Открытое занятие по программе Занимательная азбука на тему: Сказки, стихотворения, рассказы об осени (чтение, пересказ, инсценировка) для детей 4 летнего возраста.


ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Занимательная азбука»
Тема: «Сказки, стихотворения, рассказы об осени (чтение, пересказ, инсценировка».
Для детей 4- х летнего возраста.
Составитель: педагог дополнительного образования
Бровкина Галина Владимировна.
Тема занятия: «Сказки, стихотворения, рассказы об осени (чтение, пересказ, инсценировка».
Название занятия:
«Сказка «Три сестрички»».
Цель:
Обобщение и закрепление знаний детей о приметах осени, названий осенних месяцев, понятий «Фрукты», «Овощи», «Ягоды», «Грибы», «Деревья», «Перелетные птицы».
Задачи:
Обучающие:
Обогащение словарного запаса:
Закрепить знания детей об осенних месяцах, приметах осени, понятиях «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Ягоды».
Формирование лексико- грамматического строя речи:
Закрепить умение согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.
Развитие связной речи:
Закрепить умение детей разыгрывать стихотворение по ролям.
Развитие звуковой культуры речи:
Закрепить знания детей о понятиях «Звук», «Гласные и согласные звуки».
Подготовка к обучению грамоте:
Закрепить знания детей о понятиях «Буква», «Гласные и согласные буквы».
Развивающие.
Развить устойчивую психологическую социальную адаптацию к восприятию информации, знаний ребёнка.
Развить воображение, память, внимание, речь детей, инициативу.
Воспитательные.
Воспитывать умение выслушивать до конца товарища, не перебивая его, воспитывать любовь и интерес к русскому языку, формировать эмоциональную отзывчивость.
Тип занятия:
Повторение и закрепление ранее изученного материала.
Форма занятия:
Игра- путешествие.
Метод проведения занятия:
Словесный.
Предполагаемый результат:
Дети повторят виды транспорта, вспомнят, каким бывает «сказочный» транспорт; вспомнят названия осенних месяцев, примет осени; повторят понятия «Звук- буква»; инсценируют стихотворение «Тучи».
В данном занятии используются технологии:
-здоровье сберегающие (физкультминутка, динамические паузы);
-личностно-ориентированные (индивидуальный подход к каждому воспитаннику);
-технология воспитания сказкой (использование сказок и магнитного кукольного театра);
-игровые (игра- путешествие).
Дидактические, методические, наглядные пособия:
Для учащихся:
Магнитные бумажные круглые бусины с изображенными на них овощами, фруктами, ягодами, грибами; листочки с деревьев; картинки- тучки для инсценировки стихотворения; картинки- снежинки с буквами.
Для педагога:
Диск с музыкальной заготовкой; магнитные картинки с изображениями: Сентябринки, Октябринки, Ноябринки, волшебного леса, осеннего дерева, ветра, листопада, тучи с дождинками, тучи со снежинками, кувшина с капельками воды, баночки со снежинками; дидактические карточки: «Цветы осени», «Деревья», «Сказочный транспорт»; мнемотаблицы: «Перелетные птицы», «Как животные готовятся к зиме».
Оборудование:
Магнитофон.
Методическое обеспечение занятия:
Дидактическая игра «Собери урожайные бусы»;
Дидактические карточки «Цветы осени»;
Дидактические карточки «Деревья»;
Дидактические карточки «Сказочный транспорт»;
Мнемотаблица «Перелетные птицы»;
Мнемотаблица «Как животные готовятся к зиме»;
Набор снежинок с изображенными на них буквами.
Интернет ресурсы:
www.razvitierebenka.comwww.maam.ruwww.olesya-emelyanova.ruwww.liveinternet.ruwww.nashideto4ki.ruwww.rebenok16.ruОрганизационный этап:
Цель:
Создать благоприятную атмосферу для проведения занятия, настроить детей на восприятие материала.
Приветствие педагога:
Здравствуйте ребята, я рада вас видеть. Давайте мы с вами поздороваемся и начнем наше занятие. (Дети хором говорят стихотворение).
Стихотворение- приветствие:
Мы друг к другу повернемся (поворачиваются вправо и влево),
И друг другу улыбнемся (улыбаются друг другу).
Нам с тобою по пути (шагают на месте),
Будет весело идти!
Здравствуй, здравствуй детвора! (Детей приветствует педагог)
Заниматься нам пора! (Дети подпрыгивают и хлопают в ладоши громко произнося эти слова)
Педагог:
Хотите отправиться сегодня в сказку? (Ответы детей). Нас пригласили к себе в гости сестрички Сентябринка, Октябринка и Ноябринка. Встретиться с ними можно только тогда, когда наступает осень. Ну что, готовы? Как вы думаете, а на каком виде транспорта мы с вами можем добраться до сказочной страны, где живут наши сестрички? Какие средства передвижения вы знаете? (Педагог с детьми повторяет средства передвижения, дети вспоминают, какие бывают сказочные средства передвижения и выбирают, на чем же они отправятся в путешествие).
Педагог:
Ребята, мы выбрали с вами сказочное средство передвижения. (Педагог включает музыкальную заготовку, дети представляют, что они садятся на данное средство передвижения, выполняют имитационные движения).
Педагог:
Вот мы и добрались с вами до сказочной страны. (Педагог крепит на доску магнитную картинку- изображение осеннего леса, на полянке которого стоит домик). В волшебном лесу, на полянке, стоит домик, в котором живут три сестрички- Сентябринка, Октябринка и Ноябринка. (Педагог крепит на доску магнитные картинки-изображения сестричек).
Основной этап:
Цель:
Добиться усвоения детьми материала занятия игровыми методами.
Педагог:
Ребята, я знаю, что сестрички очень любят рисовать. Они берут волшебные краски и каждая разрисовывает осень по- своему (по ходу сказки педагог пользуется магнитным кукольным театром, магнитные картинки крепятся на магнитной доске).
Сентябринка разукрашивает листья на деревьях в яркие цвета. (Педагог крепит на магнитной доске изображение осеннего дерева.) Ребята, а скажите пожалуйста, какого цвета листья на деревьях осенью? (Ответы детей). Правильно, Сентябринка разукрашивает листочки в желтый, оранжевый, красный и коричневый цвета.
Октябринка разукрашивает ветер в голубой или серый цвета, смотря какое у него настроение, и он помогает Октябринке устраивать листопад. Ветер, когда у него хорошее настроение, дует тихонько на листочки, и они плавно падают с деревьев на землю. А когда у ветра плохое настроение, он надувает свои щеки и дует на листочки со всей силы! (Педагог крепит на доске изображение ветра).
А Ноябринке нравится разукрашивать тучки и дождинки, и даже первые снежинки! (Педагог крепит на доску изображение тучки с дождинками и тучки со снежинками).
Педагог:
В один из дней в волшебной стране должен состояться праздник- праздник Осени. Сентябринка, Октябринка и Ноябринка готовили к празднику подарки.
Сентябринка решила собрать на ниточки урожайные бусы. На одну ниточку нанизать фрукты с деревьев, на другую- овощи с огорода, на третью- грибы из осеннего леса, на четвертую собрать ягоды с кустов.
Педагог:
Ребята, давайте поможем Сентябринке собрать урожайные бусы.
Дидактическая игра «Собери урожайные бусы».
На доске педагог рисует 4 ниточки для бус и крепит в свободном порядке магнитные кружочки с изображенными на них фруктами, ягодами, овощами, грибами. Детям предлагается собрать на одну ниточку фрукты и назвать их, на другую- овощи и назвать их, на третью- ягоды и назвать их, на четвертую- грибы и назвать их. При этом педагог повторяет с детьми, где растут фрукты, где растут ягоды, где растут овощи, где растут грибы, и что грибы бывают съедобными и несъедобными.
Педагог:
Молодцы, ребята, справились с заданием, все бусы собрали. А что же собирается делать наша Октябринка?
Октябринка решила собрать букет из осенних цветов и устроить салют из листьев с деревьев, позвав на подмогу ветер. И чтобы обязательно были листочки со всех деревьев!
Ребята, поможем Октябринке? (Ответы детей.) Давайте мы с вами посмотрим, из каких осенних цветов можно собрать букет (дети при помощи карточек вспоминают, какие цветы зацветают осенью и составляют из них букет).
Педагог:
Какой красивый букет получился у нас с вами!
Смотрите, сколько красивых листочков на деревьях в осеннем лесу! Все они такие разные! (Педагог раздает детям по одному листочку. Ребята рассматривают свои листочки и рассказывают с какого дерева эти листики). Октябринка решила позвать на подмогу ветер, чтобы устроить праздничный салют из листьев со всех деревьев в лесу. Как ветер подует на листочки? (Дети кладут на ладошку листочек с дерева и показывают, как ветер дует на листочки, сдувая листок с ладони).
А давайте попробуем представить, что вы все- осенние листочки на деревьях. Возьмите в каждую руку по одному листочку и мы с вами вместе расскажем стихотворение про осенние листики.
Стихотворение «Осенние листики».
Мы листики осенние
На веточках сидели (подняв руки вверх, машут листочками).
Дунул ветер- полетели! (Движения листочками вправо- влево).
Мы летели, мы летели
И на землю дружно сели! (Присели).
Снова ветер набежал
И листочки все поднял! (Встают и поднимают листочки над головой).
Завертел их, закружил (делают движения руками, как будто листочки кружатся в воздухе)
И на землю уронил! (Приседают, а потом встают и листочки держат над головой).
Это осень золотая
Листопадом нас встречает! (Подкидывают листочки вверх).
Педагог:
Какой красивый листопад мы помогли устроить Октябринке! А что же готовит Ноябринка к празднику?
Ноябринка решила собрать в кувшин дождинки для того, чтобы приготовить волшебный напиток и первые снежинки в баночку для вкусного мороженого. А ещё Ноябринка должна успеть собрать перелётных птиц в стаи и отправить их в тёплые края и, вместе со своими сестричками, помочь лесным жителям подготовиться к зиме.
Педагог:
Как много надо успеть сделать Ноябринке! Я думаю, что и ей мы сможем помочь! Для того, чтобы собрать дождинки для приготовления волшебного напитка, нам надо с вами поиграть с тучками. (Детям предлагается инсценировать стихотворение «Тучи», которое они учили на предыдущих занятиях. Для этого педагог выбирает двух актеров- тучек, одного автора, а все остальные дети- хором читают часть стихотворения. У актеров в руках картинки тучек).
Стихотворение «Тучки».
Автор:
Туча тучу повстречала.
Туча туче прокричала:
Первая туча:
-Прочь с дороги, уходи!
-Прочь с дороги,
Дай пройти!
Автор:
Отвечала туча туче:
Вторая туча:
-Ты меня не трогай лучше!
Если тронешь- проучу
И тебя поколочу!
Все дети хором:
Туча тучу лбом, лбом! (Ударяют кулачками друг о друга).
А по небу гром, гром! (Хлопают в ладоши).
Бились тучи целый час,
Слезы сыпались из глаз! (Показывают руками, как капают капельки).
И пошел дождик!
Педагог:
Смотрите, мы с вами собрали целый кувшин капелек! Вкусный напиток получится у Ноябринки! А для того, чтобы собрать первые снежинки для мороженого, я предлагаю вам поиграть в игру «Первый снег». (Педагог берет тучу с нарисованными на ней снежинками и крепит ее на магнитной доске, а потом берет снежинки с написанными на них буквами и подбрасывает снежинки вверх. Каждый ребенок должен взять по одной снежинке и потом назвать ту букву, которая на них написана).
Педагог:
Вкусное, наверное, мороженое получится у Ноябринки! Ребята, Ноябринке надо еще птиц собрать в стаи и отправить в теплые края. А зачем птицы улетают в теплые края? (Ответы детей). А все птицы улетают? (Ответы детей). Давайте мы с вами вспомним, какие птицы улетают и как называются все эти птицы (педагог крепит на магнитной доске мнемотаблицу «Перелетные птицы», при помощи которой ребята вспоминают названия перелетных птиц).
Педагог:
Ребята, а еще сестрички помогают лесным жителям готовиться к зиме (педагог крепит на магнитной доске мнемотаблицу «Как животные готовятся к зиме», при помощи которой дети вспоминают, какие запасы делают животные, кто из животных спит всю зиму).
Педагог:
Скоро в волшебной стране закончиться Осень и придёт Зима. На смену сестричкам придут зимние братья- месяцы и встретиться с Сентябринкой, Октябринкой и Ноябринкой мы сможем только через год, когда опять наступит Осень.
3.Заключительный этап:
Цель: закрепить полученные знания, подводя итоги игрового путешествия.
Педагог: Ну вот и подошло к концу наше путешествие в волшебную страну. Вместе с Сентябринкой, Октябринкой и Ноябринкой мы сегодня с вами подготовились к празднику осени: собрали урожайные бусы из фруктов, овощей, ягод, грибов; собрали букет из осенних цветов; вспомнили, какие бывают деревья и какие у этих деревьев листочки; вспомнили, какие птицы улетают на юг и как лесные жители готовятся к зиме; поиграли со снежинками- прочитали буквы, которые на них написаны. А теперь пришла пора нам с вами возвращаться домой, в студию (дети вспоминают на каком виде сказочного транспорта они добрались до сказочной страны, педагог включает музыкальную заготовку, дети представляют, что они садятся на данное средство передвижения, выполняют имитационные движения).
Педагог:
Вот мы и вернулись с вами в студию «Вундеркинд». Сестрички просили вам передать маленькие подарки- наклейки- смайлики, для того, чтобы у вас всегда было только хорошее настроение. (Педагог сообщает о том, что занятие окончено.)
Дети забирают наклейки- смайлики и уходят домой. Занятие окончено.