типа Гагарино – Хотылево II – Мёзин – Костёнки – Зарайск – Авдеево.
Славяне были охотниками, бортниками, пахарями, скотоводами, ремесленниками, воинами, судостроителями, торговцами.
Художник Н.К.Рерих Начало Руси"Заморские гости" - одна из картин цикла «Русь изначальная» , написанная в 1901 году.