Пояснительная записка к методическому семинару к конкурсу Учитель года-2017
Компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности.
1 слайд. Компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности.
2 слайд Визитка: Меня зовут Макеева Ольга Владимировна. Я работаю в МБОУ Новоселковская СШ учителем английского языка. Моё профессиональное кредо: «Учитель – это человек, который учится всю жизнь».
3 слайд. Тема презентации: ИКТ в обучении иностранного языка.
4 слайд. Условия формирования личного вклада в развитие образования.Процесс внедрения ИКТ в обучение ИЯ набирает темп. Уровень профессиональной грамотности меня, как учителя, значительно возрос за последние годы, благодаря активному участию в различных теоретических и практических семинарах по применению ИКТ в учебно-воспитательном процессе, вебинарах («Использование электронных учебных пособий (обучающих компьютерных программ) в обучении английскому языку»), а также благодаря имеющимся в школе материально-техническим условиям (оборудованный лингафонный кабинет).
В марте 2014 г. мною был подготовлено выступление на РМО с докладом по теме: «Технологии интерактивного обучения на уроках английского языка». В том же году принимала участие в районных педагогических чтениях «Инновационные стратегии образования в ВУЗе и школе в условиях перехода на ФГОС» (доклад «Педагогические инновации на уроках английского языка»), а также прошла курсовую подготовку по модулю «Введение в информационные образовательные технологии XXI века. OC WINDOWS». В апреле 2016 г. мною был подготовлено выступление на РМО с докладом по теме: «Инновационные технологии обучения на уроках английского языка в рамках введения ФГОС» (из опыта работы).
В ноябре 2015 г. участвовала в практико-ориентированной онлайн конференции «Современная школа: новые образовательные технологии и электронные учебники» (сертификат). В марте-апреле 2016 г. участвовала в практико-ориентированной онлайн конференции «Современная школа: новые образовательные технологии и электронные учебники. Весенняя сессия» (сертификат). В сентябре-ноябре 2016 г. участвовала в практико-ориентированной онлайн конференции «Инновации для образования» (сертификат).
Участвую в обсуждении данной темы в социальной сети работников образования [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] , [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] , делюсь опытом работы, выкладываю методические разработки уроков, внеклассных мероприятий, презентации и др.
5 слайд. Актуальность. На данном этапе развития российского образования основной задачей школы становится формирование социокультурной компетентности обучающихся (умение адаптироваться в изменяющихся условиях жизни: видеть проблемы, анализировать их, оценивать и находить пути решения; умение работать с информацией, умение коммуникации в широком социальном плане). Широкое использование средств информационных и коммуникационных технологий на уроках определяет их стремительное внедрение в учебный процесс и способствует модернизации образовательного пространства школы.
Актуальность данной работы определяется рядом противоречий между потребностью общеобразовательной школы в повышении качества и эффективности образования и существующей системой обучения иностранному языку, между необходимостью развития мотивации учебной деятельности учащихся средствами ИКТ на уроках английского языка и недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы эффективного использования ИКТ для решения этой задачи; между растущими требованиями к мотивационной и коммуникативной составляющей образовательного процесса и невысоким уровнем ее реализации в большинстве современных программных средств ИКТ по английскому языку.
6 слайд. Теоретическое обоснование.
Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые. Различные дидактические проблемы компьютеризации обучения нашли отражение в работах В.П.Беспалько, Е.С.Полат, И.В.Роберт; методические - Б.С. Гершунского, Е.И.Машбица; психологические – И.А.Васильевой, Е.М. Осиповой, Н.Н. Петровой и др. Изучая педагогический аспект этой проблемы, я обратилась к исследованиям ученых: Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной. Б. Хантер и др. Но наиболее важным считаю принципы ИКТ, изложенные в работе "Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий" И.В. Гиркин.
7 слайд. Цель и задачи педагогической деятельности. Считаю, что главная цель учителя английского языка – развитие познавательной активности обучающихся на уроках английского языка через использование ИКТ. Для этого необходимо следующее: 1.формировать информационную компетенцию учащихся, т.е. научить находить необходимую информацию, анализировать ее, выбирать главное и использовать выбранное для решения своих собственных целей и создания нового продукта; 2.развивать у них навыки самообразования, т.е. умение ориентироваться в информационных потоках, способность к самообразованию и переквалификации. 3. повышать мотивацию обучающихся, а, следовательно, нацеливать учеников на качественное владение иностранным языком. 4. ИКТ также помогают им развивать самоконтроль и чувство ответственности за выполненную работу. 5. расширять возможности общения, стимулировать их к самостоятельному поиску дополнительной информации. 6. повышать интерес к изучению английского языка. 7. создавать возможности творческого [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
8 слайд. Из поставленных целей и задач была сформулирована ведущая педагогическая идея. "Применение ИКТ с целью повышения познавательной активности учащихся в процессе обучения ИЯ".
9 слайд. Основываясь на педагогическую идею, в своей работе широко применяю мультимедийные презентации, интернет - ресурсы.
10 слайд. Мультимедийные презентации удобны для учителя и для учеников. Обладая элементарной компьютерной грамотностью можно создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают учащихся на успешные результаты. Образовательный потенциал ММП может эффективно использоваться на уроках ИЯ для осуществления наглядной поддержки обучения речи. С преимуществами использования ММП можно ознакомиться на слайде.
11 слайд. Мультимедийные презентации различаются по видам речевой деятельности; по аспектам речи; по видам опор.
12 слайд. Преимущества внедрения Интернет-технологий, а также позитивное влияние Интернет коммуникации (электронной почты, чата, форумов, веб - конференций и т.д.) на формирование иноязычной коммуникативной компетенции не вызывает сомнений. Учебные Интернет – ресурсы должны быть направлены на:
комплексное формирование и развитие аспектов иноязычной коммуникативной компетенции во всем многообразии ее компонентов (лингвистического, социолингвистического, социокультурного, стратегического, дискурсивного, учебно-познавательного)
умение использовать ресурсы Интернета для самообразования
умение использовать ресурсы Интернета с целью знакомства с культурно-историческим наследием различных стран и народов, а также выступать в качестве представителя родной культуры, страны, города;
умение использовать ресурсы сети для удовлетворения своих информационных и образовательных интересов и потребностей.
13 слайд. В зависимости от методических задач мы можем использовать различные информационные ресурсы.
14 слайд. Результативность.
Положительными результатами использования данного опыта можно считать следующее:
На протяжении 3-х лет наблюдается стабильная динамика показателей успеваемости и качества знаний обучающихся по иностранному языку
Доля обучающихся, освоивших государственные учебные программы по английскому языку
Доля обучающихся, получивших «4» и «5», от общего количества обучающихся по английскому языку
Доля обучающихся, оставленных на повторное обучение, от общего числа обучающихся по английскому языку
2013-2014
100%
74%
0%
2014-2015
100%
73%
0%
2015-2016
100%
72%
0%
2. Результаты анкетирования
Опрошено 21 человек.
Важно ли применение ИКТ на уроках, во внеурочной деятельности и для самостоятельной работы?
- Все ребята дали положительный ответ.
Что дает применение ИКТ?
Самыми распространенными были ответы:
- Способствует запоминанию;
- Дает дополнительную информацию;
- Делает урок более интересным, привлекает внимание;
- Реализует возможности и развивает творчество
15, 16 слайды. Применение ИКТ можно проследить на примере проектной деятельности и участия обучающихся в конкурсах детского творчества.
17 слайд. Транслируемость практических достижений.
Моим опытом может воспользоваться не только учитель иностранного языка, но и учитель-предметник, т.к. метод работы с информацией может применяться на любых уроках, а работа над проектами становится актуальной в связи с введением ФГОС.
При использовании ИКТ на уроках можно столкнуться со следующими трудностями:
1. ограничение количества лицензий и системных требований к компьютерам;
2. ограничение условий работы с применением ИКТ;
3. низкая скорость сети интернет.
18 слайд. Список литературы.
19, 20 слайды. Приложения.
ВЫВОД: Перечисленные выше варианты использования ИКТ способствуют главному: повышают мотивацию а, следовательно, нацеливают учеников на качественное владение иностранным языком. ИКТ также помогают им развивать самоконтроль и чувство ответственности за выполненную работу, расширять возможности общения, стимулировать их к самостоятельному поиску дополнительной информации, создавать возможности творческого [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Однако, несмотря на все преимущества информационных технологий, они не могут полностью заменить учителя иностранного языка. Нельзя забывать о воспитательных функциях преподавателя, которые не могут быть реализованы ИКТ.
15