Консультация для родителей на тему Обучение родителей эффективным приёмам воспитания ребёнка с речевыми нарушениями и организация коррекционно-развивающей среды в семейных условиях


Консультация
учителя- логопеда для родителей детей дошкольного возраста
Обучение родителей эффективным приёмам воспитания ребёнка с нарушениями речи и организация коррекционно-развивающей среды в семейных условиях



Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Одна из сторон речи - звукопроизношение, которое лежит в основе. Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. Но у многих детей этот процесс задерживается. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. Весь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и, в частности, владения правильным звукопроизношением. У старшего дошкольника недостатки речи физиологически не оправданы. Наблюдения показывают, что у большинства старших дошкольников и школьников 1- х классов, обладающих недочетами речи, нет не каких серьезных нарушений, у этих детей выработалась привычка нечистой речи, связанная и с неправильным воспитанием. Как показывает практика большое количество детей, поступает в школу с нарушениями речи. Очень серьезно вступает вопрос о чистоте детской речи. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость, страдает письменная речь. Младшие школьники преимущественно пишут так, как говорят. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, могут замыкаться, стесняться, у детей может развиваться чувство негативизма. Что влияет на успеваемость, среди неуспевающих школьников младших классов отличается большой процент косноязычных.
Своевременное развитие речи у детей перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Следует отметить, что большое значение имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.
Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими, он пытается им подражать. Поэтому большую роль в ее формировании играет четкая, неторопливая, грамматически и фонетически правильная речь взрослых. Вот почему не следует искажать слова, имитировать детский лепет. Речь взрослых должна быть образцом. Формирование речи происходит прежде всего в постоянном общении со взрослыми. Возвратившись из детского садика или с прогулки, обязательно вспомните, что вы видели, спросите у ребенка, что он делал в садике, с кем играл, какие были занятия. Если ребенку трудно рассказывать, попробуйте задавать наводящие вопросы. Все дети любят рассматривать картинки в книгах, делайте это вместе с ними и обязательно просите их рассказать, что там изображено. Необходимо научить ребенка пересказывать прочитанное. Начните с самых маленьких сказок, в которых много повторов. Читайте их до тех пор, пока ребенок сможет их хорошо пересказывать. Но помните, что читать детям надо выразительно, стараясь голосом и интонациями выделять разговорную речь, чтобы страшные слова лисы или волка «Я тебя съем» звучали, действительно, выразительно.
Считалки, потешки и загадки легко запоминаются и развивают память, что способствует расширению активного и пассивного словаря. Чистоговорки помогают выработать правильное звукопроизношение. Кроме того, необходимо научить ребенка слышать и дифференцировать звуки. Поиграйте с ребенком в следующую игру. Пусть он отвернется, а вы подвигайте стулом, потопайте, постучите ложками или произведите любые другие звуки, а ребенок должен отгадать, что вы делаете. Можно поиграть в ловишки: у одного игрока глаза завязаны, а другой бегает по комнате с колокольчиком. Можно завести будильник, спрятать его и предложить ребенку определить, откуда раздается звук. Придумывайте любые игры, лишь бы они способствовали развитию звукового восприятия.
Правильное звукопроизношение формируется у ребенка к 4-5 годам, а значит, воспитание правильного произношения всех звуков родного языка должно быть закончено в дошкольном возрасте. В этот период необходимо развивать пассивный словарь (слова, которые ребенок еще не произносит, но соотносит с предметами). Постепенно у малыша будет развиваться и активный словарь (слова, которые он употребляет в своей речи). Необходимо, чтобы ребенок получал новые яркие впечатления, надо создать такую обстановку вокруг него, которая максимально способствовала бы развитию движений и речи. Нужно постоянно поправлять ребенка, чтобы неправильное произношение не стало привычкой, которую впоследствии будет трудно преодолеть.
Следует научить его пересказывать прочитанное. Начните с самых маленьких сказок, в которых много повторов. Читайте их до тех пор, пока ребенок сам не начнёт их хорошо пересказывать. Но помните, что читать детям надо выразительно, стараясь голосом и интонацией выделять разговорную речь, например, страшные слова лисы или волка: «Я тебя съем» должны звучать действительно выразительно. Считалки, потешки и загадки легко запоминаются и развивают память, что способствует расширению активного и пассивного словаря. Чистоговорки помогают вырабатывать правильное звукопроизношение.
Иногда плохое произношение связано с вялостью мышц языка, губ, нижней челюсти. Для устранения проблемы необходимо проводить артикуляционную гимнастику, целью которой является выработка правильных движений артикуляционных органов, укрепление мышц лица, языка, губ, мягкого неба. Проводить её необходимо обязательно перед зеркалом и ежедневно. Только в этом случае занятия принесут ожидаемый результат.
Родители должны всегда помнить то, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, его поведение и возможности познания мира, следовательно, и его личность будет наиболее гармонично развиваться.
Звукопроизношение – процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы.Нарушение звукопроизношения – группа дефектов произношения, включающая такие нозологические формы как дислалия, ринолалия (палатолалия), дизартрия и, частично, афазия. Нарушения звукопроизношения следует дифференцировать с диалектным говором и неправильным произношением в результате низкой культуры речи и грамотности.Дислалия – нарушение звукопроизношения, возникающее либо из-за анатомических дефектов артикуляторного аппарата, либо из-за функциональных нарушений в речедвигательной и в речеслуховой системах, либо в результате неблагополучных социально-психологических условий. Логопедические занятия по коррекции нарушений звукопроизношения  проводятся два-три раза в неделю – индивидуально или в подгруппе, в зависимости от сложности речевого нарушения. После занятий индивидуально каждому  ребёнку в соответствии с его речевым нарушением, даются задания на дом.  Домашние задания даются с целью закрепления знаний и умений, полученных на логопедических занятиях в ДОУ.
При выполнении домашних заданий следует соблюдать ряд условий:
1 Приступать к выполнению домашнего  задания следует лишь в том случае, когда ваш ребенок  здоров, сыт, спокоен.
2 Необходимо создать мотивацию ребенку, т.е. объяснить, какие лично для него плюсы создаст  правильное звукопроизношение, четкая  и разборчивая речь.
3 Домашние  задания выполняются  систематически, ежедневно, точно по  рекомендации учителя-логопеда.
4 У ребенка обязательно должно быть место для выполнения заданий, оснащенное небольшим зеркалом (для возможности самоконтроля у ребенка во время выполнения заданий), бумажными салфетками для выполнения артикуляционных упражнений, цветными карандашами т.п.
5 Выполнять задания должен сам ребенок, а родители лишь контролируют правильность выполнения и при необходимости поправляют.
6 Если ребенок устал во время выполнения, обязательно нужно дать ему отдохнуть. Если в данный момент  ребенок не хочет заниматься, нужно перенести занятие, но обязательно выполнить задание позже.
7 Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается задание, ободрите,  выполните  предыдущее задание, для вселения уверенности в свои силы и возможности не потерять ранее полученные навыки.
Чтобы выработать хорошую дикцию, необходимо прежде всего укрепить мышцы языка, губ и нижней челюсти, наладить правильное речевое дыхание. Для этого используются специальные упражнения.
Речевое дыхание.
Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.
Упражнения для развития правильного речевого дыхания.
1. Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).
2. Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.
3. Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).
4. Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков:аaaaaаaaaaoooooooаaaaaуууууу
5. Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три...), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь...).
6. Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. Обязательно соблюдайте установку, данную в первом упражнении.
Капля и камень долбит. Правой рукой строят – левой ломают. Кто вчера солгал, тому завтра не поверят. На скамеечке у дома целый день рыдала Тома. Не плюй в колодец – пригодится воды напиться. На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора. Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка... Интересно, сколько Егорок получится у Вас на одном выдохе?
Гимнастика для рук
Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, а также, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.
Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжённость не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка. Исследования доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий головного мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
      Благоприятное воздействие на развитие движений кисти пальцев и рук оказывает самомассаж, а также  специальные упражнения для пальцев и кисти рук.
 Самомассаж пальцев и кисти рук.
*     Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки .
*   Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.
*    Растирание ладоней движениями вверх – вниз.
*    Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
*  Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперёк . *   Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп.
*    Надавливание незаточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша влево – вправо.
*     Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочерёдное растирание.
Упражнения для пальчиковой гимнастики за столом.
* Свободное похлопывание кистями по столу поочерёдно и 
    одновременно.
* Свободное постукивание пальцами  по столу обеими руками и
     поочерёдно.
* Поочерёдное приподнимание и опускание пальцев (кисти рук лежат на      столе): правой, левой руки, одновременно.
* Имитация игры на пианино.
* Разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на столе).
* «Бегают человечки» (указательный и средний пальцы левой, правой       руки, одновременно).
* Поочерёдная смена положения рук: кулак – ладонь – ребро.
* Надавливание поочерёдно подушечками пальцев на поверхность стола
    (постукивание).
* Постукивание поочерёдно подушечками пальцев по поверхности  стола.
     Работу по развитию движений пальцев и кисти рекомендуется проводить систематически по 5 минут ежедневно.
 Все упражнения выполняются в медленном темпе, сначала одной, затем другой рукой, а в завершении двумя руками вместе.
Артикуляционная гимнастика
Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения, а также укрепление мышц лица, языка, губ, мягкого нёба.
Все упражнения выполнять не надо. Логопед назовет упражнения, которые нужны именно вашему ребенку. Проводить гимнастику необходимо обязательно перед зеркалом и ежедневно. Только в этом случае занятия принесут ожидаемый результат.
Упражнения делятся на статические и динамические. Каждое упражнение имеет свое название и желательно, чтобы ребенок запомнил названия выполняемых упражнений. С одной стороны, ему так интереснее, с другой — вам не надо каждый раз объяснять способ выполнения, достаточно сказать: «Давай поиграем в лошадку» или «Давай сделаем горку».
Перед тем, как начать упражнения, расскажите ребенку сказку о «Веселом Язычке». Загадайте загадку малышу.
Красные двериВ пещере моей, Белые звери Сидят У дверей.И мясо, и хлеб — всю добычу мою — Я с радостью белым зверям отдаю
(К. Чуковский)
Вот так и у малыша: пещера или домик — это его рот. Белые звери — зубки. В домике живет непослушный язычок.
Статические упражнения:
«Лопаточка». Широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Обратите внимание, чтобы язык не дрожал. Расскажите ребенку, что язычок устал и решил отдохнуть на скамеечке.
«Чашечка». Рот широко открыт. Широкий язык поднят к верхним зубам, но не касается их.
«Иголочка». Раскрыть рот и сильно высунуть узкий язык. Язычок хочет узнать, такой ли он остренький, как жало у пчелки.
«Горка». Рот раскрыт. Кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка выгнута. Когда кошка хочет напугать, она выгибает спину, так и язычок пугает зубки.
«Трубочка». Высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. При выполнении этого упражнения держите что-нибудь легкое около рта, чтобы ребенок видел результат дуновения воздуха.
Каждое упражнение выполняется 10–15 секунд и повторяется 8–10 раз четко и медленно.
Динамические упражнения:
«Часики». Узким кончиком языка тянуться попеременно к уголкам рта. Делается в медленном темпе под счет.
«Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и тянуть подъязычную связку.
«Змейка». Узкий язык высунуть и убрать.
«Качели». Напряженным языком тянуться к носу и подбородку.
«Футбол». Рот закрыт. Языком упираться по переменно то в одну щеку, то в другую.
«Почистить зубки». При закрытом рте круговым движением провести языком между губами и зубами.
«Катушка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние зубы, а боковые края прижаты к верхним зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается вглубь рта.
«Гармошка». Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу и сильнооттянуть вниз нижнюю челюсть.
«Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка провести отверхних резцов до мягкого нёба.
«Вкусное варенье». Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в рот.
«Оближем губки». Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, потом нижнюю губу по кругу.
Каждое упражнение выполняется по 8–10 раз.
Упражнения для губ:
«Улыбка». Губы растянуть в улыбке так, что бы зубы не были видны.
«Хоботок». Вытянуть вперед сомкнутые губы.
«Заборчик». Верхние и нижние зубы обнажены, как при улыбке.
«Трубочка». Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. Если ребенку трудно вытянуть губы вперед, предложите ему дотянуться губами до чего-нибудь вкусного и взять это губами.
«Кролик». Зубы сомкнуты, верхняя губа приподнята и обнажает верхние зубы.
«Бублик». Сомкнуть зубы, а губы округлить и чуть вытянуть вперед, чтобы были видны верхние и нижние резцы.
Уважаемые родители!!!
Я благодарю Вас за прочтение моих рекомендаций.
Желаю Вам и вашим детям здоровья,
Радости, улыбок и прекрасного настроения!!!
Желаю, чтоб все исполнялись мечты,
Весь мир становился прекрасней,
И счастье всегда было, там, где есть Вы,
А Вы, где огромное счастье!!!