Введение в экономику. Основы теории рыночной экономики (Факультатив по экономической теории для учащихся старших классов образовательных учреждений)
Основы теории рыночной экономики
Исследовав ограничения, в которых функционируют субъекты хозяйства, производящие блага, необходимо перейти к проблеме, как при ограниченных ресурсах согласовать действия участников по их использованию. От того, как организованы люди и каков способ связи между ними, зависит содержание и особенности функционирования различных социально-экономических систем. Пограничные условия поведения субъектов не сводятся только к ограниченности ресурсов, они также определяются той формой, которая господствует в системе и создает правовое поле границ действия субъектов и способа их связи.
История не оставила нам множественности выбора способа связи. По существу он давно сформулирован экономической наукой с позиций альтернативы: план или рынок.
Детерминированность этого выбора обусловлена тем, что труд человека, создающего благо, имеет двойственный характер. С одной стороны, труд – это частный труд, так как любой производитель функционирует на свой страх и риск. Он как бы ведет индивидуальное дело. Но это правильно до тех пор, где заканчивается труд для удовлетворения личных нужд производителя. Как только появляется эта пограничная точка, просто производитель превращается в товаропроизводителя. В данном случае частный труд должен быть признан, должен получить общественное признание. А этот процесс связан с обменом товаров на рынке. Таким образом, возникает вопрос: что заставляет человека выполнять определенный род деятельности, производить блага с целью удовлетворения чужых нужд и при этом с максимальной эффективностью при ограниченных ресурсах? Каков общественный механизм?
Истории известны два способа решения этой задачи.
Первый способ – это административный. Экономика в целом и субъекты хозяйства управляются, исходя из своего формального статуса, из единого центра. Центр, с учетом своих концептуальных воззрений, понимания нужд и стратегических задач, как властный субъект, диктует произвести совокупность благ для удовлетворения общественных и личных потребностей, не связывая их производство с ограниченностью ресурсов. Но ограниченность ресурсов сама по себе диктует границы объемов производства, а идея, как объективно понятая ее носителями, представляющими властные структуры. Сами идеи трансформируются впоследствии в директивные планы, которые доводятся до каждого конкретного производителя и жестко контролируются. Поведение работника есть определенная реакция, воспринятая в виде определенной команды и исполняемая им в соответствии с его статусом с учетом жестко детерминированной среды. Способ связи на первый взгляд прост и рационально устроен, но он не учитывает сложность и богатство внутренней природы человека, его желания, устремления, даже, в какой-то мере, страсти. Человек как субъект хозяйства становится в какой-то мере гипертрофированным, не способным ни принимать решения, ни их исполнять. Возникает маргинальный тип хозяйства, который связан с внешней и внутренней природой человека.
Второй способ связи – рыночный. Его основу составляет система экономических стимулов и санкций, которые не исходят из единого руководящего центра, они есть сигналы от потребителя блага. Именно потребитель, удовлетворяющий свои потребности, утоляя нужду через какое-то благо, признает или отрицает его общественную ценность. Возникают особые механизмы реализации способа связи людей в виде товарно-денежных отношений и конкуренции. Производителю благ приходится считаться не только с собственным мнением и значимостью собственно производимого блага, но и помнить, что определение ценности за границами его поведения.
Рыночный механизм согласования действий производителей более жесткий, менее, на первый взгляд, гуманный. Непризнанная ценность производителя может закончиться для него банкротством, убытками. Но эта система связи определяет взаимодействие субъектов с учетом их собственной воли и устремлений как личности, а не как плод насилия себе подобных, будь это в целом государство или какая-то персонифицированная личность типа вождя, не важно, какие у нее благие намерения.
Сделаем попытку сравнительного анализа двух способов общественной связи субъектов и занесем основные характеристики в таблицу.
Поэтому понятен сегодняшний драматизм России. Какой способ общественной связи выбрать? Вопрос не в том, что мы выбираем способ, а в том, что мы выбираем набор проблем, связанный с ним. Вопрос о том, что необходимо реформировать административно-командную систему, встречает мало противников.
Таблица 5.3Сравнительный анализ двух типов способов общественной связиТип общественной связи субъектов
Административный Рыночный
Централизованная, директивная экономика эффективна в экстремальных условиях при наличии ресурсов экстенсивного роста. Мобилизация ресурсов осуществляется через приказ, опираясь на массы с определенной идеологической установкой Рыночное хозяйство основывается на принципе экономической целесообразности – достичь максимальный результат при минимальных затратах. А это, в свою очередь, мощный стимул. В конкурентной борьбе обойти соперника и получить максимальную выгоду
До определенного периода административная экономика при данных ресурсах может обеспечивать полную занятость, стабильные цены и уверенность человека в будущем Рыночная экономика формирует адекватную этим условиям личность. По сути тип личности – это энергичный, инициативный и способный к оправданному риску человек
Главный порок административной экономики – отсутствие мотивационных стимулов к эффективному труду. Укоренившиеся в сознании установки, направленные:
– на безынициативность;
– на низкое качество труда;
– на иждивенчество.
Как следствие, низкая эффективность использования ограниченных ресурсов Вполне понятно, что субъекты рыночных отношений неидеальны. Им сопутствует эгоизм, предпочтение собственных интересов. Рыночная экономика при всех ее недостатках более эффективна и приспособлена и способна решать проблемы эффективности производства, насыщенности рынка, с другой стороны, она не свободна от нарушения принципов социальной справедливости
Но решение этой задачи настолько сложно, что займет длительное время, а сами преобразования окажут влияние на весь сложившийся уклад жизни, миропонимание и сознание людей. Рушатся привычные стереотипы, а с ними возникает масса проблем, что не всегда под силу каждому индивиду. Возникает противоречие «Я» и «Общество». Отсюда неоднозначное принятие реформ и как бы нового способа общественной связи, но другого выбора нет. А есть мучительный поиск и осознание новых реалий. Возникает вопрос: как возникло рыночное хозяйство, каковы его содержание и черты?
Рыночное хозяйство возникло как продукт на протяжении нескольких тысяч лет в связи с разложением натурального хозяйства. Две причины послужили упадку натурального хозяйства. Это:
1) развитие общественного разделения труда;
2) обособление производителей в рамках частной собственности на средства производства;
3) свобода предпринимательства.
В этих условиях не могло возникнуть другой формы связи между субъектами, кроме как обмен производимых ими благ. Возник рынок как процесс обмена благ. В виду того, что рыночная экономика возникла не сразу, в экономической теории выделяют три ступени ее развития.
Производственно-натуральное хозяйство, как замкнутая социальная единица, в которой производство велось с целью потребления в пределах семьи, крестьянского, общинного, родового, помещичьего, домашнего хозяйства. Все связи ограничивались процессом непосредственного производства. За пределами натурального хозяйства не существуют никакие отношения. Но под влиянием роста субъектов натурального хозяйства возникают разделение труда и обособление производителей. Наряду с производством и потреблением возникает распределение, а затем и перераспределение. Начинают появляться признаки экономики.
1. Экономика предполагает переход от перераспределения к обмену. Обмен в экономике предполагает эквивалентно-возмездный обмен продуктами труда между экономически обособленными субъектами в процессе разделения труда. Только такой обмен, если он состоялся, превращает продукт труда в товар, а обмен в рынок. Но на этом этапе развития экономики она подчинена производству и главный субъект рыночных отношений – продавец (производитель), то есть – это «рынок продавцов», диктующих собственные цены покупателю (потребителю).
2. И только когда происходит качественный скачок в экономическом развитии, возникает третий этап развития рынка. Возникает «рынок покупателя»: производитель теряет свой исключительный статус. Возникает рыночная экономика, где появляется субъект, имеющий право свободного выбора с учетом потребительской выгоды. Возникает как бы диалог «продавец – покупатель» вместо монолога продавца.
Рыночная экономика доказала свою состоятельность в решении экономических задач. Рынок устанавливает взаимосвязь производство – потребление через обеспечение соответствия предложения объему платежеспособного спроса. Рынок гарантирует общественную оценку труда обособленных товаропроизводителей. Эта оценка сводится к простому механизму: состоялась купля-продажа или нет. Развитие конкуренции является одной из причин достаточно высокой эффективности рыночной экономики.
Изучение рыночной экономики начнем с анализа «идеальной модели», получившей в западной экономической теории название «совершенная конкуренция».
Режим свободного рынка хорошо исследован в мировой экономической науке и предполагает ряд условий.
1. Это – свобода предпринимательской деятельности: полная самостоятельность и независимость экономических субъектов и вся полнота ответственности за результаты хозяйственной деятельности.
2. Обеспечение мобильности всех видов ресурсов или свободный перелив ресурсов из менее эффективных сфер производства в более эффективные.
3. Наличие свободного ценообразования. Ф. Хайек подчеркивал особую ценность этого условия функционирования рыночной экономики, утверждая, что любые отступления, с какими бы благими намерениями они ни совершались, в перспективе ведут к диктатуре.
4. Для развития рыночной экономики непреложным условием является отсутствие всех видов монополизма и полная свобода конкуренции.
Кроме того, любой субъект рыночной экономики должен обладать правом доступа к полной информации, политическая стабильность, устойчивость денежной и финансовой системы.
Но «совершенная конкуренция» в чистом виде не существовала и не существует ни в одной стране. Это – научная абстракция, «идеальная модель». В этой «идеальной модели» можно сразу уловить ее отличие от административной, которой присущи совершенно иные условия функционирования. Рыночная экономика, не смотря на ее явные плюсы, имеет и отрицательные черты. Она явно не способна решать ряд важных социально-экономических проблем. Прежде всего, это относится к удовлетворению тех общественных потребностей, которые нельзя измерить в деньгах и создать платежеспособный спрос. Речь идет об «общественных или коллективных товарах», которые имеют весьма сложную структуру. Государство должно брать на себя расходы по их производству, так как частный бизнес, основа рыночной экономики, не всегда заинтересован в них и рынок здесь бессилен.
Рыночный механизм не затрагивает так называемые «внешние эффекты». Содержание «внешних эффектов» сводится к тому, что субъекты рыночного хозяйства, производя товары, могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на благосостояние всех граждан. Но сами «внешние эффекты» невозможно оценить через денежную меру. Поэтому регулирование «внешних эффектов» должно взять на себя государство с тем, чтобы смягчить удары стихийных сил, проявляющиеся во внешних эффектах.
Ограничения рыночного механизма проявляются в регулировании социально-экономических прав личности, в первую очередь права на труд, проблем разработки и внедрения крупных инвестиционных проектов, не сулящих прибыли и связанных с большим риском, неравномерности регионального развития, необходимости борьбы с инфляцией и монополизмом (табл. 5.4).
Итак, с одной стороны, рынок – эффективный способ хозяйствования, с другой же он имеет существенные недостатки, требующие разных форм вмешательства государства. Поэтому нормальной экономикой повсюду считается регулируемая рыночная экономика, в которой саморегуляция дополняется корректировкой государства с учетом социальных приоритетов. Удельный вес каждой формы определяется только рыночной экономикой. Рыночная экономика в развитых странах функционирует на основе акционерной (корпоративной) формы собственности в крупном бизнесе и на основе частной индивидуальной формы – в малом бизнесе.
Таблица 5.4
Свободный рынок
Достоинства Недостатки
функционирует на основе саморегулирующегося механизма;
высокая степень рационального поведения рыночных субъектов;
гибкая и высокая адаптивность к изменяющимся условиям;
свобода выбора и действий рыночных субъектов;
способность к удовлетворению разнообразных неограниченных потребностей. приводит к дифференциации в уровне жизни;
не обеспечивает социальную защиту населения;
не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования;
не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;
не обеспечивает действенную мотивацию для фундаментальных научных исследований;
не распространяется на виды деятельности, которые не могут быть подчинены исключительно коммерческим критериям;
нестабильность экономического развития с соответствующими рецессионными и инфляционными процессами.
Развиваются корпоративная и государственная формы собственности. Госсектор выполняет две взаимосвязанные функции:
1) источник дохода помимо негосударственного сектора;
2) регулятор рыночных процессов.
Основным показателем развития и состояния рыночной экономики является рыночная конъюнктура. Конъюнктура есть временная ситуация, характеризующая состояние производства и потребления в определенный период времени. К показателям конъюнктуры можно отнести:
– динамику производства и строительства;
– объем товарных запасов;
– движение цен, процента, курса ценных бумаг;
– изменение в уровне прибыли, заработной платы, издержек;
– уровень безработицы.
На уровень экономической конъюнктуры влияет ряд факторов. К ним относятся:
– циклические – сила которых нарастает в определенные периоды цикла;
– нециклические – оказывающие влияние постоянно;
– случайные – временные, быстропроходящие.
Исходя из названных факторов, различают две тенденции экономической конъюнктуры: «повелительную» и «понимательную».
На экономическую конъюнктуру особое влияние оказывают следующие способы: регулирование масштабов инвестиций, изменение условий и масштабов государственных заказов, пересмотр налоговых и процентных ставок, регулирование величины денежных сбережений населения.
Функционирование экономической системы, ее равновесие и динамику могут обеспечить рыночные институты – специализированные организации, действующие в границах особого рынка. Совокупность взаимосвязанных институтов, выполняющих определенные функции, составляет инфраструктуру рыночной экономики.
Инфраструктура рынка – это совокупность организационно-правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли продажи.
Перечислим основные элементы инфраструктуры:
биржи и их организационно оформленное посредничество;
аукционы, ярмарки и другие формы организационного биржевого посредничества;
кредитная система и коммерческие банки;
эмиссионная система и эмиссионные банки;
система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости;
информационные технологии и средства деловой коммуникации;
налоговая система;
система страхования;
рекламные агентства и информационные центры, коммерческо-выставочные комплексы;
торговые палаты и другие общественные, добровольные и государственные объединения деловых кругов;
таможенная система;
профсоюзы;
система высшего и среднего экономического образования;
аудиторские и консультативные компании;
общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;
специальные зоны свободного предпринимательства.
Основные функции инфраструктуры рынка следующие:
облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов;
повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе из специализации;
организационное оформление рыночных отношений;
облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики.
Перечислим основные элементы формирования рыночной инфраструктуры:
развитие сети коммерческих оптовых предприятий по торговле;
поощрение возникновения новых торгово-закупочных предприятий;
формирование сети товарных бирж для оптовой торговли различными группами товаров совместно с сырьем для их производства;
увеличение числа ярмарок и изменение порядка их работы;
поощрение инвестиций в рыночную инфраструктуру.
Инфраструктура – это обязательный компонент любой целостной экономической системы. Другими словами, инфраструктура – это основание, фундамент, внутреннее строение экономической системы. Инфраструктура призвана обеспечить цивилизационный характер деятельности рыночных субъектов, элементы инфраструктуры пришли не из вне, а порождены самими рыночными отношениями.
Кратко рассмотрим классификацию рыночной инфраструктуры, и занесем данные в табл. 5.5.
Таблица 5.5
Субъекты рыночной инфраструктуры№ п.п. Наименование рынка Основная функция Субъекты инфраструктуры
1 Рынок товаров и услуг Основная функция – связать друг с другом все сферы общественного производства. Быстро реагирует на сигналы, идущие с рынка Товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, ярмарки, аукционы, фирмы, занимающиеся сбором информации, маркетингом, сервисные службы, фирмы-посредники2 Рынок капиталов:
– кредитный рынок;
– рынок ценных бумаг. Мобилизация свободных денежных средств.
Управление собственным капиталом Банки, страховые компании, фонды.
Фондовая биржа
3 Рынок труда Купля-продажа рабочей силы Биржа труда
4 Рынок природных ресурсов Купля-продажа земли и других природных ресурсов земельные аукционы
Все названные элементы инфраструктуры будут исследованы в полной мере в специальных темах и курсах. В данном случае важно подчеркнуть те механизмы, через которые реализуется поведение субъектов рыночного хозяйства, представленных через персонифицированные учреждения (институты).
Рассмотрев элементы рыночной инфраструктуры, необходимо далее подчеркнуть, что они постоянно взаимодействуют, а их взаимодействие порождает спрос и предложение на товары и услуги. Поэтому следующим этапом нашего исследования будет анализ спроса и предложения и «равновесной цены».