Развитие фонематического восприятия для профилактики нарушений письменной речи у дошкольников
Глушкова Светлана Викторовна, учитель-логопед МБДОУ «Мозаика».Развитие фонематического восприятия для профилактики дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста
Проблема нарушений письма и чтения – одна из самых острых для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.
• Совершенствование фонематического восприятия (способности воспринимать и различать звуки речи);• Формирование правильного произношения звуков;• Развитие навыков звукового анализа и синтеза;Основные задачи подготовки дошкольников к обучению грамоте:
Чёткие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении. Только при чётком, правильном произношении, возможно, обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой. Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.
1. Развитие сенсорных функций и психомоторики (слухового восприятия, слуховых дифференцировок, пространственных представлений).2. Развитие координации взаимодействия анализаторов и сукцессивных функций (слуходвигательных и слухозрительных связей, способности запоминать и воспроизводить пространственную и временную последовательность действий или символов).3. Развитие психических процессов (зрительного и слухового внимания, памяти).4. Формирование навыков планирования, контроля и коррекции собственных действий; воспитание у детей мотивации на приобретение знаний.5. Развитие речи и формирование навыков целенаправленного анализа и синтеза языковых единиц.Направления работы:
1. Узнавание неречевых звуков.2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру.3. Различение близких по звуковому составу слов.4. Дифференциация слогов.5. Дифференциация фонем.Ступени формирования фонематического восприятия:
Развитие восприятия неречевых звуков.Работа начинается с привлечения внимания детей к звукам окружающего мира: машина поехала, собака лает, дождь капает и т. д. Все звуки отличаются друг от друга по определенным признакам – по высоте, силе (или громкости) и длительности звучания.Поэтому мы учимся с детьми различать любые имеющиеся в природе звуки по названным выше признакам, тем самым, в значительной степени, подготавливая их слух к различению по этим же характеристикам и звуков в потоке речи.
Развитие речевого слухаНа занятиях учим детей различать на слух разные виды интонации, просьбу или приказ, вопрос или повествование, предварительно объяснив, чем они отличаются. Определяя на слух виды интонации, дети лучше и точнее воспринимают содержание произведения, что помогает им в дальнейшем успешно менять тон, силу, тембр голоса при пересказе, драматизации, например, сравнить, как говорит лиса в сказках “Колобок”, “Теремок”, “Лиса и козел”, “Снегурочка и лиса”. Развитию речевого слуха способствует и выразительное чтение художественных произведений взрослыми. Дети, слыша интонационно выразительную речь, сами стремятся при пересказе подражать голосам героев. Развивает речевой слух прослушивание магнитофонных записей сказок, рассказов, стихов, прочитанных мастерами художественного слова.
В данный период проводятся упражнения для развития фонематического восприятия: дети учатся слышать звук в ряду других звуков, слышать слог с заданным звуком в ряду других слогов, определять наличие звука в слове. Эти упражнения готовят детей к умению выделять ударный гласный в начале слова, запоминать и воспроизводить сочетания из двух-трех гласных, определять количество произнесенных звуков и их последовательность. Различение близких по звуковому составу словДидактическая игра “Лишнее слово”. Основной этап
Дидактическая игра “Телефон”Дифференциация слогов
Дидактическая игра«Веселое путешествие»Дифференциация звуков
Дидактическая игра «Цепочка слов»Развитие элементарного звукового анализа
Дидактическая игра«На ракете»
Спасибо за внимание!