Рабочая программа занятий внеурочной деятельности Моё портфолио 4 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
г. Истра
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ «СОШ № 2» г. Истра____________
И. И. Власов
01.09.2015 г. Приказ №
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Моё портфолио»
проекного направления
4 г класс
Составитель:
Салычева Любовь Владимировна,
учитель высшей категории
2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Программы для общегосударственных учреждений по внеурочной деятельности разработана на основе программы проекного направления «Портфолио как средство развития творческой активности учащихся» (автор программы - Кожина С.В., Москва, «Русское слово», 2013 г.)
Программа рассчитана на 68 часов учебного времени (из расчёта 2 учебных часа в неделю).
Главная цель:
- Формирование у четвероклассника навыков самооценки.
- Приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);
- Развитие мотивации творческого роста, самостоятельной организации учебной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения
Курс внеурочной деятельности «Моё портфолио» направлен на решение следующих задач:
- Своевременно отмечать успехи ученика.
- Сместить акцент с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету.
- Поощрять активность и самостоятельность ученика, расширять возможности обучения и самообучения.
- Интегрировать количественную и качественную оценки.
- Через создание ситуации успеха для каждого ученика, повышать самооценку и уверенность в собственных силах и возможностях.
- Через создание условий для самореализации и самоактуализации в различных областях школьной и внешкольной жизни максимально раскрывать индивидуальные способности каждого ребенка, развивать познавательные интересы учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию.
- Перенести педагогическое ударения с оценки на самооценку.
- Формировать положительные моральные и нравственные качеств личности.
Актуальность и педагогическая целесообразность использования программы заключается в том, что это эффективное средство для плодотворной совместной работы учеников, родителей и учителей над формированием положительных качеств характера развивающейся личности. Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной коммуникативной и др.) и является важным элементом практико-ориентированного подхода в образовании. Содержание его помогает ребёнку осознать свои изменения и применить свои знания в творческой деятельности.
.
Требования к уровню подготовки учащихся
Портфолио отражает динамику становления обучения, воспитания, развития и социализацию ребёнка. Оно даёт проследить, как в течение школьной жизни меняется ребёнок: его отношение к обучению, степень овладения ЗУН, как постепенно меняется и обогащается мир ребёнка, как складываются и меняются его отношения с ребятами и взрослыми.
В большей степени портфолио отражает социализацию, которую мы понимаем как адаптацию ребёнка к реальной жизни через овладение разными сторонами социального опыта, ценностными ориентациями (этика, культура, гуманные отношения).
Что даёт портфолио учителю.
Портфолио позволяет проследить личностный рост ребёнка, способствует формированию у него умения учиться, помогает ученику перейти к сотрудничеству с учителем, одноклассниками и вовлекает его в учебный процесс. Страницы портфолио «рассказывают» учителю о чувствах, впечатлениях, страхах. Предпочтениях, удачах и неудачах ученика. Это даёт педагогу возможность узнать особенности эмоциональной жизни отдельного ученика и учитывать их в своём общении с детьми.
Но, вводя портфолио, важно соблюдать обязательное условие – демократический стиль общения учителя и учащегося. Важно, чтобы откровения ученика помогли учителю вовремя прийти ему на помощь, а ученику – осознать себя значимым субъектом учебной деятельности, видеть свои успехи, не бояться встречающихся трудностей. Ученик должен быть уверен, что рядом учитель и родители, которые всегда придут на помощь.
Что даёт портфолио родителям.
Портфолио интересно и родителям, так как с его помощью они видят движениеребёнка в овладении ЗУН, его внутренние переживания, результаты творческой деятельности, трудности и радости.
Важно, чтобы ребёнок в любое время мог взять своё портфолио, что-либо исправить или дополнить, вложить в папку «Мои шедеврики» свои работы.
С разрешения детей можно выкладывать портфолио на родительских собраниях. Показывать его кому-либо можно только с разрешения ребёнка.
Собранные листы наблюдений отражают динамику следующих показателей:
- формированности и индивидуального прогресса в развитии таких
- навыков учения,как:
- приобретение знаний,
- понимание,
- применение,
- анализ,
- синтез,
- оценка,
- диалектичность мышления,
- метазнание
- сформированности и индивидуального прогресса в развитии социальных навыков:
- способность принимать ответственность;
- способность уважать других;
- умение сотрудничать;
- умение участвовать в выработке общего решения;
-способность разрешать конфликты;
- способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе
- сформированности и индивидуального прогресса в развитии ряда коммуникативных навыков:
- слушание (слышать инструкции, слышать других, воспринимать информацию);
- говорения (ясно выражаться, высказывать мнение, давать устный отчет в малой и большой группе);
- чтения (способность читать для удовольствия, общения и получения информации);
- письма (фиксировать наблюдения, делать выписки, излагать краткое содержание, готовить отчеты, вести дневник)
Программно-методическое обеспечение
1. УМК
Кожина С.В. Портфолио как средство развития творческой активности учащихся, Москва, «Русское слово», 2013 г.
ФГОС. Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школьной жизни. – М.,ВИТА-ПРЕСС, 2012.
ФГОС. Основная образовательная программа начальной школы (под редакцией Е.В. Восторговой). - М. ВИТА-ПРЕСС, 2012
ФГОС. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе, 2013 г.
ФГОС. Планируемые результаты начального общего образования, 2014 г.
2. Электронные пособия:
сайт [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13 LINK "http://nsc.1sep
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
3. Материально-техническое обеспечение:
1. комплект учебно-наглядных пособий
2. компьютер с лицензионным программным обеспечением;
3. телевизор;
4. МР3 проигрыватель;
5. принтер;
6. сканер.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Название раздела. Тема.
Количество часов
Планируемые результаты
Дата проведения
Дата проведения
фактическая
Моё портфолио
68
Предметные результаты
УУД
Личностные результаты
1
Знакомство с портфолио
1
- открывает для себя партнёров-сверстников, учится адресоваться к ним, обращать к партнёрам свои высказывания, ждать их реакции на свои ответы;
- понимает, что такое «режим дня и почему его надо выполнять»,
умеет анализировать происходящее в классе, группе;
- понимает, что такое «схема»,
умеет читать схемы класса;
- знает разные формы приветствия и умеет приветствовать учителей и одноклассников;
- понимает, зачем нужно внимание и учится внимательно слушать;
- понимает и учится справедливо оценивать свою работу;
- понимает, когда можно одному выполнять задания, а когда – вместе;
- понимает, зачем нужно уметь слушать друг друга и адресоваться друг к другу, а не к учителю;
- знает, как оценивать свою работу и соотносить свою оценку с оценкой учителя, товарища, родителей;
- умеет выбирать формы работы:
«один» - «вместе»;
- знает, как оценивать свою работу по разным критериям;
- знает, как и когда надо задавать вопросы;
- понимает, что значит «точный вопрос»;
- умеет договариваться о критериях оценки общей работы и оценивать её;
- понимает, что такое «содержательная дискуссия»;
- знает, как надо договариваться о сотрудничестве посредством действия (со-действовать);
- понимает, что значит излагать свои мысли понятно, точно;
- понимает, что значит «высказываться, чтобы было понятно всем»;
- знает, как по-разному оценивать одинаковое задание;
- учится аргументированно доказывать свою точку зрения;
- понимает, когда нужно обращаться за помощью;
- умеет отделить своё знание от незнания,
оценить свои успехи;
- учится справедливо оценивать свои действия и действия других;
- учится хвалить себя и других;
- умеет пользоваться своими знаниями и умениями.
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- оценивать правильность выполнения действий;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
- сличать способ действия и его результат;
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
- использовать знаково-символические средства (модели и схемы);
- строить сообщения в устной форме;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
- анализировать изучаемый предмет, находить границы применимости того или иного способа, правила;
- построение рассуждения;
- уметь анализировать, устанавливать недостаток средств для решения задачи и формулировать условия, при которых она будет решена;
- рефлексия способов и условий действий;
- сравнение, сериация, установление аналогий, построение рассуждения.
Коммуникативные УУД:
а) инициативное сотрудничество:
- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач,
- ставить вопросы,
- обращаться за помощью к учителю, одноклассникам, к другим группам;
- формулировать свои затруднения,
- предлагать помощь и сотрудничество;
б) взаимодействие:
- формулировать собственное мнение и позицию,
- задавать вопросы,
- строить понятные для партнёра высказывания,
- строить монологическое высказывание,
- вести устный диалог,
- слушать собеседника;
в) управление коммуникацией:
- определять общую цель и пути её достижения,
- осуществлять взаимный контроль,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,
- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь,
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии
- мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная, внешняя);
- учебно-познавательный интерес к новому;
внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
- принятие образа «хорошего ученика»;
-уважительное отношение к иному мнению;
-этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
- самооценка на основе критериев успешной деятельности;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
1нед. 1.09-4.09
2
Это я!
1
1нед. 1.09-4.09.
3
Как я отношусь к людям
1
2нед 7.09-11.09.
4
Мой портрет
1
2нед 7.09-11.09.
5
Я о себе
1
3нед 14.09-18.09
6
Мои добрые дела
1
3нед 14.09-18.09
7
Тайны Ф.И.О.
1
4нед. 21.09-25.09
8
Знаменитые тёзки
1
4нед. 21.09-25.09
9
Что я люблю и что не люблю
1
5нед 28.09-2.10
10
Мои любимые игры и игрушки
1
5нед 28.09-2.10
11
Чему учат в школе
1
6нед 12.10-16.10
12
Законы школьной жизни
1
6нед 12.10-16.10
13
Права и обязанности ребёнка
1
7нед 19.10-23.10
14
Распорядок дня
1
7нед 19.10-23.10
15
Правила безопасности
1
8нед. 26.10-30.10
16
Безопасный маршрут «Дом – школа»!
1
8нед. 26.10-30.10.
17
Учимся ставить цели
1
9нед. 2.11-6.11
18
Мои цели: 3 класс
1
9нед. 2.11-6.11
19
Я учусь писать грамотно
1
10нед 9.11-13.11.
20
Портфель читателя
1
10нед 9.11-13.11.
21
Математическая копилка
1
11нед 23.11-27.11
22
Я в мире познания
1
11нед 23.11-27.11
23
Какой Я
1
12нед 30.11-4.12
24
Моя рука
1
12нед 30.11-4.12
25
Моя семья
1
13нед 7.12-11.12
26
Радость движения
1
13нед. 7.12-11.12
27
Моя комната
1
14нед.14.12-18.12
28
Мой дом
1
14нед 14.12-18.12
29
Дом моей мечты
1
15нед .21.12-25.12
30
Времена года
1
15нед.21.12-25.12
31
Мой город
1
16нед 4.01-8.01
32
Моя страна
1
16нед 4.01-8.01
33
Новый год
1
17нед 11.01-15.01
34
Мои любимые сказки и книжки
1
17нед 11.01-15.01
35
Мои любимые телепередачи (мультфильмы, фильмы)
1
18нед .18.01-22.01
.
36
Я в мире музыки
1
18нед.18.01-22.01
37
Я в мире поэзии
1
19нед 25.01-29.01
38
Я и спорт
1
19нед 25.01-29.01
39
Я – художник
1
20нед 1.02-5.02
40
Мои кружки, секции, клубы
1
20нед 1.02-5.02
41
Я и мои друзья
1
21нед 8.02-12.02
42
Какой у меня характер
1
21нед 8.02-12.02
43
Мои любимые цветы
1
22нед 22.02-26.02
44
Я и природа
1
22нед 22.02-26.02
45
В мире животных
1
. 23нед 29.02-4.03
46
Я и космос
1
23нед 29.02-4.03
47
Я – волшебник
1
24нед 7.03-11.03
48
Страна моих снов
1
24нед 7.03-11.03
49
Знакомство с миром профессий
1
25нед 14.03-18.03
50
Кем я хочу стать
1
25нед 14.03-18.03
51
Мой класс
1
26нед 21.03-25.03
52
Традиции класса
1
26нед 21.03-25.03
53
Моя школа
1
27нед 28.03-1.04
54
Моя школьная жизнь
1
27нед 28.03-1.04
55
Мои учителя
1
28нед 11.04-15.04
56
Мои увлечения
1
28нед 11.04-15.04
57
Мои поделки
1
29нед 18.04-22.04
58
Оцени свои знания по русскому языку
1
29нед 18.04-22.04
59
Оцени свои знания по литературному чтению
1
30нед 25.04-29.04
60
Оцени свои знания по математике
1
30нед 25.04-29.04
61
Оцени свои знания по окружающему миру
1
31нед 2.05-6.05
62
Оцени свои знания по английскому языку
1
31нед 2.05-6.05
63
Оцени свои знания по музыке
1
32нед 9.05-13.05
64
Оцени свои знания по ИЗО
1
32нед 9.05-13.05
65
Оцени свои знания по технологии
1
33нед 16.05-20.05
66
Мои достижения
1
33нед 16.05-20.05
67
Моё созвездие успеха
1
34нед 23.05-27.05
68
Заключительное
1
34нед 23.05-27.05
Согласовано Согласовано
на заседании ШМО Зам.директора по УВР
учителей начальных классов ______________ Стадник Т.В.
____________ Салычева Л.В. «___» _____________ 2015 г.
Протокол № 1 от 26.08. 2015 г.
15